За 10 минут до семи вечера 45-летний писатель и издатель Дмитрий Капранов и 52-летний поэт Александр Ирванец стоят перед входом в двухэтажное кирпичное здание темно-коричневого цвета на Шулявке. На первом этаже - супермаркет, на втором - "City pub". Скоро здесь начнется творческий вечер Ирванца на пару с бардом из-под Днепропетровска Максом Паленко.
На входе девушки встречают и рассаживают гостей. На столе слева от входа разложены 4 разные книги Ирванца, сборники "Ніч еротичної поезії" и "Ніч іронічної поезії", а также две книги авторства братьев Капрановых.
Примерно в 19:15 на сцену выходит Дмитрий Капранов, берет акустическую гитару, начинает играть и петь песню Макса Паленко "Литр". После нескольких строк прекращает:
- Меня слышно хорошо? Да, я буду заменять Паленко. - Залом раздается смех. - На самом деле готовлю для маэстро инструмент.
Через несколько минут он выводит на сцену уроженца Львова Александра Ирванца:
- Позвольте представить лучшего поэта современности. Без преувеличения. Мы только что курили - он такие экспромты выдает. Жаль, что вас там с нами не было. Вот, запретили здесь курить - и сразу вы от того пострадали. Лучший поэт восточного и западного полушария Земли, а также правого и левого полушарий мозга...
- И всего, что имеет полушария, - дополняет его Ирванец - а также всех округлостей.
- А еще правого и левого берега Днепра! Александр Ирванец! - Заканчивает Капранов.
Поэт переходит к другому микрофону. Говорит, что еще всех своих стихов на память не знает, потому станет ближе к свету.
- Я уже цитировал священное писание, как это подходит делать в великий пост: "Там, где двое или трое собрались во имя Мое - там и я среди них". А сейчас подумайте, каждый ли из вас впустил Господа в сердце свое? - Под смех зала, поднимая руки, наследует речь протестантских пастырей. - Кроме меня, вас порадует Макс Паленко, который для вечера написал цикл псалмов и даже завизировал их в московском патриархате. На самом деле, спасибо за себя и Макса, что пришли. Потому что он человек немногословный, может не додуматься. И все-таки сегодня мой вечер - с каким-то там музыкальным приложением, - в зале громко захихикала какая-то девушка.
15 минут читает ранние стихи, а потом представляет своего партнера:
- Журналистским штампами наше выступление можно назвать "сплав опыта и молодости", а также - "с печалью радость обнялась". Вот вам радость - Максим Паленко.
Автора с книжкой на сцене меняет 36-летний гитарист. Их выступления чередовались протяжении всего вечера. После музыкальной паузы поет объявляет свой следующий произведение:
- Открытое письмо премьер-министру канады Брайану Малруни и Генерал-губернатору Роману Гнатишину от трудящихся колхоза Путь Ильича, закреслнено, Путь Ильковича. Меня раздражает, говорит мне один приятель, что в твоих стихах фамилии. Они же забудутся! Я привел ему пример Данте, который принадлежал к гвельфов, а враждебная партия была гибеллины. И лидера тех Гебелин помещает в ад, на самое дно! Это все равно, что бы сейчас о Януковиче такое писать. Так, фамилии все забыли, но "Божественную комедию" - простите мне.
Залом покатилась очередная волна смеха.
- Я живу в Ирпене. Сейчас нам провели маршрутку, а раньше ездил через железнодорожную станцию ??"Святошин". Там до сих пор несет службу конкретный живой сержант Пономаренко. Стихотворение о нем напечатала "Україна молода" ко Дню милиции. Там перечислены различные правонарушения, угадайте, за которое он меня задержал.
Читает стихотворение, которое начинается словами "Любий сержанте Пономаренку, лине до вас нехай слово моє. Ви не ганяйте бабцю стареньку, хай вона моркву свою продає......"
При музыкальной части, на припевах "Лети, хрущ, хрущ, сідай на кущ, кущ. Як же я такий бугай в твоєму серці поміщусь?" публика аплодирует в ритм песни и провожает музыканта аплодисментами.
- Здесь братья Капрановы говорили, что я умею импровизировать, - напоминает Ирванец. - Когда мне было 44, это был девьян ... восемьдесят ... две тысячи пятый, я себе написал компактный стихотворение "Тири-пири, тири-пири, вже мені 44". А своему другу я написал "Оптимальный стихотворение на день рождения". Он звучит так. Вы б никогда не додумались: "З днем народження тебе, бе-бе-бе-бе-бе-бе-бе!".
Раздается смех. Автор добавляет, что такое "витало в воздухе".
А за несколько дней до своего последнего, на сегодня, день рождения поэт написал стихотворение, начинающееся словами: "Вже не робищ ти кроки по чужих слідах. 52 роки, старий мудак", а заканчивается - "зійде над площинами ваших дахів Cузір'я старих мудаків".
- Поет боїться смерті, як усі. Ну, може, зовсім-зовсім трохи менше", - заканчивает очередной куплет. - Это одна из истин, которые следует помнить. Когда занимаешься поэзией, немножко этот люфт со смертью ощущается. Со свежего творчества автор прочитал, среди прочего, лирического стихотворения "Тобі".
- Да, для большинства из вас жизнь - это нива, полная ярких цветов, а для кого-то это уже рулон, с которого каждый день отрывается кусок, - продолжает затронуту в стихотворении тему. - Дальше Макс Паленко, у которого еще толстый рулончик. Эй! Парень с толстым рулончиком! Неплохо я тебя представил? Встречайте - Максик и его толстый рулончик! - Сходит со сцены, но возвращается. - Я у тебя кое-что забыл, - берет стакан с жидкостью, из которой в этот вечер не расстается.
- В следующие выходные вербное воскресенье будет. По этому поводу песня. Будьте осторожны, - предостерегает музыкант и начинает песню словами "Я страшенно люблю напиватися в вербну неділю..."
По окончании к участникам выступления выходит Дмитрий Капранов. Сообщает, что вечер состоялся в День книги.
- Книги и авторского права! - Уточняет поэт. - Чтобы вы не перепутали, тут продаются мои книги, и еще Капрановы привезли какие-то другие. Так вот, эти в мягких переплетах - это мои. Можете их покупать, не обращая внимания на всю графомании в плотных. Вы должны купить не менее 4 экземпляров, я дешевле на такси в Ирпень не доеду.
После концерта из колонок включается спокойная русская музыка.
Ирванец сидит за столом спиной к залу. К нему очередь из десятка людей, которые купили его книги, преимущественно стихи.
- Александр? Так я напишу "Сашку від Сашка", - берет в руки очередную книгу. - Прям, говорите, Натолочке? - Переспрашивает, ставя автограф.
- Да. Вы мне стихи читали на "Країні мрій", - отвечает кудрявая девушка в рябому пиджаке, укутана клетчатым шарфом.
- "С наилучшими чувствами". Вот, имеешь.
- Нет, это как-то банально. Надо что-то эротическое написать.
Окинул ее взглядом:
- Еще не заслужила.
Спускаясь по лестнице на первый этаж, закуривает. Внизу уже курят две женщины. Обсуждают, что лучше - Ирванца стихи или проза. Подойдя, говорит им:
- Я сейчас пишу роман. Но я его не пишу. Написал страниц 15. Об убийстве - одном, но очень конкретном.
Комментарии
1