Ексклюзивы
пятница, 12 июня 2015 15:45

"Ложусь спать и чувствую, что подо мной Украина" - Татьяна Яблонская
5

Гаяне Атаян
Фото: Сергей Старостенко
Гаяне Атаян
Татьяна Яблонская
Татьяна Яблонская
Татьяна Яблонская

10 лет назад умерла выдающаяся украинская художница Татьяна Яблонская. Ее считали мастером соцреализма в живописи, однако сама художница не раз пересматривала свой стиль и расширяла навязанные ей рамки. Писала замечательные импрессионистические полотна, на которые вдохновляло ее творчество французского художника-импрессиониста Камиля Писсаро. В последние годы жизни создавала рисунки пастелью, писала левой рукой.

О Татьяне Яблонской Gazeta.ua пообщалась с младшей дочерью художницы Гаяне Атаян в мастерской ее матери.

- Захожу сюда как в храм. Все стараюсь хранить как было. В этой мастерской на Львовской площади мама работала с 1875 года, - рассказывает Гаяне Арменовна. - Мама 11-летней с родителями переехала в Украину из Смоленска — бежали от красного террора. Хотели подпольно выехать в Польшу или Румынию. Первая попытка побега — через Одессу — не удалась. Еще один прорыв - через Каменец-Подольский — тоже провалился. Мама всю жизнь помнила ту ночь в лесу, когда с родителями ждала проводника, а к ним никто не пришел, а потом утро: возвращались на Восток.

Поэтому утреннее солнце светило прямо в глаза и казалось кровавым, потому что понимали, если кто-то узнает о попытке побега, их семью будут преследовать. Бабушка все время прятала фотографию деда в священнической рясе. Мама боялась об этом рассказывать даже когда Союз распался. Это был страх, который засел со сталинских времен. Все говорила: "Подожди. Коммунисты еще могут вернуться".

Но наша семья каждый год красила яйца на Пасху. Даже в 70-е годы мама тщательно следила, чтобы я хорошо вымывала руки от луковой краски. Мамин первый муж Сергей Отрощенко в 50-е годы набирал себе по карманам цветной скорлупы яичной и везде по улицам и рассыпал. Это был молчаливый знак, что "праздник есть".

Какие у Татьяны Яблонской были отношения с властью?

Многие думают, что если мама была чемпионом по количеству званий, то власть его любила. Это не так. От статуса и количества званий получала больше чисто по-человечески неприятностей и зависти. Никакого счастья медали ей не принесли. Для нее самые счастливые минуты были, когда она наедине с собой оставалась в работе. В 60-е удовлетворить себя соцреализмом она уже не могла. Увлеклась этникой и работами закарпатских художников. "Мне легче сделать картину на премию, чем удовлетворить саму себя, - признавалась Яблонская.

В начале 70-х в Украине ее травили в ЦК компартии, национализм в его работах находили, а вот в Москве поддерживали. Был период, когда в Москве в Союзе художников было руководство более демократичное и смелое, чем здесь, а здесь начальство пыталось быть "святее папы римского", выслужиться. Ей даже предлагали уехать в Россию. Она могла это сделать, но не сделала. Настолько прикипела душой к Украине. Даже в конце жизни она говорила мне: "Я ложусь на подушку спать и чувствую, что подо мной Украина".

Этот патриотизм к ней пришел постепенно?

Украинкой Татьяна Яблонская почувствовала себя еще в молодости — когда приехала в Киев и была поражена красотой. Украина дала ей ту меру красоты, что она приняла эту землю как свою, понимала ее. В 2004 году, когда Майдан был, мы все ходили в оранжевых лентах, мама жила Майданом, очень не хотела Януковича. Я ее подвозила под телевизор, и когда там Пономарев пел гимн, мы пели вместе, и она каждый раз плакала от красоты.

Мама до красоты очень сентиментальная была. Любила стихотворение Алексея Толстого "Ты знаешь край где все обильем дышит, где реки льются чище серебра". Для нее это была Украина. Это была песня ее детства. Она часто ее пела плача. "Мамочка, как ты спала? - спрашиваю утром. - "Я песни пела", - тихонько, в подушку.

"Мама была открыта к любой радости. Она когда оказалась в Италии, без конца рассказывала об итальянском искусстве, когда из Испании приехала, только и разговоров было о Эль Греко. Говорила, что все художники стали "эль-грешники", после той поездки.

Маминых воспоминаний имею два ящика. Готовлю книгу. В маминых текстах много юмора, но много и боли, потому что случались вещи, когда она бумаге доверяла свои тяжелые эмоции.

Что огорчало?

Человеческая продажность и подлость. Она была человеком открытым и бескомпромиссным. Иногда что-то, бывало, скажет, а потом жалеет. Но ее слово в коллективе было весомое. Если кому-то скажет доброе слово, то человек через много лет вспоминает, что "меня твоя мама когда-то похвалила". Или наоборот - что-то суровое скажет, а тогда дома сидит и переживает, зачем кого-то обидела. Она очень импульсивная была. И в работе тоже — отдавалась ей полностью. Говорила: "Я не могу рисовать вполсилы. Отдаю всю себя. Это большие затраты энергии".

Из-за этого в последние годы перестала писать маслом?

Да, масло требует сил. А мама после инсульта не могли работать правой рукой, научилась рисовать левой и писала пастелью. Рисовать пастелью технически легче. По ее рисунках пастелью, где штрихи направлены в другую сторону, видно, что рисовала левой.

Еще когда рисовала красками, следила, чтобы дома всегда были чистые холсты и краски. Часто в 90-х, когда уже работать ей было труднее, говорила мне одно слово: "Обеспечь". Она не хотела душить краски и заниматься техническими вещами, я должна была предоставить ей на выбор сразу несколько полотен, краски, и оставить ее в покое: мастер работает.

Все время спину ровно держала. Очень сильная была. Я ее даже немного боялась. Глаза имела серые, холодного стального цвета. Дети мои говорили, что она своими серыми глазами аж прожигает.

Сейчас вы читаете новость «"Ложусь спать и чувствую, что подо мной Украина" - Татьяна Яблонская». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі