В четверг, 21 июня открылся 34-й Московский международный кинофестиваль. Торжественной церемонии открытия и премьере фильма "Духless" (режиссер Роман Прыгунов), имевший честь начать фестивальную программу, по традиции предшествовал проход звезд по красной дорожке. В демонстрации дорогих украшений, роскошных платьев и другой изысканной мануфактуры приняли участие Рената Литвинова, Марат Башаров, актрисы Марина Голуб и Алена Бабенко, Александр и Екатерина Стриженова, и др. Церемонию открытия посетил также режиссер Тим Бертон.
Понятно, что Москва, которой трудно конкурировать с Каннами, Берлином или Венецией, хочешь, не хочешь, а должна соответствовать принятым в киномире стандартам. Они предусматривают церемонию восхваления тех, кто из-за частого появления на экране, начинают восприниматься, как небожители.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Михалков напророчил, что все беды Японии от безбожия
Однако в данном случае юмор ситуации заключается в том, что фильм-открытие ММКФ "Духless", который еще утром на пресс-показе посмотрели журналисты, отправляет в нокаут любые проявления гламурной жизни. И если бы у кинотеатра "Октябрь" на Новом Арбате, где и происходили фестивальные торжества, оказались положительные персонажи картины Авдей (Артур Смольянинов) и Юля (Мария Андреева) с компанией бунтарски настроенной молодежи, то VIP-гостям Фестиваля вдруг перестали бы завидовать те, кого на красную дорожку не впускают.
В фильме радикально настроенные борцы за социальную справедливость проявляют свой протест против "новых буржуев" самыми разнообразными способами, среди которых и подрыв пластмассовых цистерн с краской в ??местах, где собирается светская тусовка.
Можем только представить что было бы, если бы президента ММКФ Никиты Михалкова и медиа-персон прямо на красной дорожке забрызгало красной краской ... А вместе с ними и представителей тех гламурных изданий, которые обслуживают потребности и вкусы "профессионально активных, динамичных женщин (и мужчин, добавлю я), которые успешно делают карьеру, Имеют свой бизнес, а также молодых леди (и джентльменов, добавлю я), претендующих на карьерный рост". Именно абсурдность жизни этой социальной группы и разоблачает фильм. Ведь именно глянцевые издания и глянцевое ТВ поддерживают в светской тусовки иллюзию того, что она чего-то стоит, что ее "жизнь удалась" и соблазняют слабых мира сего, вызывая у них зависть к чужим деньгам и развлечениям.
Однако, акции радикалов на открытии ММКФ не было. Хотя ситуация близка к скандалу все же возникла - на церемонии открытия, чтобы выразить социальный протест против системы, появилась женщина в маске "Pussy Riot" - как раз накануне участникам группы продлили срок заключения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нонна Мордюкова назвала "козлом" Никиту Михалкова
Картина Прыгунова может еще больше подогреть градус социальной активности россиян. Ее антибуржуазный пафос способен повлиять на горячие головы и осенью, когда она выйдет в прокат, от "униженных и оскорбленных" можно ожидать новой волны радикальных действий. Многие, подобно героям фильма, захотят объяснить банковским клеркам и коррумпированным чиновникам, что не достойно человеку жить только для того, чтобы зарабатывать и тратить, не достойно "работать на глазок", "спускать свою жизнь в унитаз".
У фильма есть и положительный заряд. Снятый молодым оператором Федором Ляссом в динамической клиповом манере, он способен сделать прививку против желания самому стать частью гламурного мира. Потому что друзья и компаньоны по бизнесу здесь могут бросить в любой момент. И не факт, что вы выдержите достойно потерю нескольких сотен тысяч зеленых и не пустите себе пулю в лоб. А дама сердца - или любого другого органа, - если вы наступите ей на мозоль, в этом соблазнительном мире может розразитися отборной бранью и ударить своего любовника в больное место, бросив ему с презрением: "Импотент!".
От всего этого после серых трудовых будней в скучном офисе приходится искать утешения в яркой мишуре престижных ночных клубов, пробовать спастись от бытийного вакуума с помощью алкоголя, наркотиков и изнурительного секса с дорогими проститутками. А утром с тяжелой, опустошенной головой мчаться в офис, чтобы снова зарабатывать для того, чтобы ночью тратить. Вырваться из этого круговорота капитал-деньги-товар-деньги - практически невозможно, поскольку все существование становится сплошным наркотиком. Учитывая все это, есть основания усомниться в том, что "такая жизнь удалась", как и в том, что человеку с толстым кошельком все можно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Забужко: "Проблема поколения - мы бегаем в наушниках и не видим друг друга"
Правда, главному герою Максу (Данила Козловский), который вопреки прогнозам радикалов оказался не совсем оконченным, повезло - судьба ему послала студентку МГУ, подпольную революционерку Юлю. Она стала единственным спасением, когда его успешного клерка, словно щенка выбросили из банка, а товарищ бросил, как последнего лоха, на хорошие деньги. В момент кризиса образ умной, симпатичной девушки, которая обретает смысл и вкус жизни в борьбе против пещерного капитализма и в заботе об обреченных из-за рака детей, становится для героя дороже, чем все соблазны гламурной жизни.
Впрочем, похоже, не все способны адекватно воспринять антибуржуазный пафос фильма. На пресс-конференции, состоявшейся сразу после его показа журналистам, одна пожилая дама выразила свое возмущение - на ее взгляд "Духless" рекламирует ночные клубы и снят на их деньги, а участие в проекте Голливуда является доказательством плана по растлению славной российской молодежи Америкой.
На это Сергей Минев ответил, что бизнес-партнерами съемочной группы были также колумбийские наркодилеры (в фильме герои поддерживают жизненный драйв с помощью "свежего колумбийского "кокса"). Остроумную реплику автора романа, по которому и снят фильм, поспешил прокомментировать кинокритик Петр Шепотинник: "Это - шутка!".
Лучше, дабы не поддерживать мир, где шутки надо расшифровывать, оставить этот комментарий без комментариев.
Комментарии
1