Ексклюзивы
среда, 25 сентября 2013 14:50

"Первый шаг к добру в нашем государстве - перестать богохульствовать в воскресенье и праздничные дни" - священник

"Первый шаг к добру в нашем государстве - перестать богохульствовать в воскресенье и праздничные дни" - священник
Фото: gazeta.ua

Во Львове в воскресенье ведется строительство крупного гипермаркета строительных материалов известной сети. Священник Орест Фредина из Сыховской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (УГКЦ - Gazeta.ua ) неоднократно на воскресных проповедях подчеркивает, что даже ходить в воскресенье за продуктами - грех.

Фредина - признанный во Львове проповедник. Ради того, чтобы послушать его проповеди, львовяне ездят в церковь на Сихов, которую в 2001 году посетил папа Иоанн Павел II. Многие хотят исповедаться или жениться именно у него. Четыре года он служил капелланом во Львовском городском совете. Сам ушел с этой должности . Работал во Львовской архиепархии УГКЦ при Соборе Святого Юра. Учился в подполье, окончил Люблинский католический университет, магистр богословия. Имеет эфирное время для проповедей на местном телевидении. Многие его воскресных речи выставлены в Интернете, хотя сам священник их не выкладывает. Встречаемся с отцом Орестом в церкви. С Gazeta.ua он поделился своим видением современного мира .

Почему ходить в воскресенье за продуктами в супермаркет или на рынок - грех? Когда людям ходить, если всю неделю они работают?

- Человеку дано 6 дней, а седьмой - для Бога. Он отдал нам больше, чем взял себе. Этот день посвящен молитве, отдыху, поступкам добра, способности любить. В Италии это "доменика " - день Господень, в России - " воскресенье", потому что в этот день Иисус воскрес. Это праздник, а не выходной. Бог говорит: " Помни день святой праздновать". А мы решаем для себя иначе. Если у тебя есть ресторанчик и хочешь в воскресенье заработать, ибо день выгоден в этом, ты несчастный человек. Если ты талантливый повар и хочешь в воскресенье послужить людям, чтобы они у тебя хорошо отдохнули, это не грех . Хотя тебе за это платят. Не есть грехом работать в воскресенье кондуктором трамвая, врачом - ты служишь людям. Но идя в воскресенье в супермаркет, мы побуждаем людей выходить на работу, которая не является обязательной в этот день. Мы, идя на базар, грех поддерживаем. Есть для того 6 дней, а забираем один день у Бога. Я противник того , что если мне не хватает, то надо украсть у Бога. И еще больше удивляюсь, как после этого мы хотим жить в счастливом государстве? Глядя на историю развития цивилизации, мы видим, что там, где приходит в упадок мораль, правильное отношение к господу Богу, происходит как написано в 127 псалме. "Напрасно сторожишь, сторож, если не сторожит Господь, напрасно строит строитель, если не строит Господь. Встаете утром, сидите до поздна, все равно едите горький хлеб". Так вот хотелось бы, чтобы мы работали и ели сладкий хлеб. Чтобы мы получали дары и умели поблагодарить. И это первый шаг к тому, чтобы мы стали счастливы и получили счастливое государство. Плутарх когда-то сказал, что легче построить город в воздухе, чем государство между людьми нечестивыми.

Говорят, кадое воскресенье нужно ходить в церковь. Почему это обязательно? Молодым людям там часто скучно. Некоторые говорят, что ходят в церковь, когда им удобно, когда там никого нет - посидеть, подумать...

- Мы живем во времени, когда больше не нужно думать. Достаточно нажать кнопку - и ты находишь информацию. Так удобно. Многие хотели бы и в церковь прийти, взять пульт и нажать то, что интересно и исключить, что неинтересно. Но молитва - это колоссально большой труд. Мы - ленивые по натуре. И преодолеть физическую лень и взять лопату легче. Заставить же себя учиться - на порядок сложнее. А молитва - это работа умом. Полтора часа обедни - это труд. Я сосредотачиваю ум, настраиваю свое сердце. Есть, конечно, время, когда я люблю переступить порог пустой церкви и в тишине побыть перед Богом. А есть время, когда меня Господь учит и условно говорит: "Сын, сейчас внимание не в тебе сосредоточено. Сейчас тайная вечеря. Ты и я. На мессе ты можешь принять в ней участие". Это не так удобно - здесь кто-то кашляет, кто-то чихает.

Когда-то Любомира Гузара просили из Канады выслать кассету с Литургией. Он взял лучшую запись и выслал. А ему пишут: нет, друг, академическое исполнение Службы у нас есть. Мы хотели естественную - из церкви, где плачут дети и шепчут бабки. Быть христианином - это не быть в стороне. Это принять участие в таинстве. Мера того интересно, или не интересно мне - это мера того, люблю или не люблю Бога. Если я кого-то люблю, я уделяю ему время с радостью, если нет, то для меня это бремя. Богослужение - это время когда нам дают небесный хлеб. Кто-то со стороны может смотреть, анализировать, мне это нужно или не нужно. Господь говорит: надо. И я ему верю. Центром жизни каждого христианина является божественная литургия - тайная вечеря, без этого жизни вечной нету.

Зайдем в чернобыльскую зону. Можно находиться там день, два, год - и вы не чувствуете вреда. Но свое действие радиация делает, проживите там 10 лет и последствия когда-то будут. Так же можно жить без обедни. Вы не почувствуете ничего плохого. Но оторвавшись от Евхаристии - вы в зоне смерти.

Молиться своими словами без традиционных молитв - это хорошо? Говорят, можно молиться, играя на гитаре, петь, рассматривая цветы - и это тоже молитва ... Традиционные тексты молитвенника обязательные?

- Есть молитвы, которыми молились тысячи святых людей. Наши ежедневные молитвы достигают апостольских времен. Псалтырь из святого письма - это азбука. Старые люди знали его наизусть и носили в кармане. Каждый украинский крестьянин знал 150 псалмов наизусть. И когда епископы Западной Европы ставили знак креста на бумаге , потому что они были неграмотные , то у нас каждый крестьянин был грамотный и наши дети учились читать с псалтыря. А первая печатная книга была Апостол. И если кто-то почувствует глубину поэзии псалтыря, в таком сердце, я согласен, может родиться неповторимая молитва. Иоанн Златоуст нас учил: никогда не пренебрегай теми молитвами, которые были написаны на бумаге через прикосновение Святого Духа к отдельным святым личностям. Но и никогда не оставь той практики, что после этой молитвы скажи несколько слов от себя. Мы можем писать стихи и быть о себе высокого мнения. А кто-то сбоку оценит, что стоимости у той поэзии нету.

Что нельзя просить у Бога?

- Поскольку Бог есть любовь и свет, податель добра и истинной жизни, то все, что хорошо, то надо просить. Если ты общаешься с человеком добрым, ты не попросишь его сделать что-то плохое, - улыбается. - Если мы уповаем на Бога, он нам способствует. Если надеемся на себя, находим не божий путь, чтобы достичь своего, то он говорит: сын, ты действуешь, я отдыхаю. Я тебя так не учил.

О хорошей погоде, о том чтобы вовремя выплатили зарплату можно молиться?

- Если вы несколько месяцев честно работали на поле и от погоды зависит ваш урожай, почему нет? Если вы честно трудились и ждете платы, почему нет? Не выплачивать зарплату - это грех взывающий о мести с неба ( грехи , которые взывают о мести с Неба являются наиболее злыми грехами. Это такие грехи: добровольное жестокое убийство, угнетение бедных, обман рабочих при выплате зарплаты, и грех Содома - Gazeta.ua ). Рано или поздно такой человек это на себе почувствует, поэтому я бы никому не советовал задерживать. Нет не я, - смеется, - Господь Бог не советует. Другое дело, когда это делается непреднамеренно, из-за каких-то независимых для вашего директора обстоятельств. Тогда надо быть терпеливым и молиться за свое руководство.

Говорят о своих проблемах нужно говорить с духовником, а не на исповеди. А где взять этого духовника? Как ему платить, когда ему звонить или записываться на прием? Где такие практики и как бы это должно выглядеть?

- Один кандидат физико-математических наук мне свое мнение говорил: "Есть высшее образование, но как нам полетит транзистор, то мастера зовем. Более - менее ориентируемся, как починить тубу. Но зовем сантехника. А вот в духовной жизни мы все - профессора". И я говорю, иметь духовника надо. У нас в церкви есть 8 священников, подойдите к любому. Попросите совета, и я не думаю, что вам кто-то откажет. Духовник знает опыт церкви. Он знает, что ты не один мучаешься с такими проблемами, а в течение тысячелетий были миллионы людей , которые умели это побороть и оставили нам свой опыт, чтобы мы не выдумывали заново велосипед. Было 12 апостолов и все были разные. Должны себе выбрать того священника, который нам по духу и образу жизни подходит. Число священников становится все больше, и можно этим пользоваться. Мы в церкви, священники между собой, друг с другом советуемся, - улыбается.

Почему до сих пор нет специальности священник-психолог?

- Можно быть священником и с опытом стать хорошим духовным проводником. В нашем храме за пасхальную исповедь проходит около 15 тысяч человек на исповедь. Тот отец, который любит людей, делается способным чувствовать их. Между нами много простых но святых людей, о которых этого никто и подумать не может. Священник их видит. И даже отец духовный проводник имеет меньшее прозрения, чем тот человек, которого он консультирует. Так и в жизни великих святых, но они все равно шли на советы духовника и к исповеди.

Как стать терпеливым к ближнему, если в маршрутке тебя толкают, в магазине обманывают? Есть какие-то практические советы?

- Надо научиться так ходить пред лицом Бога невидимого, как-будто Иисус стоит рядом. На минутку себе представьте, что Он сбоку смотрит на нас. Быть рядом с Богом дает колоссальную возможность иметь мир в своей душе и ласку. Но мы часто на молитве стоим перед Богом, а затем забываем Его. Неприятности делают нас кусачими. Когда мы едим здоровую пищу, это отражается здоровьем нашего организма. Когда молимся, ходим в церковь, мы насыщаемся добром. И это отражается на нашем поведении. Предмет в сыром подвале настаивается сыростью. Поставьте его на солнышко - он высохнет и станет теплым. Доброта происходит с теми, кто питает душу солнцем любви.

Как думаете, почему все больше молодых пар живут "на веру" без брака? Почему наше поколение пришло к тому? И почему церковь это осуждает?

Потому что люди перестали друг друга уважать. Нечестивые люди делаются потребителями. Другой человек в их жизни становится нужным по мере того, как ты мне нравишься или можешь быть полезным. Все - я, все - для меня. Господь Бог вместо этого говорит, что человек в глазах Бога настолько велик, что его никто не смеет захотеть, попробовать и им попользоваться. Посмотреть на другого человека как на вещь является страшным грехом. Люди говорят: мы влюбились друг в друга, попробуем как у нас получится жить вместе. Ну тогда к человеку как к вещи относятся - ее пробуют. Если не понравится, то что? Затем ее выбрасывают.

А может человек в 20 лет начать свою жизнь снова с 16? А в 30 с 25? Мы имеем ограниченное время и никто, - отмечает вполголоса, - никто не смеет нашу жизнь переехать. Если два человека любят друг друга, у них появляется половое влечение. Это естественно. Поэтому есть время помолвки, когда мы уже решили, что будем вместе, но еще "нельзя". Но уже можно мечтать о бытии вместе. Потому что этот другой человек неповторим - и еще не мой. Он дар Божий для меня. А моя жизнь может стать лучшим даром для него. И когда я придерживаюсь супружеской чистоты , меня это воспитывает по отношению к другому человеку. Я понимаю , что это не дело, это что-то большое и ценное. А для того , чтобы понять, сможете ли жить вместе, есть время предбрачной подготовки в церкви. И если люди друг друга хотят, но не любят, а им не позволяют пользоваться, то они скоро разойдутся. Это лакмус. И я просто сочувствую тем людям, которые перед браком вместе живут. Они женятся и выходят замуж как слепые котята. Не умеют различить что такое любить и что хотеть. Мне их жалко. Если не верны Богу, я не верю, что могут быть верны друг другу.

Говорят, кого Бог соеденил, того да не разлучите. Это означает, что и после смерти пары будут вместе "там"?

Это слова Иисуса Христа. До него женщина в обществе была на другом уровне. Именно Христос ни разу публично не посрамил какую-то женщину, именно Христос всегда склоняется над вдовой, именно Христос показывает непростую жизнь женщины и ее колоссально большую задачу. Жениться - значит не иметь право на что-то, а посвятить человеку жизнь. Папа Бенедикт XVI приводил такой пример. Есть страх иррациональный и рациональный. Когда ты боишься собаки, ты можешь страх преодолеть. Закроешь ее в клетку и можешь запросто присесть рядом. Но когда маленькому мальчику говоришь ты сейчас пойдешь 2 часа один по темному лесу. Не бойся, там нет диких зверей. Это иррационально, ибо страх будет присутствовать. Он может исчезнуть только когда мальчик почувствует голос или прикосновение близкого человека.

Мы призваны быть вдвоем. Брак - это маленькая церковь, маленькое сообщество. Это когда нужно прислушиваться к мнениям, потребностей другого человека, уметь переступить через себя для того, чтобы подарить счастье другому человеку и от того стать вдвое счастливее самому.

Чувство между мужчиной и женщиной является " ведущим " в жизни каждого человека, они изменили историю, судьбы людей. Почему Иисус ничего об этом не говорил?

Как-то одну Олимпийскую чемпионку спросили: что в вашей жизни самое важное, наверное спорт? Она говорит - нет. Наверное муж? Нет, муж на втором месте. А он об этом знает? - Спрашивают. "Да, и я у него на втором месте. Поскольку мы люди набожные и на первом месте у нас Бог". Несчастлив тот, кто ставит другого человека на первое место перед Богом. Поставь Бога на первом месте - и все остальное встанет на свои места. Но это трудно назвать теорией. Христианство - это практика повседневной жизни, - задумывается . - И кто принял ее, начинает применять в своей жизни, убеждается, как на самом деле хорошо, как это воспитывает, как дарит возможности. Ты смеешься над тем, как ты делал усилия своими силами и тебе ничего не получалось, а теперь понял, почему не получалось. Положил руку в руку Бога - и все начинает быть по-другому. Не всегда легко, но всегда светло.

Хотеть быть богатым - это нормальное желание?

Я был молодым и состарился и не видел праведного человека с протянутой рукой. Деньги - это прекрасный обмен талантами. Но когда мы ставим целью обогащения - это потерянная жизнь. Когда умеем, получив таланты, ими правильно послужить, делиться, дарить - это не грех. Иоанн Златоуст говорил: В слове " богатый " есть корень " бог ". Это он - все добро мира и богатство, это он податель всякого добра. Но и в слове " убогий " есть корень " бог ". Убогий все принимает от Бога - и погоду, и дождь, и славу, и пренебрежение. И за все благодарит. А нет хуже чем бедный. Это человек, который не имеет ничего кроме выброса желчи за то, что другие имеют лучшее. Это вообще ужасное состояние. Такие сетуют, завидуют, постоянно недовольны.

Какие заработки являются " греховными "?

Допустим, я - водитель маршрутки. Можно трудиться для людей, каждого понимать, что ты приносишь кому-то пользу и от того быть очень счастливым. Относиться к людям по -божески, по-человечески. Это каждый день - Царство Небесное. А можно видеть в каждом человеке, который зашел, только 2 гривны. То есть я могу иметь под носом огромный клад, а получить только 2 гривны. Каждую специальность можно использовать по-разному. Святых специальностей нет, есть святые люди.

Фотографироваться обнаженными за деньги - грех?

Эротизированные общество и телевидение - это грех. "Если бы кто-нибудь соблазнил одного из самых маленьких, то лучше ему камень жерновный на шею взять и утонуть ". Когда человек выставляет свое тело на искушение других людей, это грех. Ибо от этого многие бросаются в искушение. Святой человек может и на голого человека смотреть и видеть в нем красоту и не посягать. Но не все святые. Это и производит желание пользоваться другим человеком, а не любить его.

Говорят, грехи родителей сказываются на судьбе детей. Если отец зарабатывает не совсем честно - берет взятки, например, обманывает государство и занимается контрабандой, это означает, что когда-то его совместные с женой дети могут за это ответить?

Бог наказывает за грехи отцов до третьего - четвертого поколения. Так написано в Священном Писании. Но никто не хочет дальше читать. А там говорится : ??"Но если бы кто-то обратился к Богу, то багословение от этого человека постигнет тысячное поколение". Если вы делаете беззаконие ваше следующее поколение пустое, оно не будет иметь духовной основы, откуда она возьмется? Родители присвоили чужие квартиры, а их внуки их попропивалы и является бомжами. Несправедливость никогда не остается. Но если в той цепочке кто-то обратится к Богу, то на эту семью попадает такая большая милость Божия, что добро и благословение постигнет тысячное поколения. Такой добрый Бог. Если мы сделали что-то плохо, то всегда есть возможность вернуться.

Какие самые большие грехи современности, ставшие массово распространенными?

Разврат, зависть, клевета, клятва, нарекания, воровство.

Что такое нарекания?

Можно взяться поправлять какую-то несправедливость. А можно жаловаться, проклинать, клеветать, искать виновных и тем самым затравливать свой ??внутренний мир. Когда-то я думал, что как только мы получим независимость, то на следующий день обнимем друг друга и начнем ровно закатывать асфальт. Но этого не произошло. Первый шаг к добру в нашем государстве - это перестать богохульствовать в воскресенье и праздничные дни. И это очень просто сделать. Ибо мы бросили якорь и сетуем, что не двигаемся с места, а только ветер паруса рвет.

Сейчас вы читаете новость «"Первый шаг к добру в нашем государстве - перестать богохульствовать в воскресенье и праздничные дни" - священник». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

267

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть