Ексклюзивы
четверг, 11 августа 2022 08:30

Спецтема: Война России против Украины

"Ситуация в Херсоне – главная интрига военного противостояния между Россией и Украиной" – Сергей Згурец

Сейчас самая большая загадка, что будет в районе Херсона – российское наступление на Запорожье или Николаев, или наше освобождение этого оккупированного города. Россия прибегла к шантажу Украины, ЕС и США, чтобы добиться прекращения наступления на юге, угрожая взорвать Запорожскую АЭС. Пока что этот только ядерный терроризм – запугивание Запада, хотя нельзя исключать худшего. Украинская армия имеет западное вооружение, но его еще недостаточно, и людей, но тоже не хватает обученных. У России много техники и низкого качества "пушечного мяса", которое бросают в бой. Стороны осторожно наносят удары, экономя ограниченные ресурсы. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал военный эксперт Сергей Згурец.

Украина и Россия стягивают войска к Херсону. Что происходит в районе этого оккупированного россиянами областного центра? Чего ждать в ближайшие недели?

Ситуация в Херсоне, на правом берегу Днепра – главная интрига военного противостояния между Россией и Украиной. Западная разведка утверждает, что враг стягивает туда технику и личный состав. Вот-вот там начнется наступление украинской или российской армии. Четкого ответа до сих пор нет.

В Херсон Россия стянула треть батальонно-тактических групп, действующих в Украине – около 30 из 100

В Херсон Россия стянула до трети своих действующих в Украине батальонно-тактических групп – около 30 из 100. Это десантные войска и подразделения 35-й армии РФ.

Откуда могут нас атаковать?

Накопленные силы могут использовать для атаки из Херсона в направлении Николаева, Кривого Рога или Запорожья. Также могут прибегнуть к обороне. В значительной степени их действия – реакция на подготовку Украиной контрнаступления на оккупированный с марта областной центр.

Россияне также могут попытаться наступать по нескольким направлениям – на Николаев или Кривой Рог. Или на Запорожье по обоим берегам Днепра.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Крах Российской империи зависит от Украины" – Ахъяд Идигов

Насколько это может быть успешным для врага?

Теоретические оценки российского потенциала свидетельствуют о том, что для них это будет сложная задача. Ибо на юге – не жизнеспособные мощные подразделения, а потрепанные в боях. Однако враг дальше стягивает туда большое количество живой силы и техники. Наша сторона эффективно противодействует – уничтожает их склады боеприпасов, командные центры, логистические базы и цепи поставок. Сейчас основная украинская стратегия – подготовка к освобождению юга.

Находимся на этапе игры нервов и мощностей обеих сторон в этом направлении. Ожидаем дальнейшей динамики. У нас есть существенные возможности освободить Херсон, используя не столько личный состав, как технологическое преимущество западного оружия. Освободить сейчас правый берег Днепра – вполне возможная для выполнения задача.

С начала использования HIMARS в течение месяца Украина поразила более 100 важных военных целей за линией фронта на юге

Насколько украинская армия подорвала российские силы на юге, уничтожив российские склады, командные пункты и четыре российских зенитно-ракетных комплекса С-300?

С начала использования американских систем HIMARS (высокомобильная артиллерийская ракетная система на колесном шасси, несущая шесть высокоточных снарядов для залпового огня на расстояние до 80 км или одну ракету MGM-140 ATACMS с дальностью до 300 км. – Gazeta.ua) Украина поразила более 100 важных военных целей за линией фронта на юге. Показателем качественных изменений на этом фронте стало невозможность продвижения россиян, невозможность использования там стратегии огненного вала с большим количеством артиллерии на ограниченных участках фронта. Все потому, что мы уничтожили большое количество их складов.

На южном направлении мы разорвали логистику и тактику российской армии

Сейчас россияне стягивают боеприпасы на юг несколько по-другому. Стараются минимизировать риски наших ударов. Пока неизвестно насколько успешной будет стратегия. Когда говорим о подрыве русских наступательных возможностей, прощупать точно уровень нанесенного вреда тяжело. Но мы показали, что разорвали на этом фронте логистику и тактику русской армии.

Наши силы успешно и регулярно уничтожают переправы через Днепр в Херсоне и возле Новой Каховки. Подход работает и масштабируется, если будет соответствующее решение нашего Генерального штаба.

Сложилось впечатление, что Генштаб до сих пор не принимал кардинального решения полностью перерубить мосты через Днепр, чтобы дать возможность россиянам показать так называемый "жест доброй воли", то есть отступить. Но, видим, враг не понимает и подтягивает войска, сам себя загоняя в ловушку на правом берегу реки.

Автор: Фото: Сергей Старостенко
  Сергей Згурец – родился во Львове. Окончил журфак во Львовском военно-политическом училище. С 1994 года – заместитель начальника отдела строительства и развития ВСУ. Работал военным обозревателем на Радио Свобода и в газете «День». В 2003 году обучался в Школе управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета. С 2001 года – основатель и главный редактор журнала Defense Express. Автор и соавтор научных изданий, справочников и книг, посвященных оборонно-промышленному комплексу Украины, тенденциям на мировом рынке оружия, разработке, производству и экспорту военной техники. Работает директором информационно консалтинговой компании Defense Express, главным редактором одноименного журнала. Член правления ОО «Лига оборонных предприятий Украины».
Сергей Згурец – родился во Львове. Окончил журфак во Львовском военно-политическом училище. С 1994 года – заместитель начальника отдела строительства и развития ВСУ. Работал военным обозревателем на Радио Свобода и в газете «День». В 2003 году обучался в Школе управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета. С 2001 года – основатель и главный редактор журнала Defense Express. Автор и соавтор научных изданий, справочников и книг, посвященных оборонно-промышленному комплексу Украины, тенденциям на мировом рынке оружия, разработке, производству и экспорту военной техники. Работает директором информационно консалтинговой компании Defense Express, главным редактором одноименного журнала. Член правления ОО «Лига оборонных предприятий Украины».

Какова будет роль партизан и ДРГ в освобождении юга Украины и насколько они уже сыграли важную роль?

Это важное направление реализации нашей оборонной концепции, предполагающей использование сил специальных операций. Они – составляющая движения сопротивления на оккупированных территориях. Их знаем как "партизанское движение" на временно захваченных противником территориях.

Ситуация в Мелитополе, Херсоне и других местах показывает, что партизанское движение эффективно. Люди под страхом смерти боятся становиться коллаборантами и работать в оккупационной администрации. Предателей, которые идут на сотрудничество с врагом, уничтожают. Россиянам тяжело установить там свою власть. Партизаны подрывают железнодорожные пути, склады, распространяют информационные материалы. Это тоже важные факторы общего сопротивления, которое дает положительные результаты.

Враги, особенно в Херсонской области, ищут украинские очаги сопротивления, прибегают к чисткам и репрессиям. Но это реалии войны, где каждая из сторон использует любые возможности для усиления и подрыва сил противника.

Российская армия дошла до шантажа мировым голодом, а теперь угрожает взорвать АЭС

Насколько велик риск, что россияне совершат акт ядерного терроризма на Запорожской АЭС, взорвут ее или обстреляют ракетами?

Агентство ООН по ядерной энергетике МАГАТЭ и госдепартамент США заявили, что использование ядерных объектов в качестве ядерного щита или средства террора – недопустимый способ введения войны, который до сих пор не проводила ни одна армия мира. Российская армия переходит все новые пределы допустимого. Она начала с тотального уничтожения наших городов, инфраструктуры, расстрелов гражданских и изнасилований, атак на торговые центры и театры. Дошла до шантажа мировым голодом. Теперь грозится взорвать крупнейшую в Европе АЭС.

Угроза рассчитана на ЕС и США как элемент российского устрашения и шантажа, чтобы перестали давать нам оружие. Россияне используют станцию для прикрытия своих военных подразделений, которые обстреливают Никополь по другую сторону Днепра, зная, что наши силы не будут отвечать ударами по АЭС. Станцию используют в качестве щита, что уже недопустимо.

РФ хочет максимально дестабилизировать ситуацию в мире и напугать Европу перспективой ядерного загрязнения

Известия о минировании россиянами АЭС – недопустимы. Но вкладываются в общую логику действий РФ, которая хочет максимально дестабилизировать ситуацию в мире и испугать Европу перспективой ядерного загрязнения. Хотя любой взрыв на ядерной электростанции – это мировая катастрофа, которая также будет иметь негативное влияние на Крым и саму Россию. Думаю, несмотря на полное понимание беспринципности врага, это лишь средство устрашения, которое не применят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы должны готовиться к долгой войне. Видим, что делает артиллерия на поле боя" – боец Ян Трчка

Может ли Украина провести спецоперацию по освобождению АЭС? Могут ли западные партнеры помочь нам в этом?

Освобождение, с одной стороны, потребует политических рычагов влияния, чтобы противник покинул опасный объект. В противном случае придется готовить специальную военную операцию, но с теми средствами, которые минимизируют риски подрыва станции. У нас уже были случаи, когда уничтожали военные объекты возле АЭС баражирующими боеприпасами польского производства. Поэтому, вероятно, разрабатывается отдельная стратегия. Возможно, с помощью сил специальных операций, которая позволит очистить станцию от рашистов. Но ее следует серьезно подготовить с пониманием всех рисков и опасностей.

На Донбассе враг пытается окружить Бахмут. Второе направление донецкое – Авдеевка, Пески, Марьинка. Там давят на нашу оборону старой стратегией огненного вала

Какая сейчас ситуация на Донбассе? Что изменилось с тех пор, как россияне начали перебрасывать войска на юг?

Вокруг городов Изюм и Бахмут продолжаются активные бои. Враг пытается окружить Бахмут, перерезать линии сообщения с городом, которые идут на Славянск и Краматорск. Там основные бои на Донбассе. Хотя безуспешные для россиян.

Второе направление донецкое – Авдеевка, Пески, Марьинка. Там враг продолжает давить на нашу оборону, используя старую стратегию огненного вала. Эти два участка остаются наиболее сложными.

Враг пытается выйти на административные границы Донецкой области. Там действует ЧВК "Вагнера". Особенно в районе Бахмута. Относительно Песков, Авдеевки и Марьинки – там действуют корпуса так называемых Л/ДНР и российская армия. На этих участках враг все еще активно использует артиллерию.

Эти участки будут оставаться достаточно напряженными. Наша сторона будет пробовать снизить там давление, используя западные дальнобойные артиллерийские системы, чтобы уничтожить склады боеприпасов.

У врага становится меньше артиллерии, потому что перекидывает ее из Изюма на юг

У врага становится меньше артиллерии, потому что перекидывает ее из Изюма на юг. Поэтому россиянам будет труднее долго поддерживать параллельное наступление в зоне Донецка и Бахмута.

Автор: Фото: Сергей Старостенко
  Военный эксперт Сергей Згурец считает, что российская и украинская сторона следят за действиями друг друга, чтобы не ошибиться, потому что у обоих ограничены ресурсы
Военный эксперт Сергей Згурец считает, что российская и украинская сторона следят за действиями друг друга, чтобы не ошибиться, потому что у обоих ограничены ресурсы

США выделят нам очередную порцию военной помощи на миллиард долларов. Чего из важнейших поставок американского оружия ожидать?

Этот очередной пакет военной помощи из 40 миллиардов долларов, которые объявили в мае. Из них 13 миллиардов долларов – непосредственно на военные нужды, из которых мы уже получили около 10 миллиардов долларов. В течение ближайших двух месяцев можем ожидать мощных пакетов военной помощи, до октября. Затем начнет работать лендлиз США, который, ожидаем, тоже будет достаточно мощным и динамичным.

Последний пакет помощи интересен тем, что там перечень боеприпасов, ракет, которые нам крайне нужны на поле боя

Последний пакет интересен тем, что там есть список боеприпасов, ракет, которые нам крайне нужные на поле боя. США заявили, что отправят еще 75 тысяч снарядов для 155-миллиметровых артиллерийских орудий, взрывчатку C-4 для взрывов, 1000 переносных противотанковых ракет Javelin и 20 тысяч снарядов для минометов.

75 тысяч снарядов будет нам где-то на три недели боев в нынешнем темпе. На сегодняшний день их поставили уже около 450 тысяч. Это очень значительное количество. Она уже превышает то, что у нас было из снарядов в советской артиллерии калибра 152 миллиметра перед началом российского вторжения. Также ожидаем такие нужные боеприпасы к HIMARS. Они крайне важны, потому что чем больше ракет, тем больше эффективность этих систем.

Также ожидаем ракеты к норвежскому передвижному ракетному комплексу NASAMS (мобильная батарея зенитных ракет противовоздушной обороны средней дальности, основное предназначение – уничтожение воздушных объектов противника на средних и малых высотах при любых метеорологических условиях. – Gazeta.ua). Они важны для усиления нашей ПВО. Это будет первое поступление такого современного комплекса.

Еще ждем противорадиолокационных ракет. Это сейчас главная интрига, потому что неизвестно, как зарубежные ракеты можно использовать на наших самолетах. Но уже видели примеры того, как такие ракеты уничтожили российские цели. Это говорит о том, что мы их уже успешно используем их и они ослабляют российскую ПВО. Ее подавление позволит свободнее действовать нашей авиации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Западные элиты не дрались на грязных улицах городов. Им не понять гопника Путина" – чешский криминолог Петр Пойман

Министерство обороны США заявило, что Россия потеряла убитыми и ранеными около 80 тысяч военных и до 4 тысяч бронетехники. Какие перспективы, что Украина сможет истощить в ближайшие месяцы россиян быстрее, чем они нас?

Цифра несколько преувеличена. Украинский Генштаб говорит о 42,5 тысячи. Американская и британская разведки сначала называли меньшие цифры, чем наш Генштаб, а затем больше. Сейчас можем говорить о более 40 тысяч убитых и раненых россиян, а это почти треть действующего в Украине потенциала, то есть около 170 тысяч человек.

На первом этапе войны мы уничтожили наиболее боеспособные подразделения российской армии, которые 10 лет учились наступать

Если в течение первого этапа войны возле Киева и на севере Украины уничтожили наиболее боеспособные подразделения российской армии, перемололи подготовленный компонент, который 10 лет обучался, чтобы проводить наступление. Дальнейшее наполнение российской армии с помощью добровольческих батальонов, которые идут на войну исключительно за деньгами, мобилизуемыми тюремщиками оказывают большое влияние на российский потенциал. Но, все равно, это "пушечное мясо" нам следует перемолоть.

Теперь следует делать упор не на сравнение количественных показателей украинской и российской армий, а на технологических изменениях в зоне боевых действий, благодаря западной артиллерии и другому оружию. Есть предпосылки для успеха, но на отдельных участках, к сожалению, у нас не хватает новейших средств и обученных сил. К примеру, в Марьинке и Песках. Там вынуждены считаться с продолжением стратегии огненного вала, нашествием их "пушечного мяса", которое должно уничтожать с помощью тех систем и вооружений, которые уже на передовой.

Украина нуждается в дальнейшем еще больше в западном вооружении и боеприпасах. У нас есть предпосылки перелопатить российское "пушечное мясо", которое они компенсируют все более низким качеством живой силы. Но у нас на передовой, к сожалению, есть части, которым не хватает новой техники, и обученного персонала, что нужно решать.

В пакетах дальнейшей военной помощи следует исправить эту ситуацию. Также наладить более эффективное и масштабное обучение, чтобы повысить качество подразделений на полях боев.

В настоящее время весь перелом обеспечиваем системами HIMARS, но нам тоже нужны бронетехника, танки и обученный состав к ним

Ранее говорилось, что в середине августа можно ожидать перелома на поле боя. Это реальные ожидания, завышенные, или уже происходит?

Не можем четко знать наши резервы, новые сформированные бригады, об их обученности новым типам вооружений. Нет всей картинки.

Мы еще ожидаем определенной категории вооружений, которая пока поступает в недостаточном количестве или медленнее, чем следует. Нам еще нужно значительное количество артиллерии, которая поступает в меньших объемах. Теперь весь перелом обеспечиваем системами HIMARS, но нам тоже нужны бронетехника, танки и обученный состав к ним.

Это все влияет на проведение контрнаступления. Потому что пока мы можем только сбалансировать нашу линию фронта. В целом она уже стабилизирована. Но некоторые участки, в частности, на Донбассе остаются динамичными, в ожидании наступательных действий врага или нашего контрнаступления.

С обеих сторон армии понимают, что важно не ошибиться, не делать опрометчивых шагов и внимательно следить один за другим. Тем более, что резервы у всех ограничены. У нас преимущество в качестве, мотивированности личного состава и в качестве техники. У россиян много старой техники, но не хватает мотивированного и обученного персонала. Такие две противоположные тенденции встретились в поле боя.

Сейчас вы читаете новость «"Ситуация в Херсоне – главная интрига военного противостояния между Россией и Украиной" – Сергей Згурец». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 25817
Голосование Возможен ли мир на Донбассе за "формуле Штайнмайера" (выборы + отвода войск + амнистия боевиков + особый статус Донбасса)?
  • Так, пора заканчивать войну любыми способами
  • Нет, мир будет только после победы
  • Нужно дальше проводить переговоры и привлечь к ним США
  • Война в Украине закончится только после возвращения Крыма
  • Ваш вариант (в комментариях)
Просмотреть