В субботу 16 февраля исполнилось 200 лет с рождения композитора и певца Семена Гулака-Артемовского. Наиболее известен его произведение опера "Запорожец за Дунаем". Арию Андрея из нее "Блаженный день, блаженный час" в начале 1990-х парламент рассматривал как один из вариантов государственного гимна Украины.
Черкасский музыкально-драматический театр отметил день рождения композитора спектаклем Сергея Проскурни "Неизвестный Артемовский". Идея спектакля возникла после того как Верховная Рада не смогла принять законопроект о праздновании годовщины на государственном уровне, и после того как режиссер нашел в Википедии о Гулаке лишь три абзаца информации. Сергей Проскурня исследовал жизнь композитора, рецензии на его спектакли и исторические реалии в которых тот жил.
В течение полутора часов более двух десятков актеров читали со сцены почти энциклопедические данные, письма Гулака и фрагменты газетных публикаций того времени.
Однако, несмотря на кажущуюся сухость текста артисты сумели держать внимание публику на протяжении всего представления. Ведь они обладают не только сценическим речи, но и умеют хорошо петь и танцевать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В советские времена не говорили, что Гулак-Артемовский из семьи священников
На спектакль пришли полтысячи зрителей. Они заплатили за билеты от 20 до 30 гривен. А общий бюджет спектакля составил всего 3800 гривен. Их потратили на гонорары приглашенных киевского театра им. Ивана Франко актеров Евгения Нищука и Петра Панчука, сыгравшие соответственно молодого и старого Шевченко. Работать на несколько коллективов этим артистам несложно. Они говорят, что в Черкассах им интересно работать с нестандартными режиссерскими идеями Проскурни и благодарной публикой. Петр Панчук шутя объяснил, что вдохновляет его в жизни и работе: "У меня есть маленький сынок: пять месяцев, два зуба и восемь килограмм счастья"
- Мы одни празднуем эту дату, поэтому хотелось сделать премьеру именно в этот день, - сказал после спектакля исполнитель роли Гулака-Артемовского Павел Гончаров. - Мы не имели права отступить и должны были хорошо подготовиться.
На изучение текста и репетиции актеры имели всего несколько недель. Однако, на качестве представления это не отразилось.
- Долго и трудно было разучивать сложные церковные хоралы Веделя и Бортнянского, - сказал Сергей Проскурня. - А быстро заучить текст - для актеров это дело профессионализма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сергей Проскурня показал в спектакле 6 лет жизни молодого Шевченко
Интересным режиссерским решением было исполнение Гопака в конце представления. Его выполняли не под традиционную народную музыку, а под пафосную увертюру к опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила", что явно символизировало одну из волн русификации украинской культуры во времена Гулака-Артемовского. Во время танца актер Андрей Жила в образе российского чиновника зачитал Валуевский циркуляр, который ограничивал использование украинского языка в художественной литературе и в образовании.
Перед началом представления от зрителей не раз было слышно: "А, это тот самый Артёмовский"
Напомним, несколько лет назад Виктор Янукович во время выступления перед избирателями в Черкасах назвал композитора Гулаком-АртЬОмовским. Эта его оговорка надолго осталась в памяти простых людей
понедельник, 18 февраля 2013
23:14
На виставі про Гулака-Артемовського згадували Януковича12
×
Комментарии
2