Критик Ирина Чужинова назвала самые знаковые события в театральной жизни 2017-го года. Также моменты, которые мешают развитию украинского театра.
Победы:
Идеальным вышел Ивано-Франковский фестиваль Porto Franko-2017. Организовали его композитор Роман Григорьев и режиссер Ростислав Держипильский. Отказались от статуса филиала ГОГОЛЬFEST'а, но мероприятие стало еще масштабнее и интереснее. В афише театральной программы рядом были литовец Эймунтас Някрошюс и украинец Дмитрий Богомазов. В 2018 году Porto Franko имеет шансы превратиться в главный региональный фестиваль страны.
Появился центр независимого театра - "Сцена 6", ставший частью будущего арт-кластера Довженко-Центра. Пока работает не как организация с определенным репертуаром не на полную мощность, но уже все почувствовали: появилась открытая площадка. "Сцена 6" принимала ГОГОЛЬFEST, конкурс британской драмы Taking the Stage, здесь можно увидеть спектакли "Дикого театра". Для независимых театров это место должно стать важным плацдармом, ведь арендовать помещения государственных театров - дорогое удовольствие. "Дикий театр" лоялен к резким режиссерских высказываниям, экспериментам, новым темам и текстам. Не всегда удается выдержать эту линию, но они с пути не сходят. Есть спектакли более успешные, как "Вий 2.0" Натали Ворожбит "Попы. Менты. Бабло. Бабы" Виктора Понизова - обе в постановке Максима Голенко. Если у них появятся надежный источник финансирования и сцена - тогда можно было бы предъявлять счет по художественному качеству.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Разгромили выставку художника, который рисовал Путина обезьяной": Искусствовед назвала победы и поражения 2017 года в арте
Самое важное в 2017 году, что поколение 30-40 летних возглавили театральный процесс. Положительный сдвиг обеспечили Стас Жарков - как режиссер и менеджер демонстрирует, что молодая плеяда точно знает, чего ждет зритель. Умеет рассчитать успех будущего спектакля, разговаривать со зрителем современным театральным языком. За 4 сезона его киевский театр "Золотые ворота" из мало кому известного муниципального театра превратился в один из самых заметных в Украине. Андрей Белоус - идеолог, стратег столичного "Молодого театра". Сделал его сцену открытой для молодой режиссуры. Тамара Трунова - в этом году была в эпицентре столичного театрального процесса. Победила в рейтинге критиков "Киевский счета" со спектаклем "Саша, вынеси мусор" Натали Ворожбит. Впервые в Украине поставила барочную оперу "Дидона и Эней" Генри Пьорсела, а в оперетте "Под небом синим ..." Дэвида Элдриджа. Оксана Дмитриева - главная режиссер Харьковского академического театра кукол им. Виктора Афанасьева, где благодаря ей мощный репертуар для взрослых. А это Шекспир, Чехов, Платонов, Цветаева ... Она в этом году стала первой лауреатом Премии им. Леся Курбаса. Максим Голенко - професийонально универсальный режиссер, который одинаково интересно работает на больших сценах с классическим репертуаром ( "Хозяин" в Николаевском театр), так и с современной пьесу в камерном формате ( "Виталик" в "Диком театре").
Недостатки:
Большинство государственных театров, которые субсидируются государством, до сих пор имеют неопределенную репертуарную политику.Современная украинская драматургия в дефиците в нашем же театре. Пока такая тенденция по всей Украине. Причин этому много - одна из них самоцензура. Надеюсь, со временем все же современную жизнь попадет на украинский кон.
Режиссер, руководитель театра "Золотые ворота" Стас Жирков обратился к коллегам, которые критикуют картину Ахтема Сеитаблаева "Киборги"о защитниках донецкого аэропорта.
Комментарии