Ексклюзивы
суббота, 03 июня 2017 15:26

"Несовершеннолетним и беременным женщинам вход запрещен", а народ прет на выставку валом
10

Зал дадаизма на выставке "Дегенеративного искусства". ФОТО: modernartconsulting.ru
Работа Эмиля Нольде "Евнух", 1912 г. Музей университета штата Индиана, Блумингтон. Конфискована из Музея в Халли. ФОТО: artchive.ru
Работа Эрнеста Людвига Кирхнера "Голова альпийского пастуха (Мартин Шмид)", 1917 г. ФОТО: modernartconsulting.ru
Работа Эмиля Нольде "Предсказатель", 1912 г. ФОТО: modernartconsulting.ru
Работа Карла Шмидта-Ротлуффа "Две женщины", 1915 г. ФОТО: modernartconsulting.ru

"Мы видим на этих стенах порождение безумия, дегенерации и импотенции", – рассказывает посетителям на открытии выставки "Дегенеративное искусство" в мюнхенском Институте археологии Адольф Циглер. Он как президент Имперской палаты изобразительных искусств объясняет немцам, в чем несостоятельность полотен модернистов.

Через год после этого, 3 июня 1938 года, Рейхстаг Германии принял постановление изъять из музеев все произведения "дегенеративного искусства". К ним отнесли картины и скульптуры импрессионистов, дадаистов, кубистов, сюрреалистов, экспрессионистов и др.

В своей книге "Майн Кампф" Адольф Гитлер дает клятву очистить культуру немецкой нации от "заразы". Свое слово соблюдает: с 1933-го запылали костры запрещенной литературы, закрывались театры, а в области изобразительного искусства начался процесс поиска и обезвреживания "произведений дегенератов".

Везучий диктатор, но художник-неудачник Гитлер юношей трижды проваливался на экзаменах в Венской академии искусств. Он хотел учиться на отделении архитектурного рисунка, но дальше первого тура творческого конкурса пройти не мог. Будущий фюрер на всю жизнь сохранил обиду на более талантливых художников.

30 июня 1937 года Геббельс издал декрет о создании комиссии, которая должна провести в немецких музеев отбор экспонатов для выставки "Дегенеративного искусство" в Мюнхене. Это мероприятие нацисты запланировали провести вместе с "Большой выставкой немецкого искусства". Идея столкнуть лбами эталоны "плохого" и "хорошего" возникла у самого Гитлера.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Совокупление в куче лука и головой об телефон на заре независимости – шокирующие полотна с 1990-х

Комиссию возглавил все тот же Адольф Циглер. Его эксперты работали на износ. За 10 дней они посетили 28 городов и отобрали в 32 музеях 700 "падших произведений". Выставку "Дегенеративное искусство" открыли 19 июня 1937 года. В темных тесных залах часто без рам и в сопровождении оскорбительных надписей висели картины модернистов и авангардистов.

Название выставке придумал автор памфлета "Очищение храма искусства" Вольфганг Вилльрих. Он опирался на расовую теорию и был убежден, что именно в искусстве максимально проявляется "здоровые" и "больные" черты нации.

При входе к выставке толпу подстрекали активисты из числа студентов художественных вузов. Кричали: "Бездарей и халтурщиков на свалку истории!" и "Не позволим больше нас обманывать". Первый ряд зала Института археологии был завешен в два ряда картинами на евангельские мотивы художников самых разных стилевых направлений – от экспрессионизма до абстракционизма. Большой плакат свидетельствовал: "Дерзкое издевательство над жизнью Сына Божьего". Под картинами указывали цену или просто писали: "Оплачена из налогов рабочего люда".

На втором этаже учреждения было 7 залов, среди которых: "Надругательство над немецкой женщиной", "Идеал: кретин и проститутка", "Безумие как метод", "Так сумасшедшие видят природу".

В двух меньших по размеру комнатах на первом этаже висела графика. Также стояли витрины с фотографиями душевнобольных. Изображенное на снимках сравнивали с образами, созданными художниками-модернистами.

Первое, что видел посетитель, когда становился в очередь за билетом, надпись-предупреждение: "Несовершеннолетним и беременным женщинам вход запрещен". Именно поэтому на выставку "дегенеративного искусства" народ шел валом. В тесных коридорах Института археологии проталкивались в день 20 тыс. человек, а 2-го августа 1937 установили рекорд – 36 тыс. За три с половиной месяца "Дегенеративное искусство" увидели более 2 млн ценителей прекрасного. До сих пор это абсолютный рекорд посещения выставки современного искусства.

На "Большую выставку немецкого искусства" с отобранными работами по вкусу Гитлера пришло в пять раз меньше зрителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Извращенную эротику испанки в галереях выставили за дверь

К весне 1938-го по всем немецких музеев сняли ориентировочно 17 тыс. картин и скульптур более тысячи художников. А 31 мая 1938-го вышел закон, согласно которому все эти трофеи переходили в собственность Рейха.

"Произведения дегенеративного искусства продадут на международном художественном рынке. Мы надеемся заработать немного денег на этом дерьме", – записал в своем дневнике рейхсминистр пропаганды Геббелис.

Установлено 7 из 17 тыс. произведений искусства, конфискованных нацистами из музеев Германии. Остальные – либо потеряны навсегда, или исчезли после продажи через анонимных посредников.

Сейчас вы читаете новость «"Несовершеннолетним и беременным женщинам вход запрещен", а народ прет на выставку валом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі