Ексклюзивы
вторник, 13 ноября 2012 10:55

"Гурченко противоречила всем актерским законам в кино" - кинокритик

"Гурченко противоречила всем актерским законам в кино" - кинокритик
Фото: obozrevatel.com

12 ноября Людмиле Гурченко могло бы исполниться 77 лет. Ее не стало весной прошлого года, однако миф о ней не только продолжает существовать, но и полнится новыми фактами, легендами и воспоминаниями. Для того, чтобы вспомнить эту актрису, мы встретились с Ириной Романченко, кино-и театральным критиком, директором кинофестиваля "Европейский экспресс".

- Какие фильмы вы помните прежде всего, когда слышите имя "Люся Гурченко"?

- Прежде всего "20 дней без войны". Большинство вспоминает "Карнавальную ночь" (1956), однако в этой картине еще не оформился его стиль - в то время она еще была студенткой. Ее сильные актерские работы: "Старые стены" (1975), "Сибириада" (1978), "Полеты во сне и на яву" (1983) и "Рецепт ее молодости" (1983).

- У нее почти сто ролей в кино. А помимо этого еще эстрадная и театральная карьера. Она была чрезвычайно работоспособна.

- Как-то она сломала ногу, так что пришлось ее оперировать. После этого она, конечно, не могла ходить, однако ее продолжали приглашать сниматься в кино - и она соглашалась. Снимали только ее лицо, подправляли сценарий, чтобы ей нигде не приходилось ходить и она продолжала работать.

- С кем из западных актрис можно провести параллель?

- Наверное, с Марлен Дитрих.

- Да, Гурченко, как и Дитрих, создала свой уникальный актерский стиль. И кстати, обе продолжали сниматься, когда им было за 70.

- Думаю, Гурченко многому научилась у Любови Орловой, фильмы которой были очень популярны, когда Люся была ребенком. Кстати Орлову отличает чрезвычайная пластика, которая присуща и самой Гурченко. Однако ее трудно уместить в какие-то рамки - Люся стоит особняком.

- И сейчас заменить ее просто некому.

- Конечно, ведь идет поколение актеров, которые умеют качественно играть крупные планы - в популярных сегодня ситкома и мыльных операх это уже не нужно. А она умела передать на экране молчание, что является признаком высокого мастерства.

- Она была бы гениальной актрисой немого кино. Если бы режиссер Мишель Азанавичус был с ней знаком, то обязательно пригласил ее в своего "Артиста" (2011) (улыбаясь).

- Мне кажется, что она противоречила в кино всем актерским законам. Например, там где нельзя было хулиганить - она ??хулиганила и потом оказывалось, что так даже лучше, чем по сценарию. Там где нельзя было смеяться - она ??заливалась своим неповторимым смехом и это было попадание в десятку. Она всегда оставалась естественной, а это, кстати, очень трудно для актера. Для этого нужно постоянно наблюдать за людьми, записывать в памяти какие-то жесты, интонации, чтобы потом использовать это в какой-то роли.

- Все, кто снимался с ней, вспоминают, что она была настоящим диктатором на съемочной площадке. Гурченко не была "глиной" в руках режиссера и не давала лепить из себя все что угодно. Например, Кирстен Данст, наверное, и по сей день не полностью поняла, что она сыграла в "Меланхолии" (2011) Ларса фон Триера, ведь там она тупо делала то, что ей говорил режиссер.

- Поэтому не каждый режиссер соглашался с ней работать, ведь она постоянно предлагала что-то свое. Например, когда она снималась в фильме "Аплодисменты, - аплодисменты" (1986), то добилась, чтобы Ширвиндт сделал себе голливудскую улыбку. Для этого она потащила его к гримерам, которые сделали ему вставную челюсть с красивыми зубами и только после этого она продолжила съемки. Режиссер в этом вообще не принимал участия.

- Она снялась практически у всех знаковых режиссеров своего времени. Ее можно назвать лицом одновременно 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов. И в каждой эпохе она чувствовала естественно...

- ...чувствовать свое время очень важно для актера. Она умела наблюдать и это хорошо видно из ее книг. В них, кстати, ощущается очень высокий уровень письма. Она очень точно описывает события разных времен: как пахло шоколадом в детстве, кто как тогда одевался...

- По сути она была провинциальной харьковчанкой, но при этом смогла обратить свою неполноценность в благородство. Она хотела пробиться в первый ряд московских актеров и это ей удалось благодаря упорному труду. Интересно, что сегодня в Украине уже почти не может появиться столь высокий мастер, ведь он просто никому не нужен в примитивных и местечковых отечественных кино и театре. Сегодняшние актеры просто тонут в этой провинциальности и решиться на то, чтобы отказаться от своего провинциального прошлого, они просто не могут.

- У нее колоссальный внутренний стержень и изысканный вкус, который сам по себе ниоткуда не берется. Вкус воспитывается только ежедневной тяжелым трудом. Это лишнее доказательство ее мужественного характера - она ??никогда никому не жаловалась, хотя причин для этого хватало...

- Однако она постоянно убивала в головы своим поклонникам, что после войны ее совсем не снимали. Но это не так - с 56-го до 70-го годов она снялась более чем в двадцати фильмах.

- Это была просто некая демонстративность актерской профессии. Главное, что она при этом продолжала работать и смело экспериментировать. Она пробовала себя в разных жанрах. Помнишь, насколько пронзительно звучит в ее исполнении песня Земфиры "Хочешь?". Кстати это видео снимала львовянка Катя Царик - один из лучших украинских клипмейкеров. Именно она и сняла один из последних прижизненных документальных фильмов о Гурченко. Накануне того, как эта лента должна была выйти в эфир, Катя передала ей запись фильма и как уже потом рассказали, именно во время просмотра этой ленты Гурченко не стало.

Сейчас вы читаете новость «"Гурченко противоречила всем актерским законам в кино" - кинокритик». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі