То, что в Украине не знают Луизу Глюк - это большая проблема нашего общества. Для американского и европейского читателя она топовый, признанный автор, которого невозможно переоценить.
Об этом журналу "Країна" рассказала литературовед Богдана Романцова. Говорили о нынешней лауреатке Нобелевской премии по литературе, американской поэтессе и эссеистке Луизе Глюк. Шведская академия наградила ее за "неповторимый поэтический голос, который с суровой красотой делает индивидуальное существование универсальным".
"Глюк - автор серьезной, классической поэзии "высокой полки", - говорит Романцова. - Ее стихи - непосредственная реакция на угрозу. Дают самое лучшее осмысление мира в кризисный период. Там, где прозаической речи недостаточно и она нас будто предает - поэзия оказывается достаточно мощной и сильной. Произведения Глюк хорошо вписываются в эту тенденцию.
Это одна из самых искренних авторов в современной литературе. У нее откровенно автобиографическое, исповедальное творчество. Пишет о трагедии, смерти. О том, что мы находимся прямо перед пропастью, которая смотрит нам в глаза. Не боится говорить о своих травмах, выдаваться слабой. В текстах часто возвращается к юности. Не избегает писать о сложностях отношений в семье.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нобелевского лауреата Луизу Глюк можно сравнить с Линой Костенко
Автобиографические мотивы сочетает с мифологическими, которые являются основой ее поэтического мира. И таким образом выводит персональную историю на уровень значительно шире и глубже, древнее. Обращается прежде всего к античному наследию, на котором вырастала. Почти во всех ее сборниках есть отсылки к древнегреческим образам, в частности женским. Например, один из основных персонажей в "Аверно" - это Персефона, которая спускается в царство Аида, погибает и возрождается.
Поэтический голос Луизы Глюк можно назвать нервом эпохи. Хорошо чувствует, что происходит вокруг. Среди ее самых известных произведений - поэма "Октябрь", в которой осмысливает трагедию терактов 11 сентября 2001-го. Но это никогда не происходит буквально. Это не публицистическое письмо в духе Славоя Жижека. А прежде всего внимание к метафоре и исповедальности. Доказывает стих до предельного напряжения, избавляется от прилагательных и оставляет голые глаголы.
Луиз не назовешь чисто американским автором. У нее нет жесткой привязанности к реалиям. Охватывает глобальный контекст. Реагирует на события в мире, однако речь идет скорее об осмыслении и попытку через поэзию проработать травмы эпохи".
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 15 октября.
Луиза Глюк родилась 22 апреля 1943 года в Нью-Йорке, США, в семье венгерских евреев. В средней школе начала болеть нервной анорексией. Семь лет проходила терапию. Училась в Колумбийском университете, но из-за лечения не получила степень. Работала секретаршей, потом - преподавательницей.
Начала писать стихи с детства. В 1968-м дебютировала со сборником "Первенец". В 1990-м книгу "Арарат" посвятила смерти отца. Газета New York Times написала, что это самое жесткое издание о скорби за последние 25 лет. В 1993-м получила Пулитцеровскую премию за сборник "Дикий ирис". В поэме "Октябрь" осмысливает последствия терактов 11 сентября 2001 года.
В общем выпустила 14 сборников стихов и два сборника эссе о поэзии. Основные темы творчества - травма, смерть, природа. Также пишет о детстве, отношениях с родителями, семейной жизни. В произведениях опирается на мифы, историю или природу, чтобы рассуждать о личном опыте и современном мире. Среди ключевых образов - Персефона, Эвридика, Дидона, Одиссей, Ахилл.
Преподает в Йельском университете.
Живет в Кембридже, штат Массачусетс.
Комментарии