Пилот вертолета, эвакуировавший раненых из Азовстали в Мариуполе и доставлявший помощь бойцам, дал интервью.
Его обнародовала пресс-служба Сухопутных войск Вооруженных сил Украины 2 июня. Из соображений безопасности голос летчика изменили, лицо скрыли.
Пилот подтвердил, что управляло секретной спасательной операцией Главное управление украинской разведки. И времени на выяснение всех нюансов у экипажа было немного.
"Но это и плюс, потому что всю операцию уже спланировало ГУР. Они давали за маленький промежуток времени много разведданных. Всю информацию, в которой нуждался экипаж. Каждый полет был индивидуальный случай. У кого-то были сутки на подготовку, у кого-то неделя. А у кого-то были считаны часы", - рассказал он.
По его словам, только в зоне посадки в Мариуполе было три зенитно-ракетных комплекса врага, которые перекрывали ее. Как правило, пилоты пытаются обходить ПВО. Но есть задачи, в которых просто это невозможно сделать. К примеру, доставка груза либо эвакуация раненых, объяснил военный.
"Основная сложность заключалась в том, что необходимо было выполнить доставку груза в глубину противника на территории более 100 км. Именно поэтому все это расстояние очень плотно охранялось противовоздушной обороной противника.
Согласно тактике и всем математическим расчетам, это было почти невозможно выполнить. Но практика показала, что возможно и мы выполняли. Главное для нас - это знать все природные и искусственные препятствия. Чтобы они нам помогали, а не мешали", - сказал военный.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Таких операций не было в истории человечества" - командир "Азова" о поддержке гарнизона в Мариуполе
Также он вспомнил, что чувствовал перед полетом и после успешного приземления в Мариуполе:
"Наибольшее волнение было, когда ты идешь к вертолету перед запуском. Но в процессе уже все понимали, что это просто работа. Мы просто работали, делали, что должны были делать. И в тот момент, когда мы уже оказались в Мариуполе и длилась высадка - это было ощущение эйфории. Нам казалось, если мы пришли сюда, сейчас находимся в зоне поражения, но стоим и выгружаемся. Было ощущение, что мы короли мира. Мы уже победили и все будет хорошо".
Но на обратном маршруте украинским вертолетам не удалось избежать атаки врага.
"Через три минуты после вылета в мой вертолет попала ракета ПЗРК. И отказал один двигатель. Другой вертолет, летевший сзади, упал. Весь экипаж погиб.
После этого, как уже попала ракета, был выброс адреналина. И мы только делали то, что должны делать. У нас был вариант сесть на другой площадке, чтобы не лететь. Потому что знали, что один двигатель. Но на борту находились 20 раненых. И как их забирать, если сядем где-нибудь в поле. Для эвакуации потребуется другой вертолет. А это уже была незапланированная операция, и это было невозможно. Надо было лететь до конца", - подчеркнул воин.
По его словам, каждый из экипажа понимал, каков риск лететь в заблокированный город. И слова президента Владимира Зеленского о том, что "90% вероятности, что они могли не вернуться", не были преувеличением, сказал летчик.
"Но командующий, когда ставил эту задачу, сказал: "Во сколько жизней гражданских, других людей вы оцениваете свою жизнь, экипажа? Вот сколько людей должно погибнуть, чтобы вы понимали, что ваша жизнь этого стоит?". И мы действительно понимали, что там происходит. У людей не было даже лекарства, чтобы предоставить какую-то элементарную помощь. Поэтому все шли на этот риск. Понимали, ради кого это делают", - подытожил он.
Мариуполь в Донецкой области оказался в российской блокаде с 1 марта. На протяжении почти трех месяцев украинские защитники в тяжелейших условиях держали оборону на крупном сталелитейном заводе, который подвергался постоянным атакам со стороны российских войск. Запасы пищи, воды, медикаментов и боеприпасов у бойцов заканчивались. Число тяжелораненых и погибших постоянно росло.
20 мая Владимир Зеленский впервые рассказал о помощи защитникам Мариуполя. Летчики доставляли бойцам лекарства, продукты, воду, уносили тела и раненых. Во время спецопераций, по его словам, погибли многие украинские пилоты-герои.
Комментарии