Ексклюзивы
вторник, 22 сентября 2015 16:42

Лесные песни в зоне отчуждения - в Киеве показали "Бабу" по пьесе Павла Арье
8

- Хорошо, что мы в зоне живем. Им до нас не добраться со своим "покращенням". - Поучает Слава своего 28-летнего сына Вовчика. На сцене видим элементы деревянного интерьера сельского дома. Актеры Львовского театра им. Леси Украинки играют спектакль "Баба" по пьесе молодого украинского драматурга Павла Арье "Баба Прися". Вместе с "Искусством войны" Владислава Троицкого спектакль открывает театральную программу ГогольFest`15.

Зрителей полный зал. По сюжету, мать, сын и 86-летняя баба - последние, кто остался жить в бывшем селе на территории чернобыльской "зоны отчуждения". Лес в ней превратился в мифологическое пространство с русалками и мавками. "Зона отчуждения" становится метафорой первоначальной "райской" земли, где герои скрываются от города, от враждебного им государства, от чиновников и общества. За этим образом помнишь "Старый, густой лес на Волыни" Леси Украинки. Это - его современный вариант, что даже в искусстве становится возможным только благодаря аварии на АЭС. Однако, даже он не может подарить героям безопасность от "депутатов", что пьяными приезжают сюда на охоту и устраивают "развлекательные туры" для европейский туристов: мол, "Скучно им, бля**м, в Лондонах и Берлинах".

Пьеса написана в 2013-м, но премьера спектакля Львовского театра состоялась в феврале этого года. И ключевая метафора приобретает в ней дополнительного смысла. Это та же "зона АТО", жители которой является гражданами непонятно какой страны, и в любой момент могут стать жертвами охоты, устроенной "туристами". И сильнейшую ассоциацию с событиями на Востоке вызывает сцена, где разыгрывается конфликт между членами семьи, когда раздается призыв эвакуироваться от радиационной опасности. Младшие, собранные наспех, взяв деньги и документы, уговаривают бабу, что это ненадолго, что скоро все вернутся. Баба же, старая и мудрая (или глупая), отвечает: "Здесь мой лес, болото, что мне еще надо?" Драма современных переселенцев из Донбасса. Режиссер Алексей Кравчук решил поставить эту пьесу после того, как вернулся в родной Львов с Луганска, в котором жил и творил спектакли во время боевых действий почти весь 2014 год.

С драматургической точки зрения, пьеса Арье, на мой взгляд, подобная киносценарию. В частности, сценами из прошлого, что вклиниваются в сюжет. Они должны объяснить зрителю причины ситуации, в которой герои оказались в его начале. И автор не отрицает сходства:

- Да, некая киношность в ней есть. Но это обусловлено техническим прогрессом, в театре в частности. Поэтому нет больше необходимости ограничиваться какими-то театральными канонами в написании пьесы. Должен признать, что кинематограф имеет бешеный влияние на мое творчество. Ведь я родился и вырос в эпоху кино, в тот самый момент, когда для кино уже не осталось нерешимых проблем.
Однако, хотелось бы, чтобы "киношность" в театре, как и в других видах искусства, не становилась данью вкуса массового зрителя, который, к сожалению, формируется, в основном, кинематографом. Лучшие сцены спектакля целиком построены на искусной актерской игре. Это, так сказать, фрагменты чистого театра в кинодраматургическом произведении.

В роли Бабы Фриси - Олег Стефан, актер Львовского академического театра им. Леся Курбаса. Мужчина играет женщину безупречно, ни в коем случае не пытаясь примитивно имитировать, "изображать" человека другого пола. Борода и усы актера лишь подчеркивают мастерство его игры, которой веришь от первого до последнего момента. 28-летнего Вовчика, внучку Бабы Фриси, играет Ярослав Федорчук. В репертуаре театра им. Курбаса есть "Лесная Песня", где он исполняет роль Лукаша, а Стефан - Дяди Льва. Это обстоятельство усиливает ассоциации зрителя с произведением Леси Украинки.

- Павел смотрел ту "Лесную песню", и роль Вовчика писал специально для Ярослава, - объясняет режиссер.

- Когда начали искать актрис-женщин на главную роль, то возникли определенные сложности. Тогда и пришла мысль, что нет никакой разницы, кто играет эту роль: мужчина или женщина. Этот персонаж вне пола и вне времени, - добавляет драматург. Возможно, единственной, хотя и не слишком серьезной, недостатком постановки является роль Славы, матери Вовчика. Женщины, которой, очевидно, давно перевалило за 50 (или за 60), играет вдвое моложе актриса Анна Епатько. Играет хорошо, но рядом с Федорчуком она выглядит, скорее, его девушкой, чем матерью.

"Жизнь - это бесконечное жертвование. Ты жертвуешь или другими, или собой", - говорит 86-летняя Баба Прися своей дочери, давая ей пример действия и ответственности. Метафорическая "зона" провоцирует также к метафорической трактовке образа главной героини. У внешне забавной, полубезумной бабки проступают черты мифологической Матери-Земли, которая помнит все, с самых древних времен. И слова, с которыми она обращается к дочери, воспринимаешь уже не только как бытовой конфликт поколений:

- На тебя я крепко надеялась, да Бог не дал. Молох жизнь разломал все твое поколение, оно гнилое, ни на что неспособно, несчастная. <...> Мы живем в такое время, когда просто возьми свою жизнь, свою землю в руки и живи счастливо. Но вы не можете, ваши души калечные, вы поломанное поколение... Прости, что говорю тебе то, оно мне очень больно, мне страшно

Сейчас вы читаете новость «Лесные песни в зоне отчуждения - в Киеве показали "Бабу" по пьесе Павла Арье». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі