29-летний Артур Киреев на войну попал командиром инженерно-технич роты в 93-й бригаде Холодный Яр. Занимался минированием территории, обустраивал блиндажи и блокпосты. В ноябре 2016-го получил тяжелое ранение, которое приковало его к инвалидной коляске. О войне, жизни и любви Артур рассказал порталу Gazeta.ua
"Летом 2014 года, я прибыл в зону боевых действий в Донецкую область, на усиление своей 93-й бригады, - рассказывает ветеран российско-украинской войны Артур Киреев с позывным "Шаман". - Тогда все только начиналось. Наши батальоны были разбросаны в направлении поселок Пески, Опытное и дальше в этом направлении".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Виталий Мартынов уничтожил снайпера из противотанкового гранатомета
Старший лейтенант Артур Киреев родом из Донецка. Сирота, ево воспитывала бабушка с дедом. В 2013 году окончил Национальную академию сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного по специальности инженерные войска.
У меня начались обычные будни, о которых обычно не пишут истории. Мы просто копали рвы, блиндажи, готовили места под блокпосты. Кажется, что здесь ничего героического не имеет. Но эта работа спасала жизнь сотням ребят.
Вы сами, когда поняли, что война - это реальность?
Мы находились в районе Красногоровки Донецкой области. Один полковник, командовавший ротой, попросил меня, чтобы выкопать блиндаж. Наш трактор к ночи его рыл, но через каменистую почву, далеко не пролезли. Утром нам приказали изменить позиции, мы отошли на 400 метров. Там сделали новую позицию, а по старой позиции начали бить московские оккупанты. Туда летели "Грады", мины, САУ. Только чудо спасло нас всех от гибели.
Переехали на новый блокпост. Там мы стали свидетелями безумного боя. Оккупанты шли в наступление и я отчетливо видел их на расстоянии в сотню метров. Здесь все уже поняли, что мысли о каких-то конфликтах развеялись и у нас началась полномасштабная война.
Хотя в то же время, наряду с равнодушием, я увидел настоящий героизм наших бойцов, которые готовы были ко всему. Во время одного боя, нам всем пришлось взяться за автоматы, несмотря на род войск. Так горячо били террористы. Рядом стояли наши минометчики. Они все успевали делать: стрелять в ответ, одновременно варить суп и петь песню: "Путин, х..ло! Ла-ла-ла ..!"
Во время одного боя, нам всем пришлось взяться за автоматы, несмотря на род войск
Подолгу мы нигде не задерживались, поэтому пришлось работать по всей линии огня. Даже под Иловайском были, во времена битвы за него (август 2014 года. - Gazeta.ua). Так все продолжалось до Нового Года, потом нас вывели с фронта.
После нескольких ожесточенных месяцев войны, вы попадаете в дом, как ощущения?
Я приехал в Хмельницкий к девушке Алины, теперь жены. Мирная Украина - праздновала, люди радовались жизни. Никто не чувствовал, что на Донбассе продолжается война. Немного отдохнув, вернулся в часть. Там начал обучать инженерно-саперной работе молодых бойцов. Хотя они уже были лучше подготовлены чем те, кто шел воевать со мной в 2014 году.
Мы снова вернулись в зону боевых действий, где делали разнообразную работу, которая требовала огромных усилий и терпения. Например, менялись на фронте батальоны, бригады. Они оставляли минные заграждения, приходилось идти со своей группой и расчищать территорию. Параллельно выезжали на объекты, где наоборот нужно было заминовуваты территорию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Сделали защитный круг и били" - киборг рассказал о последних боях за ДАП
Были какие-то опасные задания, которые навсегда запомнились вам?
Каждый день на войне - это новая история, где-то случается. Тем более в 2014- 2015 годах.
Но судьбоносное событие произошло в ноябре 2015 года. Я получил от комбата задача - заминировать территорию между позициями шахта "Бутовка" и военной частью "Зенит" (юго-западные окраины оккупированного Донецка. - Gazeta.ua). Он предлагал, чтобы я взял специальную машину и положил по всей территории около 200 мин. Это было нереально сделать - мы находились в поле в нескольких сотнях метров от оккупантов и они могли нас расстрелять сразу. Плюс ко всему - поле было не изучено, там могли находиться опасные сюрпризы. Поэтому было принято решение - делать все в ручную.
Мы почти выполнили задание - 200 противотанковых мин были расставлены по периметру. Нас прикрывало "бэха" (бронированная машина пехоты. - Gazeta.ua) из под позиции "Зенит". Сначала россияне всадили по ней, потом начали крыть нас минами. Мне еще оставалось поставить две свои мины, как рядом что-то взорвалось, я упал. Оклемался, удивился, что совсем не чувствую ног до поясницы.
Совсем не чувствую ног до поясницы
Побратимы быстро начали нас эвакуировать и направили в Опытное, где находились врачи. Во время обстрела ранен 7 бойцов, еще один боец, старший сержант Благовест - погиб. Вместе со мной очень серьезно бил ранен Володя Отинов. В его легкое попал осколок, и начала собираться жидкость. Если бы не своевременная и профессиональная работа медиков, он там бы и умер.
С Опытного меня перевели в город Селидово. По дороге туда, мне пытались постоянно всунуть "алкотестер". Меня это бесило, потому что заставляли дышать в эту штуковину. Потом я потерял сознание и очнулся уже в Днепре в больнице имени Мечникова.
Что больше всего вам надоедало на войне, чтобы вы хотели изменить?
Устав Вооруженных сил Украины, моментами просто уничтожает тебя, пыл служить, воевать. Некоторые офицеры гоняли бойцов с утра до вечера просто так, чтобы замучить их,. Я понимаю, что воинами надо заниматься, но это не значит, что нужно безрезультатно эксплуатировать их. Я уже не говорю о постоянной писанине. Тонны бумаги нужно списать, чтобы угодить комиссиям, которые не проверяют боеготовность техники, людей, а спрашивают есть нужные бумаги?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "С ручного пулемета Калашникова прицелился и снес бандиту полголовы"
Неприятно поражало возвращения в армию старых офицеров, которые были на пенсии и здесь решили послужить нашей стране. Они приносили и приносят свои советские порядки, которые вредны для наших войск. Эти офицеры всегда свысока относились к рядовому составу.
Я же наоборот ходил на задания с простыми ребятами и это сближало меня. Из-за такого офицерского плохого отношения к бойцам, много хороших ребят идут из армии. Хотя именно командования ВСУ должно понимать, что - это не они спасли Украину, а волонтеры, простые бойцы, народ нашей страны.
Как вы попали в армию?
Я закончил военный лицей в Донецке. Табель у меня был плохой в школе, все 4-5 по 12-балльной системе. Бабушка увидела его и говорит деда: "Посмотри, как наш внук хорошо учится". Но меня сожгли 12 баллов за физкультуру. Дедушка такого безобразия не хотел терпеть и решил отдать меня в лицей. Он увидел, как там ребята прыгают, бегают и подумал, что надо мной тоже польза будет.
После окончания лицея, дедушка сказал, что я буду поступать в Донецкий юридический институт. Я пошел туда и услышал такую новость от них: "Ты у нас сирота, должен льготы, поэтому с тебя только $ 10 тыс. И ты учишься в нас". Это было слишком, поэтому пошел работать - грузчиком-кладовщиком. Начал зарабатывать деньги. Купил себе компьютер.
Однажды пришел дедушка и говорит: "Поедешь поступать в Каменец-Подольский!" Я даже не знал, что такое город есть. Начал по карте смотреть и понял, что это другой край Украины. Поступить сначала тоже не удалось, поэтому подписал контракт. Прослужил несколько месяцев и поступил в институт, будучи солдатом контрактной службы. Закончив высшее учебное, попал по распределению в 93-ю бригаду.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я удивился, когда мне сказали, что будут платить зарплату"
Вы молодой, активный, живете насыщенной жизнью. На войне осколок от мины пробивает ваш спинной мозг и вы уже 3 год вынуждены быть в инвалидной коляске. Вы как-то привыкли к этой ситуации?
К этому нельзя привыкнуть. С этим просто нужно жить. Это твой образ жизни - кто-то музыкант, другой бухгалтер, а ты инвалид. Однако жизнь на этом не заканчивается и продолжаешь действовать. Сейчас я изучаю различные информационные программы, заниматься иностранным языком. Не нужно приседать на "стакан" или употреблять наркоту. Только деяния спасет от депрессии, плохих мыслей и другого мусора.
Моментами приезжают друзья - это очень мощная поддержка. Волонтеры не забывают, слава им за это.
Познакомились в поезде
С Артуром всегда находится его любимая жена. Это именно тот случай, когда о таких говорят: "Вместе в радости и горе". Алина ждала Артура, когда он воевал, вышла замуж за него, когда он лежал в госпитале. Она не покидает его, когда парень в инвалидной коляске.
"На время его ранения, мы не были женаты. Я была студенткой и в канун ранения Артура, ночевала у подруги, - рассказывает Алина Киреева. - 15 ноября 2015 в городе происходили местные выборы и нам предложили побыть наблюдателями. Мы всегда говорили два раза в день, утром и вечером. Артур рассказывал, что они охраняют склады, подметают. Я не догадывалась, что он занимается таким делом ".
Мы поженились во Львовском госпитале
Утром он мне позвонил, мы поговорили и более Артур не выходил на связь. Я злилась, думала, что он выпил пива с ребятами и заснул. Зашла в Facebook, хотя нечасто - это делала и прочитала, что на войне много наших раненых. Но не обратила внимания. Затем написала командиру Артура, чтобы он рассказал, где мой ненаглядный. Тот отписал в два часа ночи и сообщил, что Артур выйдет на связь утром.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Итальянцы говорят, что у нас гражданская война"
К тому моменту, мы встречались 8 лет. Познакомились в поезде. Он ехал в Донецк из Хмельницкого, а я в Харьков к тетке. С тех пор утекло много воды, я до сих пор храню тот билет, чтобы показать потом детям.
На следующий день выборы, я сижу злая, уставшая, мне звонит его командир Саша и говорит: "Ты только не волнуйся, но Артур ранен". Я думала, что он шутит, но потом поняла, что это тяжелая правда.
21 мая 2016 года, мы поженились во Львовском госпитале. У Артура была температура, он лежал уставший, помню, одетый в синюю кофту. И просил: "Давайте, заканчивайте это скорее". Я была в джинсовой куртке, простом платье. Забежала в один из ювелирных магазинов и говорю: "Дайте два кольца, быстро". Они смотрели на меня удивленно. Когда происходила вся церемония, то я просто заплакала.
Комментарии