29 августа 2014 российские войска расстреляли колонны украинских военных в Иловайск, пообещав "зеленый коридор". События того дня в интервью журналу "Країна" вспомнил боец батальона "Донбасс" 49-летний Игорь Чайкивский с позывным "Артист". Он прошел Иловайский котел, попал в плен боевиков и просидел 8 дней в подвале Донецка.
"28 августа пришла команда сняться с Иловайска. У нас были два УАЗики и тачанка. Выехали колонной на Многополье. Машина, на которой мы ехали, свернула не в тот переулок. И вся колонна пошла за ней. А машины там были тяжелые, их же надо развернуть. Я это понял и фактически повел колонны "Донбасса". Доехали до Грабского, через него к Многополью. Выехали на окраину Многополья. Впереди военные ВСУ. Из некоторых машин торчали белые флаги. Мы выстраивались в колонну. Я спрашивал, куда моему взводу. Мне ответили: "Да тут становись". Мы как-то и стали, за мной взвод, впереди ротный ехал на "пожарке". Ко мне еще пришел разведчик "Доцент", попросил мои тактические очки. Потому что они ехали просто сверху на "пожарке". Я отдал.
"Я Ветер. Прохожу я, за мной" Донбасс". Услышал такую фразу по рации, когда мы начали движение. И тут начинается минометный обстрел справа и слева от нас. Будто подгоняли в "мышеловку". Перед этим слышал по станции Филина (Вячеслав Власенко тогда был начштаба "Донбасса" - ред.): "Оружие на предохранители. У нас "зеленый коридор". Нам надо быстрее проехать. Все, мы выходим". Через 28 км должны были приехать к своим", - вспоминает боец.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: "25 августа уже знали, что нас окружили российские войска"
По словам Чайкивского, россияне расстреливали в упор украинских военных. Шансов выжить было мало.
"Впереди была уже разбита газелька. Пол туловища лежит, ребята горят. Перед нами побитые машины, бьют по нам. Дорога не асфальтирована. Справа подсолнухи, слева кукуруза. И россияне бьют по тем полям. Остановилась "пожарка". И мы за ней и еще два УАЗика. Вижу, что "пожарка" пошла с левой стороны по полю. Мы сняли с предохранителей оружие. Леха сзади сидит в тачанке, долбит по полю и кричит, что надо ехать. Я это тоже понимаю. За рулем сидел мой замкомвзвода "Призрак". Я ему: "Дави на газ, правее по полю". Мы поехали, а другим кричу: "За мной". И в этой суматохе мы немного левее взяли, а надо было правее. Я уже это потом понял. Вот по той дороге еще можно было проскочить. Хотя там уже вторая и третья линия окружения.
Мы выскочили в село Красносельское. Пока шел бой, в какой-то дом заехали. Наши подбивали танки, БМПшки россиян. Они лупили по технике. Первой шла машина Красного Креста. Они даже ее подбили. Всех насмерть прямым попаданием. Стреляли ПТУРами (управляемые ракеты - ред.).
Стоял "КрАЗ" или что-то такое. Вижу, что оттуда кто-то стреляет. У меня был АК-74 5, 45. Даже подствольника не было. Пытался в ту машину стрелять. Рукой я гранату туда не докину, потому что очень далеко. И здесь где-то разрыв, меня лупонуло по ушам, хотя я был в каске. Мина разорвалась. Я пощупал - целое, но перчатка в крови. Далее беготня, они по машинам бьют. Попадают, где был БК. Он начинает рваться, и мы в подвал прячемся", - рассказывает Чайкивский.
Бойцы захватили в плен 8 российских военных, которых потом передали командованию РФ.
"Взяли в плен 8 россиян - Костромская бригада ВДВ, Ульяновская танковая дивизия. По нам стреляли из НОНок (она прожигают 20 мм бетона). Мы подвели танки, БТРы, БМП. И взяли технику. Одного из россиян звали Арсений. Я с ним разговаривал во дворе одного двухэтажного дома, где можно было поймать связь. Говорю: "Ты тезка с нашим премьером?" Мне показалось, что он был достаточно умным. Говорил, что с той стороны все зомбированные. Обещал, что больше не пойдет воевать, но после обмена снова пошел. Деньги зарабатывать. Мы их передали россиянам за честное офицерское слово, что нас не отдадут днровцям, и наших раненых передадут через "Красный Крест" нашим", - вспоминает военный.
Артист вспоминает, что, когда они были в окружении, на переговоры к ним приезжали российские офицеры. С украинским командованием не было связи.
"Два офицера РФ "Клен" и "Лис" приехали к нам впервые 29 августа. Говорили: "Сложите оружие, и мы вас отправим к своим. Мы не можем вас выпустить с оружием". Они настаивали на этом. Наш "Яцык" пошел с ними на переговоры. Они его избили и взяли в плен. Мы не знали, что с ним. Связывались с командиром батальона. Я лично с Семеном (Семен Семенченко - комбат "Донбасса" - ред.) говорил, он был в шоке. Филина с нами не было, командования нет. Сидим в окопчике, а тут кричат в станцию: "Артист, что делать?" Я честно сказал: "Не знаю, ребята. Я прапорщик простой, командир взвода еле-еле. Пусть офицеры возьмут командование", - говорит он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Зайти в Иловайск - личное желание Семенченко" - командир батальона "Донбасс-Украина"
Российские военные продолжали уничтожать силы АТО даже в окружении.
"А до этого на пожарной машине поехали разведчики наши. Рэд, Бани, Восьмой, Ахим за рулем, рядом сел командир роты Тур. Они выехали через поле, чтобы переехать на другую сторону деревни. Во время бойни. Прямой наводкой из танка. Машина сгорела, все погибли. Тура я узнал только по берцах и штанах, верхней части туловища не было. Лежала нижняя часть, левая нога была отделена. Восьмой сгорел полностью, он еще пытался ползти. Мы видели того парня, который стрелял. он с таким удовольствием говорил, что так удачно попал. Тот танк подбил потом наш "Усач" из гранатомета РПГ-7. Мы этого танкиста в плен взяли. Есть война, есть враг, я понимаю. Чтобы остаться в живых, я буду убивать врага. Но никогда не буду говорить об этом с удовольствием", - говорит "Артист".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Тура" узнал только по берцах и штанах, верхней части туловища не было" - боец "Донбасса" о выходе из Иловайска
Россияне изменили своим обещаниям и расстреляли колонны, образовав "коридор смерти".
"До 30 августа мы еще делали сопротивление. Не составляло оружие. Последний раз они уже показали нам, что знают, где мы. Во второй этаж дома, где мы прятались, прямой наводкой выстрелили из танков. Наши ребята пожар тушили. Они показали: "мы вас видим, мы вас знаем".
Ночью разговаривал с Семеном. Он спрашивал, смогу ли я выйти в прямой эфир "Шустер Live", рассказать, что делается. Потому что нам обещали "зеленый коридор". Почти на уровне президентов. А мы попали в "коридор смерти".
Напомним, 459 бойцов погибли в Иловайскому котле по официальной информации, ранены - 478. Точное количество пропавших без вести не установлена.
3500 российских кадровых военных окружили Иловайск в августе 2014 года. Их усилили 500 боевиков.
Полную версию интервью с Игорем Чайкивским про Иловайские события в августе 2014-го читайте в журнале "Країна".
Комментарии