вторник, 25 октября 2016 16:38

В знак протеста художники имитировали собственный расстрел
5

В киевском "Пинчук Арт Центре" открылась выставка "Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление". Выставка исследует творчество группы художников, связанных со сквотом "Паркоммуна". Сквотом назывались нелегально занятые помещения или здания для коллективного проживания и занятия творчеством. Это было место на бывшей улице Парижской коммуны (ныне - Михайловская), где в течение 1989-1994 годов существовали сквоты и мастерские художников.

Феномен сквотинга известен и в других странах. В Сан-Франциско во второй половине XX века богема захватывала неосвоенные помещения, превращая их в культурную среду. После перестройки и распада Советского Союза в Киеве было много зданий в аварийном состоянии, заброшенных и пустых. Власти не занималась ремонтом из-за нехватки средств. В начале 1990-х эти здания начали захватывать студенты и выпускники Академии изобразительного искусства под жилые помещения и мастерские. Договорившись с жэками, художники начали заселять дома на улице Парижской коммуны. В группу входили такие художники, как Александр Гнилицкий, Александр Клименко, Олег Голосий, Юрий Соломко, Валерия Трубина, Василий Цаголов и др.

Автор: http://pinchukartcentre.org/
  Олег Голосий "Муза", 1991 г.
Олег Голосий "Муза", 1991 г.

"Художники все время жили и работали в мастерских. Сквоты стали местом диалога и взаимообмена художников не только из разных частей Украины, но и мира, - рассказывает медиатор выставки Екатерина Лазаревич. - В 1990-е сюда часто приезжали кураторы из разных стран, художники из Одессы, Москвы. Сквоты славились громкими вечеринками. Так зарождалось современное украинское искусство. И когда страна только обрела независимость, художники также почувствовали свободу. Начали создавать грандиозные полотна, которые совершенно не укладывались в устоявшийся образ академической живописи. Поэтому "Паркоммуна" - это не только место, но и важное явление в украинской культуре. В 1993-м художников выселили из помещений. В ответ на это коммуновцы устроили перформанс, в котором имитировали расстрел коммунаров во Франции на кладбище Пер-Лашез во время событий 1871 года. В те годы в Париже начались волнения, приведшие к революции. Сторонники версальского правительства в ходе борьбы осуществили расстрел сторонников коммуны. Художники Парижской коммуны в Киеве своим перформансом имитировали события во Франции в знак протеста против выселения".

Автор: http://pinchukartcentre.org/
  Александр Ройтбурд "Движение в сторону моря", 1992 г.
Александр Ройтбурд "Движение в сторону моря", 1992 г.

"Замечательно, что такое поколение художников было. Но они совсем не дружат с такими, как я, - художниками лет на 10 моложе их. Они всегда уверены в себе, шутят. Нас считают слишком скучными за то, что делаем социальные проекты, говорим по-английски, - рассказывает современная художница Алевтина Кахидзе. - Я когда-то брала интервью у Арсена Савадова, Василия Цаголова и они не знали, что я художница. А потом сделала работу TV Studious, реконструкцию работы Цаголова "Студия твердого телевидения". Ему было приятно, что я знаю эту работу, показанную еще в 1990-е. Я тогда была студенткой. Мне эта работа очень нравилась. Люблю его эксперименты с перформансами, инсталляциями, актерством, режиссурой. Пронесла симпатию к Цаголову через 10 лет. Не знаю, какая трансформация с ним состоялась, но когда я пригласила на презентацию своей работы, он был рад. Мне кажется, художникам того периода было бы хорошо преподавать, общаться с молодежью. Если не с такими, как я. Чтобы происходил взаимообмен. Вместо этого они существуют друг для друга в своем гетто. Поэтому то, что сейчас эту выставку сделали, очень правильно. Также я общалась с другим участником коммуны Павлом Керестеем, который сейчас работает в Лондоне. С ним произошла хорошая трансформация. Влился в международный контекст, снимает фильмы. Если раньше занимался живописью, то сейчас больше делает инсталляции. Остальные художников Парижской коммуны, наоборот, начинали с инсталляций и видеоработ, а сейчас занимаются живописью".

Автор: http://pinchukartcentre.org/
  Валерия Трубина "Входя в тень", 1991 г.
Валерия Трубина "Входя в тень", 1991 г.

"В противовес сложным социально-политическим процессам, которые тогда происходили в стране, позиция художников была дистанцирована от политики. Они стремились освободиться от идеологических канонов, - рассказывает искусствовед, научный консультант выставки Александр Соловьев. - Экспонируемым произведениям присуща интимность, мечтательность, театральность. Сюжеты многих произведений напоминают сновидения. Это дает простор для фантазии зрителя. Представители Парижской коммуны в Киеве были одной командой, жили в одном доме. Несмотря на то, что каждый художник имел свой собственный художественный язык, в каждой отдельной работе "паркомовцев" видно, что это "Парком". Помню, в те времена еще "ходили" купоны, которые потом обменивали на товары. Как-то Олег Голосий принес сумку этих купонов, которые получил за картину. А потом обменял их на батончики "Сникерс". Все стены в комнате позавешивал обертками из-под них".

Автор: http://pinchukartcentre.org/
  Александр Клименко "Разговор о молчании", 1992 г.
Александр Клименко "Разговор о молчании", 1992 г.
Сейчас вы читаете новость «В знак протеста художники имитировали собственный расстрел». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі