Впечатляющие цифровые фотокартины о войне в Украине создает киевская художница Марина Хоменко. В ее работах мотанка-хранительница закрывает глаза ребенку от ужасов войны, а разрушенная Украина возрождается из пепла, как мифическая птица феникс. Иллюстрация фотохудожницы о разлуке с Родиной уже стала популярной в интернете, потому что точно отражает чувство украинцев, которые вынуждены были временно покинуть родные места, чтобы спастись от военных действий.
Gazeta.ua поговорила с фотохудожницей Мариной Хоменко о ее творчестве и образах Украины во время войны.
"Я люблю отображать свои чувства. Мне сложно их сформулировать в слова, но проще показать картинкой. Раньше меня вдохновляли красивые вещи, места, люди. Хотелось эту красоту показать. Творчество вытаскивало меня из состояний, когда было плохо. Это как арт-терапия. Когда началась война, я выпала из жизни. Сидела и думала, зачем выживать. Поняла, что не боюсь смерти, потому что нет, ради чего мне жить. Тогда подумала, что это странно и так не должно быть. Ради чего же я тогда раньше жила? Вспомнила, что до войны для меня творчество было тем, ради чего я живу", - рассказывает Марина Хоменко.
Художница работает с фотомонтажом. Снимок художественно обрабатывает, создавая цифровую арт-работу.
Когда началась война, я выпала из жизни. Сидела и думала, зачем выживать
"В последнее время было много коммерческой работы, я отдалилась от творчества. Редко это делала и все было такое какое-то поверхностное. Когда началась война, то уже и работы не было. И все отошло на второй план. Уже не так сильно ты за нее волнуешься, а переживаешь с одной стороны за более глобальные вещи, с другой - более индивидуальные. Решила, а почему бы не попытаться сейчас творить?".
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Для первых работ использовала фото с предыдущих съемок.
"Из них сделала фотомонтаж и мне легче стало. Потом каждую неделю пыталась делать хотя бы одну фотокартину, чтобы как-то себя собрать. И оно помогает. Ментально легче справиться с тем, что ты переживаешь. Когда ты пытаешься воспроизвести и поделиться с другими. В принципе я делаю это для себя, но нравится, что оно отзывается и заходит еще кому-то. Когда понимаю, что не я одна такое чувствую и мне удалось отразить именно так, как люди это переживают. Тогда считаю, что я хорошо справилась", - говорит фотохудожница.
Когда понимаешь, что не я одна такое чувствую и мне удалось отразить именно так, как люди это переживают. Тогда считаю, что я хорошо справилась
Некоторые фотокартины создает за несколько часов. Над остальными может работать несколько недель. Из своих работ художница планирует сделать коллекцию и продать на рынке цифрового искусства - NFT (NFT – англ. non-fungible token. В переводе с англ. – "невзаимозаменяемый токен", простыми словами – это сертификат на право владения каким-нибудь цифровым активом - Gazeta.ua). Вырученные средства направить на помощь Украине.
"Хочется жертвовать больше денег. Потому что здесь хоть зарабатываю, то с налогами мало денег остается на благотворительность. Если бы эту коллекцию кто-то купил, то было бы проще. И выставку хочу сделать, когда вернусь. Или уже после победы, когда у меня соберется больше работ, ибо есть еще идеи. Как раз перед войной у меня должна быть выставка в Мариуполе.16 февраля отправила коллекцию своих работ - и теперь я даже не знаю, живы ли люди, которые это все организовывали. Я им писала несколько раз, но никто не отвечает ", - рассказывает художница.
Марина Хоменко рассказала об идеях создания пяти своих фотокартин.
МОТАНКА КАК УКРАИНСКИЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

"Когда узнала о зверствах россиян в Буче, меня просто выбило из жизни. Надо было немного времени, чтобы это все переварить, прийти в себя. У меня был уже замысел с мотанкой, но он казался мне примитивным. А Буча для меня настолько глубока, что было трудно представить, как сделать столь же подходящее, потому что все казалось поверхностным. Изобразила мотанку, закрывающую глаза ребенку от ужасов войны, когда с неба падают бомбы.
Представляю, что у каждого из нас есть такой оберег, бережно созданный для нас поколениями предков, пронесенный сквозь годы запретов и уничтожения, сохранившийся, чтобы беречь нас и напоминать, кто мы есть
Мотанка - сделанная из ткани узелковая кукла. Считается, что в древности мотанки выполняли функцию сакральных оберегов. Представляю, что у каждого из нас есть такой оберег, бережно созданный для нас поколениями предков, пронесенный сквозь годы запретов и уничтожения, сохранившийся, чтобы беречь нас и напоминать, кто мы.
Поначалу думала передать то, что дети сильно травмированы этой войной. Хотелось, чтобы они такого не видели. Потому что потом сложно избавиться от всех этих травм и воспоминаний войны. То, что травмирует нас в детстве, потом с нами всю жизнь. Мне было жаль детей, переживающих и видящих войну. Она все равно на нас всех отражается. Потом поняла, что это не только о детях, а в принципе обо всех людях. Просто дети более чувствительны. И это все их будет травмировать гораздо больше, чем взрослых. Но по факту мне хотелось, чтобы какой-то ангел-хранитель, как эта мотанка, защищал нас всех.
Это фото сделала уже в Болгарии. На фото - стою с племянником. Для съемки у меня не было даже наряда. Нашла какую-то мамину рубашку такую, что хоть по форме немного похожа на вышиванку. Затем перенесла на нее вышивку с фотографии, которую делала еще в Киеве. Добавила ленты, юбку. Все смонтировала. Из оригинального кадра там остались только я с племянником", - рассказывает Хоменко.
НАД ПРОПАСТЬЮ СРЕДИ ВРАГОВ

"Эту иллюстрацию создала в первые дни войны. Тогда было ощущение, что нас будто все бросили. Мы стоим на грани, на маленьком пике, который нам остался. А рядом - пропасть и лишь враги - Беларусь и Россия со всех сторон. Было ощущение, что мы одни во всем мире и сами против всего. Из Европы нам не очень сильно еще помогали. Они думали, что мы быстренько сдадимся, или что они там ожидали? А крылья - это символ того, что мы можем улететь, что мы не упадем. Мы выстоим и одолеем это все нашествие, которое на нас свалилось. Мы победим. Когда на тебя падает небо - все, что можешь сделать - это выстоять и не сломаться.
Для иллюстрации использовала фото украинских Карпат. Это скалы Шпицы.
ОЩУЩЕНИЕ ПУСТОТЫ

"Раньше я не любила сидеть дома, часто путешествовала. Но когда началась война, мне никуда не хотелось ехать. Все родственники собирались за границу и нужно было им помочь переводить, потому что никто из них не владеет английским. Я очень не хотела покидать Украину. Чем дальше я от дома, то ощущение будто еще больше тянет назад, что-то там осталось, а я уже вроде бы нецелесная, и это чувство пустоты внутри я пыталась изобразить в этой работе.
Чем дальше я от дома, то ощущение, будто еще больше тянет назад. Что-то там осталось, а я уже вроде бы не целостная
Эту съемку сделала уже в Болгарии на второй или третий день после приезда. Это фактически фотография. Ее было довольно быстро оформить, потому что почти не монтировала. Я отсняла эту работу и немного полегчало", - добавляет художница.
ВОССТАНЕМ ИЗ ПЕПЛА

"Идею для работы подала подруга. Когда бомбили Харьков, сказала: "Смотри, сейчас все горит, но думаю, что мы как фениксы из пепла восстанем". Я подумала, что надо это изобразить именно так.
Возникла проблема с фоном, потому что для работ я использую только свои фотографии. Поэтому приходится иногда постараться, чтобы что-нибудь придумать из того, что у меня есть. Пока я была в Киеве, то не было много разрушений столицы. Подходящих кадров я не сняла. Мне приходилось искать среди старых фотографий что-то похожее на сгоревшие дома, разрушения. У меня были фото нескольких заброшенных замков, где только стены остались. И подумала, что это может сработать. Использовала для работы фото руин замка Терещенко в Житомирской области", - говорит Марина.
УКРАИНСКАЯ ЯРОСТЬ

"Эта фотокартина - моя ярость. У меня довольно много ненависти. За все это время не плакала ни разу. Но куда-то надо девать эти эмоции, это напряжение - и оно у меня выражается в злобе, ярости, ненависти. Хотелось уничтожать россиян. Когда создавала эту работу, то просматривала много видео, поднимающее боевой дух с "Байрактарами", уничтожающими вражеские танки, что улучшало мне настроение.
Решила изобразить Украину, истребляющую всех врагов. Хотелось, чтобы фон был минималистичен, а женский образ в центре всего. Поэтому просто выбрала грозовое небо. Оно тоже символ ярости. А черепа - это все, что должно остаться от врагов", - заключает Хоменко.
Комментарии