Ексклюзивы
среда, 23 сентября 2020 15:35

Мой отец был похож на Дон Кихота, а мать - на Санчо Пансу, - художник Матвей Вайсберг
5

Современный художник Матвей Вайсберг переосмыслил натюрморт испанского живописца эпохи барокко Хуана де Сурбарана, который находится в основной экспозиции Музея Ханенков
Фото: Мария Беляева
Несколько портретов на выставке Матвея Вайсберга в Музее Ханенков написаны на использованных досках из-под пиццы, которые художнику отдали знакомые
На выставке в Музее Ханенков Матвей Вайсберг представил триптих «Посвящение Питера Брейгеля», в котором хотел передать настроение и свет работы нидерландского живописца «Охотники на снегу». Музейщики эти картины назвали «метафорами».
 В цикле «А ветряки-то стоят, Санчо», представленном на выставке Матвея Вайсберга в Музее Ханенков, художник вдохновлялся иллюстрациями «Дон Кихота» французского художника Гюстава Доре
Художник Матвей Вайсберг ходил в музей Ханенко с детства. Признается, был приятно шокирован, когда ему предложили сделать здесь персональную выставку

В столичном Музее Ханенко проходит выставка Матвея Вайсберга. Основной цикл работ "Штудии" демонстрирует переосмысление художником классических произведений искусства. В общем представлено 58 произведений.

"Экспозиция является большим экспериментом. Фактически это начало новой выставочной концепции музея Ханенко. Мы впервые сделали интервенцию работ современного художника в основную экспозицию на втором этаже. Повезло, что Матвей Вайсберг имеет цикл произведений, который представляет его видение классиков, - говорит директор музея Екатерина Чуева.

Вот что бывает с человеком, который с малых лет ходит по музеям

"Матвей не просто наш современник, он известный за пределами Украины художник. А наш музей посещал с детства. Вот что бывает с человеком, который с малых лет ходит по музеям, - шутит куратор выставки Елена Живкова. - Традиция пересмеивать, переписывать предков существует в искусстве испокон веков. Начиная с римлян, которые якобы завоевали Грецию. А потом взяли искусство Эллады и перепели на свой лад. На каждом этапе истории искусств были люди, которые, оглядываясь назад, творили что-то новое. В работах Вайсберга это ощущается наилучшим образом. Работы, которые мы показываем в экспозиции, могут для неопытного глаза выглядеть как копии. Но это не копии, Матвей называет их штудии. У Фрэнсиса Бэкона были такие штудии, например "Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса". Это, по сути, "признание в любви" произведениям искусства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве покажут постапокалиптическую оперу "Чернобыльдорф"

Мы попросили Матвея, чтобы он разговаривал не только с произведениями художников из иностранных музеев, но и с нашими. Например, с натюрмортом испанского живописца эпохи барокко Хуана де Сурбарана. Художник не отказал, сделал свою штудию. Другую картину - по произведению Леонардо Брамера, голландского художника ХVII века. Называется "Святой Филипп крестит Евнуха царицы эфиопской". Еще две работы Матвея с ощущением старых мастеров находятся в залах Возрождения и голландского искусства.

Страна, которая выбирает идеалы, а не интересы, в результате выигрывает

Отдельный зал посвящен Дон Кихоту Сервантеса. Это уже "рефлексии", не похожие на оригиналы работы. Дон Кихот - знаковая фигура на все времена. Речь идет об идеалах и интересах. Страна, которая выбирает идеалы, а не интересы, в результате выигрывает. Подход к Дон Кихоту у Матвея интересный. Он вдохновлялся иллюстрациями французского художника и гравера Гюстава Доре. Мы до сих пор представляем себе Дон Кихота, рыцаря печального образа, и Санчо Пансу именно такими, как их создал Доре. В библиотеке Ханенко мы нашли уникальную книгу - первое издание Дон Кихота с иллюстрациями Доре 1863 года, которое показываем на выставке. Также экспонатами выставки стали инструменты Матвея для создания монотипий (печатная графика в единственном экземпляре. - Ред.). Интересно, что Богдан Ханенко посвятил Дон Кихоту целый кабинет. На обоях изображен этот герой, каким его видели до Доре, в ХVIII веке - глазами французского художника Шарля-Антуана Коапеля.

Картину "Охотники на снегу" обычно вспоминают, когда начинается зима

Третью степень взаимодействия с классическим искусством иллюстрирует цикл "Посвящение Питеру Брейгелю". Мы назвали работы "метафорами". Одной из точек отсчета стала картина "Охотники на снегу", ее обычно вспоминают, когда начинается зима. У Матвея нет ни прямых цитат этой работы, ни сюжетов, ни героев. По моему мнению, вышли шедевры. Они написаны с осознанием и отрицанием всех приемов живописи. Казалось бы, в традиционной технике с полотном и маслом трудно сказать что-то новое, а Матвею это удалось.

- Счастлив и даже шокирован. Не мог представить себе, что мои картины будут висеть на этих стенах. Этот музей в моем воображении всегда был историческим с точки зрения искусства, - говорит Матвей Вайсберг. - "Штудии" появились благодаря книгам "Великие художники", которые продавались по 5 рублей. Я смотрел их в мастерской и понемногу рисовал. Не выбирал сознательно - так происходило, если что-то видел, и это был удар по глазам. Когда у меня родился сын, его принесли домой, я увидел его профиль и вспомнил, что видел такой же на картине Жоржа де Латура "Новорожденный". Нарисовал три портрета, не мог остановиться. Некоторые портреты написаны на использованных досках для пиццы. Закрылась пиццерия, мне их подарили. Хотел что-то такое попробовать.

С иллюстрациями Гюстава Доре я вырос. Дон Кихота было легко рисовать, потому что отец по характеру был на него похож, а мама - на Санчо Пансу. Я знал, что рисую. Есть несколько циклов с Дон Кихотом. Спасаюсь ими. Когда меня в мире что-то смущает, рисую этого укротителя мельниц. Есть работы, напечатанные в технике монотипии, есть большие, написанные акрилом. Цикл называется "А мельницы-то стоят, Санчо". Имею в виду, что они никуда не деваются самом деле, как бы ты с ними ни боролся.

В триптихе "Посвящение Питеру Брейгелю" мне хотелось передать настроение и свет его работы. Но еще эти картины входят в большой цикл "Слабый антропный принцип". Это научно-философская концепция. Говорит, что наша Вселенная построена таким образом, что появился человек. Он является свидетелем, глазами и ушами Вселенной.

Выставка Матвея Вайсберга в музее продолжается до 27 сентября.

В Мыстецком Арсенале открылся выставочный проект "Андрей Сагайдаковский. Декорации. Добро пожаловать!", посвященный творчеству львовского художника. В 2012 году он стал лауреатом премии Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE Аwards 2012 в номинации "Открытие".

Художник лично принял участие в создании выставки и превратил почти 4 тыс. кв. м пространства Арсенала в тотальную инсталляцию. Метод Сагайдаковского построен на использовании повседневных вещей необычным способом. Многие его работы нарисованы на ковриках, а на изображениях написаны высказывания автора. Главной темой выставки стал спорт. Кроме залов с работами, есть комнаты со спортивным инвентарем и футбольными воротами. Проект продлится до 24 января.

Сейчас вы читаете новость «Мой отец был похож на Дон Кихота, а мать - на Санчо Пансу, - художник Матвей Вайсберг». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи