Два года назад, 17 июля 2014 м. около 16.00 на высоте 10 тыс. метров над Донецкой областью с радаров исчез самолет "Боинг-777" малайзийских авиалиний. Лайнер следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли все, кто был на борту. Это 298 человек - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Самолет взорвался в воздухе. Его обломки и тела пассажиров разбросало на 15 км в селе Грабово неподалеку от города Торез Донецкой области.
В 16.50 так называемый министр обороны ДНР 45-летний Игорь Гиркин написал на своей странице vkontakte, что самолет сбили боевики ДНР. Они были уверены, что уничтожили военный АН-26 Вооруженных сил Украины.
"Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали", - написал он. Свои слова подкрепил двумя ссылками на видео. Позже Гиркин удалил сообщение.
В тот же день советник министра внутренних дел Украины 37-летний Антон Геращенко в эфире российского телеканала "Дождь" заявил, что самолет сбила ракета "земля-воздух", выпущенная из ракетного комплекса "Бук М1", который позволяет уничтожать цели на высоте более 10 км :
- Террористы, не ведая, что творят, сбили гражданский самолет, - сказал Геращенко. - Погибло около 300 человек, за которых придется ответить.
Известно, что у донецких боевиков был "Бук": в конце июня они захватили воинскую часть противовоздушной обороны А-1402.
В 21.30 на месте трагедии нашли "черные ящики" - бортовые самописцы сбитого самолета. Представитель ДНР Денис Пушилин заявил, что бойцы республики забрали их и не собираются отдавать Украине - только Москве. Впоследствии боевики заявили, что найденные предметы не были "черными ящиками".
Вечером Украинцы начали приносить цветы к зданию нидерландского посольства в Киеве. Символом трагедии стали подсолнухи.
Посольство зараз pic.twitter.com/hDXZW5XTLP
— BBC Україна (@BBC_ua) July 17, 2014
СБУ опубликовала в интернете аудиозапись переговоров боевиков, обсуждающих крах гражданского самолета. По данным СБУ, один из записанных голосов принадлежал полевому командиру Игорю Безлеру, известному как Бес. Видео маркировано 17 июля 2014, 16.20. Голос Безлера сообщает собеседнику, что с Чернухинского блокпоста сбили гражданский самолет, который "рассыпался в воздухе в районе шахты "Петропавловской".
Уже в 21 часов Еврокомиссия потребовала скорейшего расследования катастрофы. Об этом заявил ее председатель Жозе Мануэл Баррозу. Свою помощь предложил президент США Барак Обама. Также к немедленному расследованию призвали НАТО, ООН и ОБСЕ.
За несколько дней до катастрофы были инциденты с другими самолетами в зоне АТО. 14 июля на Луганщине сбили Ан-26, где из семи членов экипажа выжили трое. За месяц до того пророссийские боевики сбили самолет Ил-76 у Луганска. Мировое сообщество на это не отреагировала. Многие специалисты считают катастрофу Боинга "переломной точкой" в отношениях России с США, Евросоюзом и их союзниками. Она породила новую волну международных санкций против России.
Большинство погибших - 193 человека - были гражданами Нидерландов. Именно поэтому эта страна стала лидером в расследовании трагедии. Также погибли 43 гражданина Малайзии, в том числе и члены экипажа, 27 - Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании, 4 - Германии, 4 - Бельгии, 3 - Филиппин, а также один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.
Официальных расследований проводят два. Обстоятельства и причины катастрофы исследует специальная комиссия, состоящая из группы международных экспертов. Их возглавляет Нидерландский совет безопасности. 15 июля 2015-го Верховная Рада ратифицировала продление действия соглашения между Украиной и Нидерландами до 1 августа 2016 года. Это позволяет голландцам и дальше проводить расследование.
13 октября 2015 Совет безопасности Нидерландов обнародовал отчет международной следственной группы о катастрофе. "В докладе делается вывод, что МН17 был сбит системой "Бук", и другие варианты исключены. Также доклад определяет площадь в 320 квадратных километров, откуда была запущена ракета. Таким образом, отчет положил конец 15 месяцам спекуляций", - заявила представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Это - технический отчет Совбеза Нидерландов, содержащий только сведения об обстоятельствах катастрофы. Определением причастных лиц занимается группа следователей из пяти стран, отчет которых обнародуют осенью 2016-го. 6 июня группа опубликовала электронный журнал о ходе уголовного расследования на сайте Прокуратуры Нидерландов.
Россия не вовлечена в международное расследование. Заместитель председателя Росавиации Олег Сторчевой сказал, что в России нет единой версии о причинах катастрофы: самолет могли сбить ракетой "земля-воздух" - с "Бука" или "воздух-воздух" - с самолета. Тем самым он опроверг слова официального представителю Следственного комитета РФ Владимира Маркина, что главная версия российских следователей - Боинг сбил украинский боевой самолет.
"Более того, эксперты предполагают, что ракета - не русского производства", - сказал Маркин.
Российская власть пыталась доказать, что самолет могли сбить с украинского Су-25. Но генеральный конструктор самолета Су-25 Владимир Бабак заявил: штурмовик в состоянии атаковать Боинг на высоте 3-4 тысячи метров, но сбить самолет на высоте 10 500 м не способен.
Волонтер проекта журналистских расследований Bellingcat Игги Останин в сентябре прошлого года проследил путь "Бука" с помощью анализа фото и видео из интернета. Он выяснил, что комплекс привезли из воинской части № 32406 53-й Курской зенитно-ракетной бригады в Ростовской области. В день катастрофы его доставили в село Снежное, которое контролировали боевики.
3 мая 2016 эксперт Bellingcat Арик Толер уточнил номер "Бука" - 332. Эта установка принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил Российской Федерации.
16 июля 2016 Bellingcat опубликовал новое исследование, которое доказывает: спутниковые снимки, представленные Минобороны РФ 21 июля 2014, явно были попыткой предоставить мировой общественности ложные сведения о гибели самолета. Исследователи пришли к выводу, что события развивались так:
- 23-25 июня 2014 53-я зенитно-ракетная бригада перевезла технику территории России на позиции вблизи украинской границы. В частности - и "Бук" номер 332, который впоследствии видели в Украине 17 и 18 июля 2014 года.
- Утром 17 июля 2014 "Бук 332" выехал из Донецка на трейлере и двинулся на восток по территории, которую контролировали боевики ДНР. В первой половине дня он достиг города Снежное.
- В Снежном "Бук" выгрузили из трейлера. Далее он поехал один на юг из города.
- "Бук 332" прибыл в поле к югу от Снежного, откуда выпустил ракету, повлекшую гибель MH17.
- "Бук 332" сняли на видео утром 18 июля 2014 года, когда он направлялся по Луганску к российской границе.
- 21 июля 2014 Минобороны России обнародовало ложные и сфабрикованные данные. В частности, об отклонении MH17 от курса, о месте съемки видео, снятого в Луганске 18 июля 2014-го года. Министерство ошибочно интерпретировало данные радара, неверно датировало и сильно отредактировало спутниковые снимки.
- "Алмаз-Антей" представил данные, не соответствующие свидетельству очевидцев или любой другой информации из открытых источников.
- Министерство иностранных дел Российской Федерации в ответ на просьбу представить свои данные о судьбе MH17 представило исключительно доказательства из постов в блогах.
Комментарии
4