В Киеве открылась выставка донецкой мастерицы вышивки Людмилы Огневой "Культурное пространство Донетчины: Украинская вышивка". В выставке мастер собрала более 200 работ, связанных с выдающимися украинцами, которые родились или связали свою жизнь с Донецком. Мастер воспроизвела уникальные орнаменты, посвященные каждой из исторических фигур. Узоры находила или на фото этих людей в вышиванках, или те, которые связаны с ними в какой-то другой способ. Отдельная часть выставки посвящена не только дончанам, а выдающимся украинцам начиная от князя Аскольда.
Как вам удалось воспроизвести уникальные орнаменты?
- Часть выставки, которая называется "С нами Бог и Украина", представляет орнаменты, посвященные людям, которые отдали свою жизнь за Украину. Это не обязательно на сегодня известные люди, но они остались в памяти народной. Это был принцип подбора - не рейтинг. Это личности начиная от князя Аскольда и заканчивая Надеждой Савченко. Отдельная тема - люди, которые оставили след в Донецкой области: здесь Борис Гринченко, Владимир Сосюра, Иван Свитличиний, Олекса Тихий, ВасильСтус, Иван Дзюба, Алла Горская, Виктор Зарецкий - заканчивая Надеждой Савченко и патриархом Филаретом. Он наш земляк из села Благодатного.
Но Надежда - киевлянка.
- Надежда Савченко воевала, оставила след в Донецкой области. Алла Горская тоже не жила в Донецкой области, но монументальные ее произведения находятся там.
Я пыталась найти фотографии этих всех людей или нарисованные их портреты в вышиванках. Есть две иконы, на которых первый князь Аскольд изображен в вышиванках. Есть у меня орнамент и последнего князя Даниила Галицкого. Он был основателем города Львова, и на его флаге изображен лев как символ Даниила Галицкого. Одна пани из Львова дала мне отшить галстук. И он лег в основу этой вышивки.
Святые киевские князья еще представлены иконами. Далее идет казацкая эпоха - Маруся Чурай, гетманы. Дальше - Олекса Довбуш, патриархи уже современные.
Какие узоры оказались самыми редкими?
Меня интересовали оригиналы. Скажем, орнамент Леси Украинский я рисовала с фотографии ее сорочки из Волынского музея - там были ленты, венчик, не закрывал блузку. Там отдельно фартук был.
Наверное, довольно сложно перерисовать орнамент с фотографии?
- Сложно. Непросто. В интернете фотография значительно сжата. Увеличивала.
Но вам помогает, видимо, опыт. Если не видно количество крестиков, можете представить.
- Безусловно. Представить могу в геометрических орнаментах. А в цветочных растительных орнаментах — мало что.
Были ли орнаменты с особо интересной историей?
- Скажу о тех, от которых я получила большое удовольствие. Я прочитала в воспоминаниях Ирины Сеник, что когда она собирала орнаменты на Ивано-Франковщине, то она нашла добушевий орнамент — посвященный Олексе Добушу. Когда я с ней разговаривала по телефону, она уже тогда потеряла слух. Ничего не могла мне сказать. Очень обрадовалась, когда встретилась в Ивано-Франковске с врачом Ириной Свйонтек, которая десятки лет собирает орнаменты. Она мне подарила фотографию женской сорочки с этим орнаментом. Здесь я видела его на поясах мужских. Я уже пояс отшила и поставила в качестве источника.
Очень большая радость была найти орнамент сорочки Степана Бандеры. Обращались мои знакомые к его внукк Степану Бандере в Мюнхене, к родственникам, чтобы хоть любую вышивку из семьи Бандеры получить. Ибо в музее Степана Бандеры в Западной Украине есть вышитые вещи, которые принадлежат крестьянам, а не его семье. Потом, видимо Бог помог, я нашла фотографию Степана Бандеры, когда он пластуном был в костюме запорожского казака. То была у меня радость невероятная. Трудно было найти ту редкость.
Еще подарком было, когда в ноябре-декабре у меня была выставка в музее Ивана Гончара, пришла женщина из-под Коломыи. На первый взгляд, такая простенькая. А на самом деле очень интересная, образованная. Она до пенсии была преподавателем истории Украины в сельской школе. А сейчас она подрабатывает тем, что вышивает и продает работы в Киеве. Оказалось, что у нее есть орнамент, который, по ее словам, люди посвятили Ивану Мазепе. Это у меня была проблема - найти орнамент, связанный с Иваном Мазепой. Она мне прислала фотографию той рубашки и рассказала историю этого орнамента.
Когда вы говорите - "орнамент, посвященный кому-то" - это не значит, что речь идет об орнаментах, которые люди носили на своих сорочках?
- Здесь есть орнаменты и из сорочек, и те, которые посвятили людям. Такая традиция в Украине сложилась: есть орнаменты, которые носят имя кого-то, скажем "добушевий орнамент". Носил ли его когда-то Добуш, то неизвестно. Но он ходит под названием "добушевый". Есть орнамент, который называется "полуботковский", посвященный гетману Павлу Полуботку. Говорят, что это с его рубашки. Даже в Полтавском музее отшита ее копия. Но я знаю историю этого орнамента. Ее откопала Любовь Волинец, наша эммигрантка в Америке. Она нашла в библиотеке Конгресса Соединенных Штатов архивы экспедиций Харьковского университета. Там была описана сорочка жены Павла Полуботка: какими нитками, которые швы, цвет, и данная зарисовка. Пазушка с этой рубашки пошла на мужские рубашки. Полуботковский орнамент распостранен сегодня во всех регионах - его уже даже машины на сорочках вышивают.
Видела я в одной книге фотографию орнамента сорочки, и на этой же странице стихотворение, посвященное Вячеславу Чорновилу. Поэтому и этот орнамент посвятила ему. Но Чорновилу посвященный еще один орнамент - с сорочки Вячеслава Максимовича, которая находится в Национальном музее истории Украины. В этой рубашке он крестился в Карпатах в 1970-е годы.
Не смогла найти вышиванки Виктора Зарецкого. Тогда я на одной из картин Зарецкого увидела орнаментированный ствол дерево. Я зарисовала с того ствола орнамент и отшила его.
Орнамент для Василия Стуса нашла на фотографии его выпускного альбома из института. Он сфотографировался в вышиванке.
Сколько здесь образцов орнаментов представлены?
- Где-то 70. У меня есть две работы, посвященные Надежде Савченко. Один орнамент - с ее кофточки, которую она надевала на суде. Другой орнамент я отшила с ее рисунка, который она нарисовала в неволе: изобразила украинку в вышиванке. Я по ее рисунку составила подобный, не точеный. Надежда - сама дизайнер одежды. Ее мама приходила на мою выставку зимой.
На выставке есть вышивки украинских политзаключенных. Какие это работы?
- Закладки к молитвенникам. Их вышивали монахини, которые были сосланы в мордовские лагеря. Сидели за веру. Десять лет отсидели - находили причину, чтобы их посадить снова. Тогда была вышивальщица-художница Ирина Сеник, Стефа Шабатура. Стефа рисовала, Ирина вышивала такие закладочки к Священному Писанию.
Есть еще вышитый рождественский крест. Его вышила Стефа Шабатура. Вы посмотрите, какое знание традиций. Длинная часть креста состоит из трех частей. Первая - стол: на нем вышит каравай, миска с кутьей, кувшин с компотом, груши и три ложки - по количеству членов семьи. Такая традиция в Украине - она еще сохранилась в селах: на Рождество старший мужчина в семье, даже если он был мальчик, дарил новые ложки. Над яблочками-грушами вышито лицо старое - это стилизованное изображение дидуха. Он символизирует предков, оберегают. Такой символический дед. А над ним - трипроминник. Еще одна традиция: на Рождество ставят не три отдельные свечи, а в подсвечнике-трипроминнике. На Рождество именно трипроминники ставят как символ трех ипостасей Бога. В верхней части вышитый ангел, а в правой и левой - стилизованные казацкие кресты. Но здесь еще дохристианский символ над церковью - солнце, а на его фоне - месяц. Потому что с древнейших времен праздновали рождение двух светил - солнца и луны.
На выставке также много уникальных рушников.
Вы приехали в Киев в начале войны?
- Когда по Донецку стали бегать "зеленые человечки" с автоматами, мне надо было ехать в Киев, потому что должна была издаваться моя книга в "Смолоскипе". Но я знала, что если я поеду, то не смогу вернуться. Поэтому не ехала. У меня начато несколько книг, весь архив орнаментов в компьютере - не в ноутбуке, а в стационарном специальном. Что я буду делать, когда поеду? Но ко мне приходила молодежь - приносили мне лекарства, еду, настаивали, чтобы я уехала, пока еще возможно. Сказали: "Вы за пределами Донецка сможете рассказать о нас, донецких украинцах, лучше, чем это можем сделать мы". И это стало толчком для меня. Нашли волонтеров. Приехала машина. Две сумки я взяла, в одной рушники, во второй - нити; куртку, шапку и туфли. Все, больше ничего не взяла.




















Комментарии
1