четверг, 06 июня 2013 13:20

"Над каждым успешным американским сериалом работает 50 сценаристов"

Автор: Фото: mediananny.com
 

В конце мая в Киев приехал эксперт в области комедийных телесериалов Стив Каплан. На своем семинаре он открыл украинским специалистам секреты создания успешного, интересного и, самое главное, смешного сценария для сериала. В свое время среди его учеников были сценаристы таких ситкомов, как "Друзья", "Секс в большом городе", "Теория большого взрыва", "Дурнушка Бетти" (российский аналог - "Не родись красивой") и т.п.

Gazeta.ua расспросила Стива Каплана сколько людей выдумывало шутки для сериала "Друзья", чем отличаются старые телесериалы от сегодняшних и о том, как пишут сценарии к фильмам в Голливуде.

- Какие сценарии телесериалов вы считаете эталонными?

- Из классических сериалов мой любимый, наверное, "Сайнфилд" (1990-1998). Он сломал все правила, которым подчинялись телесериалы, которые существовали до его появления. Кто-то считал этот фильм немного абсурдным, как для популярного телевидения. Также думаю, что "Все любят Реймонда" (1996-2005) - это образец семейных сериалов.

- В СНГ сняли аналог сериала "Все любят Реймонда", который называется "Воронины". Как вы относитесь к тенденции, когда в другом уголке планеты снимают римейки американских сериалов?

- Очень хорошо! Считаю такие римейки должны появляться в обязательном порядке. Ведь одни из лучших телесериалов США - это в свою очередь римейки британских телесериалов. Например, американский "Офис" (2005-2013). У каждой страны свой неповторимый юмор, свои тонкости менталитета, на которые часто опирается комизм тех или иных ситкомов. Поэтому переснимать популярные фильмы - просто необходимо. Зритель стремится узнавать в экранных героях своих друзей, близких или даже самих себя, а не просто каких-то иностранцев...

- Чем отличаются сериалы последних лет от тех, что показывались несколько десятилетий назад?

- Сегодня сценарии стали довольно запутанными. Например, в 50-60 годы они были наполнены юмором, рассчитанным на домохозяек. Это были некие невинные шутки, которые уже никто не понимает... Ну, а сегодня сюжеты в сериалах стали очень закрученные, а их персонажи - сложными. Иногда они напоминают даже независимые фильмы. Многие критики сетуют на то, что ситкомы переживают сегодня не лучшие годы. Однако я считаю, что это не так. Мне очень нравится сериал "Луи" (2010) и "Девушки" (2012). Думаю, это очень успешные проекты.

- Как изменился юмор в ситкоме последних десятилетий? Ведь сегодня уже многие не получают удовольствие от шуток Луи де Фюнеса или Чарли Чаплина.

- Думаю, что все сегодняшние интересные комедии вышли из фильмов Чаплина. Если вы любите, например, комедии с Джимом Кэрри, то вам понравятся и ленты с Чарли Чаплином. В свою очередь Чаплин последовал традиции юмора кабаре и мьюзик холлов, которые были популярны в начале ХХ века. В том как изменился юмор в фильмах последних нескольких десятилетий есть положительные и отрицательные стороны.

К положительным я отношу тот факт, что исчезли табу на использование таких слов, как "беременная", "секс" и т.п. В 50-х годах очень популярным был ситком "Я люблю Люси". Протагонисты этого ситкома - супружеская пара, у которых есть дети. Однако по тогдашним стандартам по телевизору нельзя было показывать двухместные кровати. Поэтому в спальне главных героев стояло две раздельные кровати. Поэтому у зрителей возникал вопрос: "Что это за магия, благодаря которой у этих супругов появились дети, если они спят в разных кроватях?" К счастью со временем прошла социальная революция и большинство подобных запретов было снято. Однако я бы не сказал, что подобная свобода открыла сценаристам новые горизонты для творчества. Ограничение в творчестве - один из лучших стимулов для креатива. Поэтому сегодня, когда разрешено практически все, стало несколько труднее создавать действительно смешные истории.

- Один из ваших учеников, Дэвид Крейн, писал сценарии для культового сериала "Друзья". Скажите, сколько всего людей работало над сценариями к этому сериалу?

- Около пятидесяти... Но конечно не в один момент, а за все десять лет, что сериал выходил на экраны. Примерно столько же сценаристов работает над каждым успешным американским сериалом.

- Осенью в Киев приезжал гуру сценарного мастерства Роберт Макки, который говорил, что сегодня лучшие сценаристы США идут работать на телеканалы, чтобы писать истории для сериалов. Они не хотят оставаться в Голливуде. Ведь в сериалах делается ставка на историях, а в полнометражных лентах - на кинозвезду, исполняющих главные роли в кино...

- Я согласен с Робертом. Лучшие сценаристы Америки сегодня действительно идут на телеканалы. В полнометражных фильмах, на которые выделяются огромные деньги, сегодня очень трудно сделать что-то шокирующее или экспериментальное. Ведь главная задача большого кино - вернуть вложенные деньги. Поэтому это должно быть понятное и простое кино. А профессиональному сценаристу интересно развиваться и искать какие-то новые приемы.

Сегодня это возможно только в формате телесериалов. Например то, что можно увидеть в сериалах "Во все тяжкие" (2008-2013), "Безумцы" (2007-2013), никогда не встретишь в обычных полнометражных лентах. Эти сериалы подобны рассказам Достоевского. Многосерийный формат, рассчитанный на десятки серий, позволяет сценаристам детально изучить героев сериала и показать их с самых разных сторон. Полнометражные ленты сегодня ориентированы преимущественно на тинейджеров, а сериалы - на более взрослую аудиторию.

- Иногда успешные полнометражные ленты перерастают в телесериалы. Можете ли вы назвать сериалы, которые превзошли художественный уровень полнометражных фильмов, из которых выросли?

- Раньше эта тенденция действительно имела место. Но в последнее время я уже не встречаю телесериалы, которые были лучше оригинальных фильмов. Если сегодня появляется действительно качественный полнометражный фильм, то сериал, снятый по его мотивам, выглядит уже не так впечатляюще. Да и люди сегодня уже не интересуются именно сериальным продолжениями известных лент. Подобная тенденция имела место в 60-70-х годах. Не думаю, что сегодня кому-то будет интересно смотреть сериал, снятый по фильму Роберта Олтмена "Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш." (1969). Зато саму эту ленту все еще считают шедевром и пересматривают. Также уверен, что невозможно сделать интересный сериал на основе таких успешных фильмов, как "Мой парень - псих" (2012) или "Третий лишний" (2012).

- Сколько раз приходится сценаристу переписывать скрипт к фильму прежде чем ему удастся продать его?

- Я не знаю того несчастного, который установил рекорд в переписывании сценария (улыбается). Однако обычно сценаристы подправляют только отдельные эпизоды сценария. В целом же весь сценарий переписывать приходится лишь 1-2 раза в самом начале работы над фильмом.

- С чего вообще начинается работа над сценарием?

- Из того, что вы переступив порог кабинета продюсера, садитесь в кресло перед ним и слышите вопрос: "Какие у тебя идеи?" После этого вы рассказываете ему какие-то истории. Если они заинтересовали продюсера, то он предлагает подумать над этим подробнее. После этого вы получаете небольшой гонорар на работу и примерно две недели для работы над сценарием. После этого вы приносите сценарий тому же продюсеру, он его внимательно читает, вы обсуждаете проблемные места, вносите какие-то правки т.п. Так проходит еще несколько недель. И если в результате продюсер видит в этом сценарии потенциал, то он его оставляет себе и начинает готовиться к съемке пилотной серии. Если же скрипт ему не понравится, то вам придется услышать фразу вроде "Спасибо, но это не для нас..." Если пилотная серия собирает хорошие отзывы, то для написания сценария уже для следующих серий формируется специальная команда, в которой может быть дюжина сценаристов. Они вместе обсуждают буквально каждую строку в сценарии.

- Как организовывается работа в этой команде? Все эти люди одновременно пишут один и тот же сценарий?

- Начинается все с того, что они собираются за столом и обмениваются идеями. Все, что они говорят записывает стенографист. После этого все идеи систематизируются по сериям. И каждый из сценаристов получает по две недели на то, чтобы подробно сформулировать свою идею, в которой уже должны быть детально прописаны все сцены и диалоги. Руководит процессом исполнительный продюсер. Именно он вносит окончательные правки в описанные идеи и собирает их вместе. Когда он утверждает окончательный вариант сценария - собираются актеры, читающие сценарий по ролям. Именно на актерах проверяются все шутки в сценарии. И если эти шутки выглядят не смешно в исполнении актеров, то сценаристы вносят новые и новые правки в скрипт пока эти сцены не станут действительно смешными. Обычно в команде сценаристов есть один человек, который умеет придумывать действительно смешные шутки - он ??и переписывает все комические эпизоды. И уже только после этого начинаются съемки.

Семинары Стива Каплана был организован компанией Media Resources Management.

Сейчас вы читаете новость «"Над каждым успешным американским сериалом работает 50 сценаристов"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі