Что произошло.
17 июля 2014 года около 16:00 на высоте 10 тыс. м над селом Грабово Донецкой области с радаров исчез самолет Boeing-777 Malaysian Airlines. Лайнер следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли все, кто был на борту. Это 298 человек - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Самолет сбит ракетой "земля-воздух" из самоходного ЗРК "Бук" М1. После взрыва в воздухе самолет распался на части. Обломки самолета и тела пассажиров разбросало на 15 км в селе Грабово неподалеку от города Торез Донецкой области.
Первые действия украинской власти.
Президент Украины Петр Порошенко 17 июля инициировал создание государственной комиссии с привлечением специалистов ИКАО и других международных структур для расследования трагедии. В те дни это был третий трагический случай после того, как с российской территории сбили самолеты Ан-26 и Су-25 ВСУ.
"Мы не исключаем, что этот самолет также был сбит, и подчеркиваем, что Вооруженные силы Украины не совершали никаких действий по поражению целей в воздухе", - подчеркнул президент.
Были организованы поисково-спасательные мероприятия.
Первые действия российской власти и так называемой ДНР.
Российские информагентства "ИТАР-ТАСС" и "РИА Новости" заявили, что "ополченцы" сбили самолет АН-26 в районе города Торез.
17 июля в 16:50 так называемый министр обороны ДНР 45-летний Игорь Гиркин написал на своей странице vkontakte, что самолет сбили боевики ДНР. Они были уверены, что уничтожили военный АН-26 Вооруженных сил Украины.
"Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали", - написал он. Свои слова подкрепил двумя ссылками на видео. Впоследствии Гиркин удалил сообщение.
И боевики, и российские СМИ называли место аварии и падения самолета, которые точно совпадали с местом и временем катастрофы малайзийского Boeing-777. Все они идентифицировали сбитый самолет как украинский АН-26. Однако к вечеру, когда реальная картина начала проясняться, российские СМИ дали задний ход и пытались все "замять". Из соцсетей массово удалялись все публикации, где упоминался АН-26. Кроме того, на российском телевидении появилось негласное табу на упоминание заявлений сепаратистов о том, что они сбили украинский военный самолет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Топ-5 российской лжи по сбитому Boeing-777
Первая реакция международного сообщества.
Премьер-министр Австралии Тони Эбботт 18 июля 2014-го на специальном заседании парламента сказал, что эта катастрофа является не случайностью, а преступлением и все виновные должны быть привлечены к ответственности.
"Это не может быть списано на трагическую случайность в том случае, когда вы имеете дело с российскими подданными, вооруженными российской боевой техникой. Сейчас мы можем только констатировать, что все указывает именно на это, нов этом деле не может быть мелочей", - заявил он.
Посол Саманта Пауэр, постоянный представитель США при ООН, на заседании Совета Безопасности по Украине заявила:
"Мы считаем, что рейс МН-17 Malaysian Airlines, перевозивший 298 людей из Амстердама в Куала-Лумпур, был скорее всего сбит ракетой "земля-воздух" "Бук" М1 (SA-11), выпущенной из района, контролируемого сепаратистами в Восточной Украине".
Президент США Барак Обама во время своего выступления в Вашингтоне заявил:
"Очевидно, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из района, который контролируют поддерживаемые русскими сепаратисты внутри Украины".
26 июля 2014-го администрация президента США напрямую обвинила Путина в гибели 298 людей самолета.
Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва заявил:
"Уже есть явные признаки того, что ракета запущена из районов, контролируемых боевиками. Именно она и могла стать причиной катастрофы. В таком случае не будет никаких сомнений, что ответственные за незаконные поставки оружия в Украину и те, кто прямо или косвенно бросает вызов украинской власти относительно территориальной целостности страны, несут главную ответственность".
Президент России Владимир Путин выразил соболезнование премьеру Малайзии Наджибу Тун Разаку в связи с авиакатастрофой. МЧС России предложило помощь Украине в проведении мероприятий по ликвидации последствий аварии Boeing.
Переломная точка отношений России с США и Евросоюзом. Волна санкций.
6 марта 2014-го началась первая волна санкций против России. Евросоюз начал их вводить после аннексии Крыма.
В ночь на 17 июля санкции против России расширил Европейский совет. Список санкций включал ряд лиц и российских компаний, которые оказывали поддержку в нарушении территориальной целостности и суверенитета Украины.
Уничтожение Boeing на Донбассе существенно увеличило активность ЕС по противодействию терроризму на востоке Украины.
25 июля ЕС обнародовал дополнительные санкции в отношении России. Под действие санкций попали глава ФСБ России Александр Бортников, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, глава Службы внешней разведки России, экс-премьер Николай Фрадков, заместитель секретаря Совбеза России Рашид Нургалиев, экс-спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, президент Чечни Рамзан Кадыров, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и др. Под санкции подпадают так называемые ЛНР и ДНР, "Федеративное государство Новороссия", "Международный союз общественных объединений", радикальная военизированная организация "Соболь", "милиция самозащиты Луганская гвардия", "армия Юго-Востока", "народное ополчение Донбасса", батальон "Восток".
Версии Украины.
По версии Украины, лайнер сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук". До зимы международные эксперты и журналисты проводили подробные расследования причин катастрофы.
Служба безопасности Украины обнародовала перехваченные разговоры боевиков о том, что 17 июля 2014-го в 16:40 российский диверсант по прозвищу Бес (Игорь Безлер) доложил своему куратору, полковник ГРУ ГШ ВС РФ ВасилиюГеранину о сбитом самолете: "Только что сбили самолет. Группа "Минера". За Енакиево упал".
В тот же день советник министра внутренних дел Украины 37-летний Антон Геращенко в эфире российского телеканала "Дождь" заявил, что самолет сбила ракета "земля-воздух", выпущенная из ракетного комплекса "Бук М1", который позволяет уничтожать цели на высоте более 10 км.
"Террористы, не ведая, что творят, сбили гражданский самолет. Погибло около 300 человек, за которых придется ответить", - сказал он.
Известно, что донецкие боевики имели "Бук": в конце июня они захватили воинскую часть противовоздушной обороны А-1402.
Версии России.
Сразу же после катастрофы Boeing Россия всячески начала открещиваться от своего участия, придумывая все новые и новые версии, которые мгновенно рассыпались. Они легко поддавались опровержению не только международными следователями, но и журналистами. Российское Министерство обороны не раз уличали в предоставлении фейковых доказательств.
Российские власти, а с ними и пропагандистская машина РФ, пытались доказать, что самолет сбит украинском Су-25. Однако генеральный конструктор самолета Су-25 Владимир Бабак назвал эту версию "попыткой спрятать концы в воду". По его словам, штурмовик мог бы атаковать Boeing на высоте 3-4 тысячи метров, но сбить самолет, летящий на высоте 10 500 м, Су-25 не в состоянии.
Еще одну резонансную "версию" тогда озвучивал одиозный кремлевский пропагандист Михаил Леонтьев. Он заявлял, что в его распоряжении оказался "сенсационный снимок", вероятно сделан иностранным спутником-шпионом в последние секунды полета Boeing-777 над Украиной. Это фото, по мнению Леонтьева, подтверждало, что Boeing сбит реактивным истребителем МиГ-29, который его преследовал. Фото растиражировали едва ли не все российские СМИ, но оно было фейковое.
Только в июне 2015 года Россия признала, что "Бук" таки был. Российский концерн "Алмаз-Антей", который производит оружие, провел пресс-конференцию, на которой и обнародовали эту версию. Теперь в России не отрицают, что Боинг сбит "Буком" и тиражируют ее как основную. По словам советника генконструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаила Малышевского, по характеру отверстий на фрагментах лайнера сделан вывод, что в этом случае использовалась ракета типа 9М38М или 9М38М с боевой частью 9М314 или 9М314М1.
Версии США и Евросоюза.
30 марта 2015-го Международная следственная комиссия заявила, что рассматривает в качестве основной версию, что самолет сбит из российского ракетного комплекса "Бук". В подтверждение своей версии они продемонстрировали фильм, в котором отмечается, что ЗРК "Бук" перевозился по территории Украины тягачом марки Volvo, "отжатым" боевиками у одного из донецких предприятий.
Согласно данным расследования, 17 июля ночью этот тягач находился в районе населенного пункта Северный, после чего отправился в Донецк не по установленному маршруту. Следственная группа также располагает записью телефонного разговора между двумя боевиками, который гласит, что в 9:00 утра "Бук" был уже в Донецке вместе с экипажем. Позже он был перевезен в Снежное через Макеевку, Зугрэс и Торез. 17 июля в середине дня "Бук" видели в Снежном, в это время он уже был снят с тягача и шел своим ходом. Уже 18 июля в 5 утра тягач Volvo с заново нагруженным "Буком" видели в Луганске по направлению к Краснодону. Согласно еще одной телефонной записи, имеющейся у следственной группы, 18 июля в 8:00 утра ЗРК покинул территорию Украины и пересек границу с Россией.
Старший советник госсекретаря США по вопросам стратегических коммуникаций Мари Харф заявила, что причастность Киева к катастрофе МН-17 не соответствует действительности.
"Наша оценка ситуации была четкой с самого начала. MH-17 сбит зенитной ракетой "земля-воздух" с территории на востоке Украины, которую контролировали на тот момент сепаратисты", - отмечала Харф, добавляя, что США достоверно известно, что в радиусе катастрофы не было никаких украинских систем ПВО, и украинские силы не запускали ни одной ракеты (с установок "Бук". - ред.) в течение конфликта".
Харф также обратила внимание на то, что с российской стороны история меняется: сначала они говорили, что это не была ракета установки "Бук", сейчас говорят обратное.
Расследование. Кто и когда его проводил.
Свои расследования, в частности, проводит Международная следственная комиссия, Малайзия, Украина и Россия. Полный отчет-расследование о сбитом Boeing должен был появиться только осенью, однако 15 июля американский телеканал CNN со ссылкой на свои источники уже раскрыл содержание этого документа.
Примечательно, что часть ответственности за катастрофу комиссия возложила на Malaysian Airlines, которая не прекратила полеты над зоной конфликта на Донбассе. В Совете безопасности Нидерландов, возглавляющием расследование причин падения Boeing, отказались комментировать содержание предварительного отчета.
Сразу несколько международных расследований указывают на то, что лайнер сбит ввезенным из России "Буком". Причем экипаж машины состоял из действующих военнослужащих РФ.
Однако наиболее полным является доклад организации Bellingcat, которая собрала все данные о "Бук". Их расследование для фильма взяли за основу австралийские журналисты, проследив весь маршрут комплекса. Bellingcat утверждают, что российская ложь началась во время пресс-конференции, когда Москва заявила, что именно украинский самолет Су-25 сбил малайзийский авиалайнер.
Ключевые тезисы расследования Bellingcat:
- "Бук", из которого сбит самолет, сопровождали российские военнослужащие. Экипаж состоял из четырех человек. Эксперты Bellingcat выяснили имена двух из них: Дмитрий С. и Владимир П.
- На грузовике с номером 4267 AH 50 с прицепом XP 4679 50 "Бук" 23-25 июня был доставлен на военную базу в российском Миллерово.
- В ночь на 17 июля этот же "Бук" был завезен в Украину. Сразу после трагедии, рано утром 18 июля комплекс пересек границу России.
- 19-21 июля "Бук" был переброшен в военный лагерь на северо-западе от города Каменск-Шахтинский в Ростовской области России. Затем комплекс переместили, его настоящее местонахождение неизвестно.
- "Бук", передвижения которого по России и Украине изучали эксперты Bellingcat, - один и тот же. Подтверждение этому - уникальный рисунок повреждений на броне комплекса.
Действия России во время расследования.
Группа хакеров Pawn Storm пыталась получить незаконный доступ к материалам расследования авиакатастрофы Boeing на Донбассе. Хакерские атаки осуществлялись в сентябре и в начале октября 2015 года. За хакерской атакой на компьютеры Совета безопасности Нидерландов, которая состоялась накануне отчета об обстоятельствах катастрофы самолета MH-17 осенью прошлого года, стояли спецслужбы России. Об этом говорится в отчете Федеральной службы защиты конституции Германии под названием "Управляемые спецслужбами электронные атаки России".
Выводы расследования.
Нидерландские следователи 28 сентября 2016 года обнародовали окончательные результаты расследования трагедии.
Основные тезисы отчета:
• MH17 сбит ракетой ЗРК "Бук" с территории, контролируемой боевиками;
• "Бук" прибыл туда из России, а после обстрела вывезен обратно в Россию;
• к перевозке и обстрелу причастны 100 человек;
• имена подозреваемых и их гражданство пока не называют;
• расследование продлено до 2018 года.
"Четко было заявлено, что самолет сбит ракетой "Бук", которую переместили с территории Российской Федерации и после этого события эвакуировали на территорию Российской Федерации", - сказал посол Украины в Нидерландах Александр Горин.
Горин подтвердил, что путь "Бука" с территории России в Украину и обратно прослеживается на спутниковых снимках.
"Прослеживается. Единственное, что нет ответа на первый вопрос - где зашел "Бук" на территорию Украины. Следствие продолжается", - сказал он.
Однако следователи пришли к тому, что "Бук" тайно провезли через российско-украинскую границу на тягаче. Сначала его доставили в Донецк, а затем отбуксировали в Снежное.
Ракету выпустили из контролируемой боевиками территории вблизи города Первомайск в Донецкой области. Многочисленные свидетели в районе Первомайска рассказали, как слышали звук запуска ракеты и видели инверсионный след, оставленный ее двигателем. После запуска установку снова погрузили на трейлер и вывезли обратно в Россию через Луганск.
Комиссия точно не знает, был ли обстрел Boeing преднамеренным или случайным. Но в записях переговорах боевиков чувствовалось удивление после катастрофы. Следствие также не намерено сейчас называть имен и национальной принадлежности 100 упомянутых подозреваемых.
У международной следственной группы было несколько гипотез о месте запуска ракеты ЗРК "Бук" по самолету рейса МН-17. Отрабатывали в том числе и версию причастности украинской стороны. Однако она не нашла подтверждения.
Жертвы. Компенсации. Действия, которые вызвала трагедия.
Родственники жертв катастрофы малайзийского самолета Boeing-777 требуют $330 млн компенсации от России и лично президента Владимира Путина. Европейский суд по правам человека 25 мая 2016-го подтвердил получение соответствующего иска от 33 человек из Австралии, Новой Зеландии и Малайзии.
Среди 298 погибших было 80 детей.
Комментарии
5