Сегодня 9 дней, как погиб музыкант и телеведущий Андрей Кузьменко. Деятели искусства рассказали Gazeta.ua, кем был для украинской культуры лидер группы "Скрябин". 2 февраля он погиб в автокатастрофе в Днепропетровской области.
Иван Леньо, группа "Kozak System"
Кузьма был очень яркой личностью - таких в украинском шоу-бизнесе единицы. Он никогда не был равнодушен к чужим проблемам. Когда у нас забрали имя группы "Гайдамаки" и начали им пользоваться, пренебрегая нашим разрешением, Андрей разобрался в ситуации и поддержал нас. Сказал: для меня существуют одни "Гайдамаки", это те ребята, которые теперь называются "Kozak System". Я не просил его это делать. Вообще мало людей, которые обращают внимание на чужие проблемы, мне было очень приятно - я запомнил это на всю жизнь.
Дней за пять до трагедии он позвонил мне случайно. Говорит: Привет, малыш! Я был удивлен. Потом выяснилось, что в его телефоне рядом с моим номером, номер его племянника, тоже Ивана. Мы поговорили, я рассказал, что мы дописываем альбом, он сказал "держись". Теперь понимаю - это было такое символическое прощание.

Скажу откровенно, я не был фанатом его творчества, я люблю другую музыку. Но глядя на то, как его провожали, он был настоящий народный артист. От природы был очень энергичный: все время искал нового, работал, любил жизнь, много ездил по фестивалям, соглашался на разные теле-проекты. Он был на каждой кухне в каждой украинской семье. Слава не упала ему на голову внезапно - он долго к этому шел, будучи парнем из села, который хотел выбиться в люди.
Кузьма был музыкальным интеллектуалом - хорошо наслышанный западной музыки. Как-то мы говорили о польском шоу-бизнес. Он спел наизусть знаковую для поляков песню Чеслава Немана "Dziwny jest ten swiat". Это меня очень удивило. У Кузьмы была солнечная харизма - каждая встреча с ним оставляла хорошие воспоминания. Он мне льва напоминал.
Инна Корнелюк, писательница, пиарщица МА "Наш Формат"
- Впервые Андрея увидела 12-летней в Новояворовске на детском фестивале. Он тогда был для нас, детей, большой звездой. Поразила его простота, не звездность. Может, потому что был простым парнем из Новояворовска или хорошо владел собственными эмоциями. Не был актером или позером, а искренним певцом. Умел просто говорить о сложных вещах. Не играл простака, его простая манера общения - способ объясниться с людьми. Пытался говорить на их языке и смело называл вещи своими именами.
С ним делала интервью "Жлобологии" Антона Мухарского 2013 года. Андрей сказал, что жлобство - проблема наших людей, у которых эмоциональное развитие остановилось в подростковом возрасте. На интервью почувствовала, какая дикая энергия от него валила. Настоящий талант - это харизма. Многих вы знаете музыкантов, у которых есть мозги? Большинство, хотя и продают эмоции, имеют недоразвитые рацио. Они книг не только не пишут, а вообще не читают. Андрей был человеком образованным, но этого не афишировал. Если ты легендарный, как "Шанель №5", то это поймут на уровне запаха. И все. Тебе не надо кричать об этом. Андрей никогда ничего не доводил. Имел колоссальное чувство юмора. "Поющие трусы", которые продюсировал, - это же грамотный стеб.

Его книги - это качественная проза, когда автор пишет о том, что сам пережил. Не графомания, как дешевый стриптиз, а отмученное каждое слово. Поэтому и искреннее. В чем его преимущество над всеми писателями, которые пытаются быть умными и поучительными. Принцип Хемингуэя: "не был на войне, тогда не пиши об этом".
Язык Андрея в книгах и песнях живой, вызывает эмоции. Стилистика - не рафинированная, но самодостаточная. Как говорил, так и писал. Язык - это не корсет, а живое существо, которое дышит. Его песни были подтверждением, насколько украинский язык - с галицизмами, со всеми его диалектами - красивый, самоценный.
Скрябин был над политикой. Когда в такие вещи увязывался, то превращал свое участие на стеб. Наше общество политизированно. Рок-музыкант имеет свои ценности и цели. Если какие-то люди этого не замечали, - их проблемы. Есть много персонажей, которые действительно имели отношение к Януковичу, их сейчас никто не трогает. Чего вцепились в Скрябина, который сделал так много для украинской культуры и формировал вкус тинейджеров, вырастали на его песнях? Он был настоящим рокером, хотя с рок-музыкой в Украине не сложилось. А те, кто в попе, там дальше и сидят.
Михаил Мышкало, журналист, писатель
Кузьма вошел в каждый дом и будто стал членом семьи, потому что был в телевизоре. Мы каждый день хороним героев, а здесь погиб бы кто-то родной. Я видел прощание с ним во Львове. Очень сомневаюсь, что те бабушки знали хотя бы одну его песню, но пришли попрощаться. Его песни типа "Эй, стоп Канада, старых баб не нада" - у нас это на свадьбах поют. Он полностью свой. Даже наш самый успешный рок-идол Вакарчук в интервью говорил, что когда-то зарабатывал за концерт 300 долларов, а сейчас столько стоит один его галстук. У Кузьмы не было такого - он остался простым парнем на "Победе". Он " the real one".
К сожалению, чтобы превратить себя в легенду, надо умереть молодым, как Виктор Цой или Джон Кеннеди. Кузьма также был молод. Он немного похож на кумиров рок-н-ролла, которые жили быстро и умирали молодыми. Но он не сжигал свою жизнь наркотиками, а много работал: если не писал музыку, то вел передачи на телевидении, продюссировал.
В творчестве он рос - в поздних его песнях появляются слова "мудрий, бо німий". С Кузьмой ушла целая эпоха: он вырос в 90-х, состоялся и теперь, когда ушел, мы все поняли, сколько на самом деле с тех пор прошло времени. Мы замечаем, что время бежит, когда уходят из жизни кумиры.
Олег Буренин, продюсер, музыкальный критик
- Группа "Скрябин" с Новояровска Львовской области выстрелила сразу. Харизма Кузьмы бежала впереди него на 5 метров. Сразу после нее шло его феноменальное чувство юмора, то есть в комнату, в которую должен был зайти Андрей, сначала появлялось хорошее настроение, а потом он сам.
Уникальность "Скрябина" в том, что на большую украинскую сцену группа попала из маленького провинциального города. Андрей рассказывал, что был воспитан на актуальной западной музыке. Жил на границе с Польшей. Мне со свежей пластинкой по Киеву приходилось от милиции бегать. Ему достаточно было включить телевизор или радиоприемник. Польское радио и телевидение и во времена СССР было значительно продвинутее нашего. Видеть и слышать столько мировых музыкальных новинок. В середине 1980-х у меня такого счастья не было. В этом плане даже не знаю, кто в большей провинции жил: мы в Киеве или ребята из "Скрябина" у себя на Львовщине.
Конечно, Андрей был самородок, если пропустил через себя такое количество информации и смог выдать собственное интересное творчество. "Скрябина" отметили на второй "Червоной руте" в 1991 году. Познакомился с ребятами, когда они переехали в Киев. Жили у продюсера "Океан Эльзы" Виталия Климова, спали на кухне, пока он бегал искал место для выступления группы. Климов с ними не работал официально, просто имел безупречный вкус и перехватывал все, что приезжало в столицу. Денег тогда в музыке особых не было, хватало разве что на пиво.

Среди поклонников группы существует четкое разделение на "Старый Скрябин" и "Новый Скрябин". Сначала на их песни ощущалось очень большое влияние британских электронщиков "Депеш мод", немцев "Камуфляж". Простая минималистская музыка, созданная на синтезаторах. Наши музыканты этого не скрывали. Среди моих знакомых Кузьму начали замечать в начале 2000-х. Тогда старый состав "Скрябина" естественным путем распался, а Андрей пригласил в группу новых музыкантов. Появились живая гитара, барабаны. Нельзя сказать, что искусственный электронный звук надоел Андрею, просто новый состав музыкантов группы давал больше возможностей, позволил добавить новых красот в звучании песен. Новые песни требовали других выразительных средств. Андрей взрослел, в его текстах стала появляться социальная тематика. После романтики первых альбомов, песни на болезненные темы у Андрея тоже выходили хорошо. Например, песню "Люди как корабли" адресовано непосредственно Юлии Владимировне Тимошенко. "Ти не сестра моя", - поет в ней Кузьма. Он становился фигурой, которую в Украине невозможно было не заметить.
Сергей Мочанов назвал Кузьму нашим Бобом Диланом, из-за простоты и одновременной глубины для каждой его песни. Наверное, под второй частью определения также могу подписаться. Боб Дилан работает с американским фолком, тексты Кузьмы действительно можно сравнивать, а вот музыкально он был немного зажат жанром поп-рока, к подлинно народной музыки не дотягивал.
У меня фото есть на выходе из "Дворца Украина", мы там с Андрюхой Доманским и Кузьмой. Раз были на концерте Брайана Ферри. Кузьма все никак не мог от людей отразиться, я еще его постибал - мол, меньше народу за автографами Брайана Ферри побежали. Кузьма был в футболке группы из Манчестера "Hurts", в последнее время часто повторял, что это сейчас для него идеал в музыке, то к чему должен идти "Скрябин".
Комментарии
1