Ключевой реформой в Украине международные эксперты называют изменения в энергетическом секторе. Обеспечить инвестиции в отрасль и снизить зависимость от внешних поставок энергоресурсов призвано рыночное ценообразование. На газовом рынке формирование цены происходит при помощи формулы "Дюссельдорф+", а на рынке угля – "Роттердам+".
Газовая трансформация
С момента начала сотрудничества Украины и МВФ по программе EFF в апреле 2014 года, одним из ключевых условий Фонда было пошаговое реформирование газового сектора. Особый акцент МВФ делает на ценообразовании на рынке газа, а конкретно – на приведении цен к рыночному уровню. В Меморандуме Украины и МВФ от 2 марта 2017 года указано, что Украина продолжит трансформацию газового сектора с тем, чтобы тарифы находились на уровне импортного паритета.
"Мы каждые полгода будем корректировать цены на газ внутренней добычи, начиная с 1 апреля 2017 с тем, чтобы оставался паритет между его ценой и ценой импортируемого газа", - отмечают представители правительства Украины в Меморандуме. На чем основывается ценообразование в газовом секторе? На международном опыте, который гласит о формировании цены на основе понятной и прозрачной формулы. 7 апреля 2016 года Кабинет министров принял постановление №315, которым выровнял цены на газ для промышленности и населения. Этим же документом определена формула цены газа, в основе которой заложены котировки в европейском хабе NCG (близ немецкого города Дюссельдорф) + доставка к украинско-словацкой границе.
Использование формулы – необходимый для Украины шаг, поскольку страна находится лишь в начале пути формирования полноценного свободного рынка энергоносителей. Международные эксперты поддерживают применение формульного подхода, несмотря на регулярные выпады в сторону такого ценообразования со стороны тех, кому выгодно продолжать получать "вкусные бонусы", благодаря ручному управлению ценами и рынком в целом.
"Рынки, которые работают без вмешательства, показывают реальные затраты, и это создает уверенность для инвесторов. Либерализация рынка является частью формулы, привлекающей производителей, торговцев и инвесторов – как национальных, так и иностранных", - отмечает директор Энергетического сообщества (ЕС) Януш Копач.
Формула "Дюссельдорф+", по мнению экспертов, призвана не только привести цены к импортному паритету, как того требует МВФ, но и вывести на прибыльную деятельность НАК "Нафтогаз Украины", который долгие годы был убыточным и регулярно дотировался госбюджетом, "съедая" бюджетные миллиарды. Что важно: формула в итоге ведет к стимулированию добычи газа внутри Украины, а значит, напрямую влияет на энергобезопасность страны.
"Украина покупала российский газ дорого, а добытый в украинских недрах газ правительство выкупало за копейки. В результате "Укргазодобыча" и другие госкомпании недоинвестировались, не внедряли новые технологии по добыче газа. Добыча при отсутствии инвестиций сокращалась, поэтому приходилось покупать еще больше российского дорогого газа", - отметила замглавы ЕБРР в Украине Марина Петров в недавнем интервью изданию "Энергореформа".
Позитивные итоги реформы на газовом рынке уже весьма очевидны. Например, за первое полугодие 2017 года предприятия "Нафтогаза" получили 23,3 млрд грн чистой прибыли. А предприятие "Укргазвыдобування" за январь-сентябрь 2017 увеличило объем добычи природного газа на 3,9% или на 552 млн кубометров по сравнению с показателями аналогичного периода 2016 года. Без применения формулы "Дюссельдорф+" не было бы никаких шансов достичь таких результатов. Ранее в газовом секторе Украины низкие цены на природный газ стимулировали импорт, а не собственную добычу. В дальнейшем планируется создание рынка газа, который и будет служить базисом для ценообразования. Что крайне важно для развития отрасли и, в том числе, наращивания собственной добычи.
Увы, несмотря на позитивное влияние формульного ценообразования на развитие украинcкой газодобывающей отрасли, над энергетической реформой нависла политическая угроза. В политикуме все громче раздаются голоса о необходимости отказа от формульного ценообразования и возврата к нерыночной низкой цене на газ, добываемый из украинских недр. В погоне за голосами избирателей, популисты готовы снова похоронить газовую отрасль. Ведь ситуативные "результаты" в виде снижения тарифов на газ и тепло неминуемо повлекут за собой сворачивание газодобычи, а в дальнейшем – рост импорта и восстановление рыночной цены газа в тарифах. Только тогда по этим ценам придется оплачивать уже труд не украинских газовиков, а российских…
В данном случае как никогда важна принципиальность "лечащего доктора" украинской экономики – МВФ. Как известно, в 2017 году в Украину поступил лишь один из четырех запланированных программой EFF траншей – в апреле Украина получила 1 млрд долл. До конца 2017 года предполагалось получить еще три транша, общая сумма которых – 6,4 млрд долларов. НБУ уже заявил, что до конца 2017 года Украине не видать очередного транша. Вероятно, задержка в поступлении кредита МВФ связана с газовым вопросом. Крупнейший финансовый партнер Украины ждет более четкой позиции Украины в отношении реформ энергетического сектора.
Электрореформирование
Не только газовый рынок идет по пути реформ. На рынке электроэнергии также происходит немало важных трансформаций. Как и в случае с рынком газа, на становлении понятного рынка электроэнергии настаивают зарубежные партнеры Украины – и МВФ, и правительство США, и Еврокомиссия. О необходимости реформирования сектора неоднократно было сказано, в том числе, в Меморандуме Украины и МВФ, а также в Меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики между Украиной и ЕС, в Соглашении о членстве Украины в Энергетическом Сообществе. Кроме того, в недавно принятом в США санкционном законе прямо говорится о том, что любая военно-политическая помощь этой страны Украине зависит от хода реформ в энергетике. Важным шагом в реформировании рынка стал принятый парламентом и подписанный Президентом 8 июня 2017 года закон "О рынке электроэнергии". Для внедрения нового рынка в стране уже создан специальный Координационный центр.
Полноценное внедрение новой модели рынка электроэнергии дело небыстрое и с учетом принятия сопутствующей нормативной базы займет не менее 2-х лет. Поэтому на переходной период Украина по аналогии с газом перешла на формульное ценообразование на энергетический уголь с привязкой к международному индексу. Весной 2016-го года НКРЭКУ приняла постановление №289, в котором утвердила новую методологию расчета оптовой рыночной цены электроэнергии (ОРЦ). Согласно методологии, угольная составляющая в тарифе на электроэнергию основана на котировках индекса API2 крупнейшего европейского угольного хаба ARA (Амстердам, Роттердам, Антверпен). Для расчета берется средневзвешенный за 12 месяцев на период расчета индекс АPI2 + доставка и перевалка за вычетом дисконта на разницу в калорийности между импортным и украинским углем.
Международные эксперты энергорынка поддержали использование формулы.
"Индекс API2 отображает торговлю углем в северо-западной Европе, а также в Амстердаме, Роттердаме, Антверпене. Уголь является одним из самых ликвидных минеральных ресурсов, и данный индекс цен существует почти 20 лет. Он широко используется в Европе - почти три миллиарда тонн угля в год индексируется API2. Логично, что Украина использует данный угольный индекс при формировании своих тарифов на электроэнергию", - отметил старший вице-президент международного агентства Argus Джим Николсон.
Формульное ценообразование – крайне важная реформа энергосектора, поскольку формирование рыночных цен позволяет предприятиям – шахтам – получать рыночную, не заниженную или придуманную чиновниками цену. А, значит, предприятия в Украине могут инвестировать в оборудование и наращивать добычу. Что крайне важно для страны, потерявшей вследствие военных действий на Востоке доступ к угольным месторождениям. Эксперты уже не раз отмечали, что без инвестиций угольная отрасль деградирует, что вовсе не способствует достижению страной энергонезависимости, к которой Украина стремится.
"В течение многих лет в угольном секторе разница между реальной себестоимостью и ценой продажи покрывалась за счет госбюджета через дотации. Но отрасль со временем деградировала, и мы подошли к этапу, когда возник дефицит угля. Это связано и с деградацией отрасли, кроме прочего", - отметил директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Не так давно Украина полностью обеспечивала себя углем. Теперь, по словам министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, не менее четверти топлива для электростанций приходится импортировать. Эксперт Реанимационного пакета реформ Татьяна Бойко называет еще более удручающие цифры – дефицит энергетического угля может составить 44%.
"Что важно – так это рыночные цены. Это даст возможность торговать и конкурировать. Это предоставит сектору новое дыхание и возможность двигаться", - отметил директор ЕБРР в Украине Шевки Аджунер.
Риски перед угольной формулой аналогичны тем, что и перед газовой – информационный прессинг политиков, обещающих украинцам дешевый свет, газ и коммунальные услуги. Их рецепт прост и логичен до безобразия: энергоресурсы украинского происхождения должны закладываться в тарифы по низкой цене. Что ждет украинцев при таком подходе через два-три года, когда добыча прекратиться из-за отрицательной рентабельности, популисты обычно не говорят.
Комментарии