четверг, 11 апреля 2019 05:57

"Всё преходящее, а музыка — вечна" - 40 лет без Быкова
9

11 апреля 1979-го в аварии погиб украинский актер и режиссер 50-летний Леонид Быков. Его фильмы "Максим Перепелица", "Аты-баты, шли солдаты", "Алешина любовь" и другие до сих пор популярны и вызывают ностальгию у людей, выросших в Советском Союзе. А "В бой идут одни "старики" остается одной из самых любимых кинолент военной тематики.

Как погиб

Авария произошла на трассе Минск - Киев недалеко от населенного пункта Дымер. На своем автомобиле Быков возвращался с дачи в Страхолесье Чернобыльского района, куда ездил, чтобы проверить, не затопило ли домик дождями и талой водой.

Впереди режиссера со скоростью около 20 километров в час по трассе двигался трактор "Беларусь", который Быков решил объехать. Однако в процессе обгона на встречной полосе оказалась грузовик (ГАЗ-53). Во избежание лобового столкновения, режиссер вывернул руль в сторону, после чего на полной скорости врезался в грузовик. Водитель грузовика даже толком понять ничего успел, и в результате ГАЗ-53 протянул "Волгу" режиссера вперед перед собой еще десятки метров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Здесь своя Швейцария" - как живет село, где снимали "Максима Перепелицу"

Очевидцы аварии (пассажиры грузовика) в интервью 2002 года рассказали, что погода в день катастрофы была сложная для вождения - пасмурно, моросил дождь, апрельская трасса была скользкой. Поэтому попытки Быкова затормозить оказались безуспешными, на трассе остался длинный тормозной след.

Водитель УАЗ-469, который двигался по трассе вслед за грузовиком, Иван Красий, в интервью рассказывал, что режиссер ехал по трассе со скоростью 80-90 километров в час. Еще человек заметил, что на автомобиле Быкова была "лысая резина", что, возможно, и сыграло решающую роль. После смерти режиссера общественность начала активно обсуждать различные версии, объясняющие событие. Говорили о самоубийстве, подстроенной спецслужбами катастрофе, инфаркте, который произошел у Быкова и помешал ему справиться с управлением автомобилем. В пользу версии о самоубийстве, по мнению некоторых наблюдателей, свидетельствует письмо, написанное Быковым своим друзьям.

За 3 года перед смертью, после перенесенного второго инфаркта, Быков написал письмо с просьбами о проведении его похорон. Адресовано письмо Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку.

"НИКАКИХ оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово "прощай", и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого "дерболызните" кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет "Смуглянку" от начала и до конца… вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока… "

Следователи отмечали, что инфаркта не было, и что человек, думающий о самоубийстве, не осуществлял его бы следующим образом. Кроме того, через 10 дней должны были начаться съемки нового фильма.

Умер Быков мгновенно. Печень, легкие, другие внутренние органы – все имело механические повреждения. Ребра в том месте, где уперлись в ремень безопасности, оказались переломаны, как по линеечке. Лишь одно сердце не пришлось собирать по кусочкам. Оно осталось целым, не поврежденным, как бы продолжало еще жить за весь организм человека.

Актера похоронили на Байковом кладбище.

Водитель грузовика не виноват

Водитель встречного грузовика, на то время молодой парень, который вернулся из армии, женился, родил ребенка, работал в "Киевводстрое". В тот злополучный апрельский день он вез на стройку утеплитель. После аварии его сразу сняли с машины, перевели слесарем и отправили "в яму" крутить гайки, где он и дожидался, когда "приедет воронок и заберет его в тюрьму". Так почти два месяца он и провел днем "в яме", а ночью без сна.

Все экспертизы по делу доказали, что не водитель грузовика, а водитель "Волги" нарушил Правила дорожного движения, выехав на встречную полосу, не убедившись, что она свободна. Водитель же грузового автомобиля хоть и пытался, но, цитируя официальное заключение экспертов, "не имел технической возможности путем применения торможения предотвратить столкновение".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Леонида Быкова с 50-летием поздравили похоронной открыткой

Кино о людях и для людей

На экране Быков создал образ героя, который с общепринятыми канонами резко диссонировал. Вместо хрестоматийного советского человека без страха и упрека, которую рисовала пропаганда, актер предстал перед зрителями как герой искренний, глубоко душевный. Оказалось, что такой человек, представитель народа и носитель истинной правды, полюбился зрителям, стал для них родным.

С экрана в образе обычного человека Быков со зрителями общался, делился своими переживаниями, бедами и счастьем. Задолго до присвоения высоких званий властью актер завоевал сердца публики. Заурядная внешность только роднила Быкова с обычными людьми, которые на удивительную игру отвечали ему своей любовью.

В противоположность вездесущему официозу и помпезности, присущих послевоенному времени, Быков показывал, что в военное время обычные люди, которые защищают свою страну, практически ежедневно совершают подвиги. Если в официальных сводках военного времени была констатация фактов, списки с цифрами и статистикой, то в кинофильмах режиссера множество неизвестных героев было показано с человеческой стороны, а не как воинов.

Причину выбора тематики и сюжета знаменитой картины "В бой идут одни "старики" Быков в разговорах с коллегами объяснял легко. Он утверждал, что фильм является для него способом "признаться в любви "желторотикам". Действительно, героями фильмов Быкова-режиссера есть часто неопытные, но неизменно искренние солдаты, готовые без колебаний отдать свои жизни.

Созданные на экране образы в рекордно короткое время сделали Быкова моральным авторитетом для общества. Его честность и лиричность вполне ожидаемо понравились зрителям настолько, что актер стал для населения непререкаемым эталоном нравственности.

Аксиомой в советские времена стало то, что причастность Быкова к съемкам была гарантией успешности кинокартины. Режиссерские и актерские работы ставили рекорды по кассовым сборам, после нескольких повторных просмотров зрители знали все диалоги из фильма наизусть, но смотрели их еще и еще.

Несмотря на успех у зрителей, власть пыталась ограничить количество появлений Быкова на экране. Очень тяжело переносил актер то, что все важные для кинематографа вопросы решаются по согласованию с партийным руководством, компетенция которого в киноискусстве в лучшем случае вызвала сомнения. Быков выступал с резкой критикой государственного регулирования искусства. Из-за наличия жесткого контроля за работой творческих людей мир не увидел множество гениальных произведений.

Легко можно сформулировать секрет успеха Быкова. Он пытался делать кино о людях и для людей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как снимали фильм "В бой идут одни "старики"

Леонид Быков снялся в 22 фильмах. Как режиссер поставил 5 кинолент. В 1978-м начал работать над фильмом "Пришелец" и не закончил его.

"В бой идут одни "старики" увидели 54 миллиона зрителей за 5 месяцев

В фильме "В бой идут одни" старики "Леонид Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко. Образ Маэстро списан с Виталия Попкова, дважды героя Советского Союза. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана "поющей" за то, что в ней был собственный хор, а два самолета были подарены фронта оркестром Утесова и на одном красовалась надпись "Веселые ребята". К слову, полк Василия Сталина дошел до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов - 744, имел в своих рядах 27 Героев Советского Союза.

В образе Смуглянки воплощенн образ лучшего друга Быкова Виктора Щедронова, который в отличие от самого режиссера, смог закончить обучение в летном училище, после чего был отправлен на фронт и 11 апреля 1945 погиб в Чехословакии. Быков в фильме даже фамилию персонажу оставляет неизменной - лейтенант Щедронов.

Поскольку бюджет картины был небольшим, Быков уехал в Москву и добился встречи с трижды Героем Советского Союза маршалом Александром Покрышкиным. Ас авиации на одном дыхании прочитал сценарий и распорядился передать на баланс киностудии Довженко четыре истребителя "Як-18" и чехословацкий "Z-326", который внешне напоминал "Мессершмитт-109". Когда принимали фильм, на глазах Покрышкина были слезы. Ленту за 5 месяцев увидели 54 миллиона зрителей .

Цитаты из фильмов:

В жизни человека бывают минуты, когда ему никто, никто не может помочь! Рождается сам - и умирает сам. ("В бой идут одни "старики"")

Всё преходяще, а музыка – вечна. ("В бой идут одни "старики"")

А про кино я сам читал в газетах. С приходом в кино звука, цвета, картины смотреть невозможно. ("Добровольцы")

Там, где пехота не пройдёт и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползёт - и ничего с ним не случится! ("Максим Перепелица")

Хороший человек. У нас в детдоме таких называли "дети - цветы нашей жизни", и поэтому сажать их в горшочки надо вниз головой. ("Разведчики")

Я в твои годы шестерых детей имел. Семья, дети, неприятности, скандалы - чувствуешь, что живешь. ("Зайчик")

Все в порядке - бобик сдох! ("Аты-баты, шли солдаты…")

Сейчас вы читаете новость «"Всё преходящее, а музыка — вечна" - 40 лет без Быкова». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі