В 2016 году отличились писатели Таня Малярчук и Тарас Антипович. Событием года стала экранизация романа "Столетие Якова" Владимира Лиса. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал литературовед Михаил Брыных.
Фигура года: Таня Малярчук.
- Таня в этом году отличилась романом "Забуття". Книга отмечена премией "Книга года Би-Би-Си". Это не универсальное мерило, но хороший показатель.
- Чем особенный роман?
"Забуття" существенно отличается от ранее написанных Таней книг. Она необычная для ее стабильного читателя - некая смесь экзистенциального, биографического, исторического романа. Смесь странная и, на первый взгляд, даже эклектичная. Но художественный эксперимент удался. Все обращают внимание на эту странную форму. Кому-то нравится, кому-то - нет. Так всегда случается с литературными экспериментами, однако здесь есть о чем говорить. Таня Малярчук обратилась к не самой известной фигуре политической истории Украины начала ХХ века - Липинскому. О нем можно сказать, что он вечный представитель второй лиги украинского общественно-политического движения. Поэтому это странный выбор героя, но он обоснован не только в самом произведении, но и в публичной позиции Тани Малярчук. Она идейно отнеслась к выбору. Считает, что нам нужно актуализировать нашем времени фигура Вячеслава Липинского и его идеи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Актеры не учили текста, потому что не умели читать" - первая женщина-режиссер из Афганистана
- Как приняли произведение читатели?
В соцсетях - положительно. Кто привык к Тане как к представительнице "магического украинского реализма", то будет удивлен отсутствием в романе этой ее фишки. Хотя внимательный читатель ее все заметит. "Магический реализм" писательницы прочитывается. Другое дело, что он здесь не имеет конструктивной функции. И не является самоцелью, что приятно. Стиль писательницы не изменился, как и ее мировоззрение.
- "Забуття" вывело писательницу на новый уровень?
Таня всегда имела высокую планку как для современной украинской литературы. Ей не нужно скакать выше головы. Книга не вывела ее на качественно новый уровень - она и так пишет на уровне. Скорее речь идет о другой стороне творчества. Каждый писатель всю жизнь пишет одну книгу. Когда ему удается отойти на шаг влево или вправо, ступить на другую территорию, это всегда интересно. Открывает этого писателя по-новому.
Явление года: война как метафора
- Явлением года назвал бы роман "Помирана" Тараса Антиповича. "Помирана" еще не достаточно прочитана украинцами. Возможно, поэтому немного недооценена. Тарас Антипович остается в русле "своего" жанра - антиутопии. В книге она имеет социально-политическое, современное измерение. Прочитываются параллели с событиями на украинском Востоке. Некий мрачный прогностицизм возникает из простого вопроса: "Что теоретически может происходить дальше?" Путешествие до определенного предела человеческой деградации, прежде всего, социальной. За ней - экономической, политической. Фантазия небольшая, поэтому книга не имеет значительного резонанса.
Во время серьезных катаклизмов, воен люди меньше всего склонны читать ужасы или неприятные истории. Хочется утешения, читают что-то полегче. В этом контексте книга Тараса Антиповича может показаться неприятной. Имеет нелестное мнение о человеческой природе, которая приспосабливается к любым обстоятельствам. Животное выживание, заложенное в нас, не имеет предела. И нет в мире ничего, что могло бы выдернуть его из этого выживания. Человеку, который сидит в этой системе, трудно увидеть альтернативу. "Помирана" не привязана к войне на Востоке, она шире. Просто захватывает в себя эти события.
- Почему "Помирана" - это явление?
Писатели, которые пытаются реагировать на происходящее, чаще делают это "в лоб". Пишут о войне книги, стихи. Много написано не просто писателями, но и участниками этих событий, очевидцами. В этом пространстве берет верх документалистика, воспроизведение фактов. Бесспорно, это очень важно, но литература может ставить себе другие задачи и выводить на уровень философской метафоры, обобщения. Это то, что делает в своем романе Тарас Атипович. Не пишет о конкретных событиях или "сочинение на тему" о том, что может произойти дальше. Исследует абстрактного человека, который оказался в условиях изоляции - культурной, психологической. Он чувствует враждебность окружающего мира. Не может с ней примириться, хотя ничего об этом мире не знает. Он - жертва пропаганды. Нет ни критического, ни вообще собственного мышления. Вся его жизнь сводится к выживанию. Тарас пытается исследовать более общие вещи, чем феномен, который мы в публичном пространстве называть "ватниками".
Событие года: экранизация романа "Столетие Якова"
- Значение этого события - в перспективе. Это едва ли не первая за последние годы попытка создать украиноязычный сериал на литературной основе автора-современника. Проникновение современной украинской литературы на телевизионный экран важно. Дает надежду, что это - начало большой дружбы между "телеящиком" и современной украинской литературой. Дружба эта была раньше однобокая. Отечественные писатели писали сценарии для сериалов, в основном на русском. После успеха "Столетия Якова" можно надеяться на дальнейшие экранизации. Не говорю о качестве. Сейчас количество важнее.
- Что эта дружба дает литературе?
Ничего. Разве что писатели получат возможности для заработка. Она важна для общества. Давно пора пересаживать зрителя с русскоязычной "иглы" на аналогичный "героин" украинского производства. Украинский - не только по географии, а по языку, идеей. Экранизация романа "Столетия Якова" - это шанс, перспектива для украинской литературы не на один год и не на десять лет.
Комментарии