2 ноября в киевском "Мыстецьком арсенале" состоялся премьерный показ второго документального фильма о жизни и творчестве Эрика Булатова, русского художника, который много лет прожил в Париже. Авторы фильма "Весна во Флоренции" - Александр Шаталов и Татьяна Пинска. Встреча с художником состоялась в рамках ежегодного международного форума ART KYIV contemporary.
Эрика Булатова считают отцом соц-арта, его работы являются пародией на советскую действительность и официальное советское искусство. На аукционе картину художника "Советский космос" продали за 1,4 миллиона долларов, а картину "Вход - входа нет" два года назад продали за 400 тысяч долларов.
- Когда ваши картины стали стоить миллионы, как вы к этому отнеслись и чувствовали?
- Эти миллионы - это аукционные цены. Деньги получают те, кто дают эти картины на аукцион. Я абсолютно ничего из этих картин не получаю. Меня эти миллионы не касаются, хотя с другой стороны стоимость на мои картины повышается. Качество искусства ни в коей мере не определяются рыночной стоимостью.
- Можете сказать, что современное искусство очень коммерческое?
- Художники, картины которых покупают, необязательно коммерческие. Коммерческий художник - это тот, который специально пытается угадать вкусы заказчика и угодить. Не обязательно коммерческий художник хорошо зарабатывает. Наоборот я знаю коммерческих художников, которые зарабатывают очень мало. Не в них получается поймать тот вкус.
- Почему Вы уехали жить в Париж? Стало ли главной причиной отсутствие демократии в советском союзе, о которой Вы говорите в своих картинах?
- Я покинул страну совсем не через свободу, я никогда не ездил в эмиграцию. После моей первой выставки в Европе я стал получать приглашение от различных галерей. В Москве я тогда занимался иллюстрированием детских книг. У меня появилась возможность тратить все свое время на живопись и я ее использовал, поехал работать.
- Как часто бываете на родине?
- В Россию приезжаю ненадолго, поскольку работаю в Париже. Если раньше мы ездили за границу отдыхать, гулять, а работали здесь, то сейчас наоборот. Я стараюсь как можно меньше выходить из мастерской, потому что много работаю. И в Париже мало бываю. Я доволен своей жизнью, считаю себя счастливым человеком. Киев я люблю, очень хотел здесь побывать. У меня есть ностальгические воспоминания связаны с этим городом.
- С чем ассоциируете красный цвет, которого так много использовано в ваших работах?
- Красный цвет имеет много значений, он очень агрессивен и жесток. В своих советских работах я использовал красный, поскольку рассматривал проблему свободы и несвободы. Синий цвет у меня был воплощением простора и свободы, а красный - запрета на это пространство.
- Коллекционер Владимир Семенихин, когда увидел Вашу картину "Черный квадрат с белой точкой" трактовал ее как завершение карьеры художника. Это правда?
- Это мнение Володи Семенихина, ему так показалось. На самом деле, это был конец серии картин со словами Всеволода Некрасова. И последней картиной была вот эта черная с белой точкой.
Комментарии