Уже на следующей неделе в Украине прогнозируют ухудшение погодных условий, поэтому Gazeta.ua пообщалась с гонщиком, инструктором, и автомобильным журналистом Михаилом Горбачевым.
"Задача водителя зимой вовремя распознать скользкое место на дороге и значительно снизить скорость", - отметил Михаил Горбачев , мастер спорта и чемпион СССР автор программы безопасности вождения и гоночной теории.
1) Занос в повороте. Не нужно слушать юмористов, которые уверяют, что нужно дернуть "ручник" и поддать газку. Большинство водителей и инструкторов говорят, что руль нужно крутить в сторону заноса. В принципе - это правильно, но одновременно с рулем в сторону заноса, нужно и повернуть голову туда, куда вы хотите направить автомобиль. Иначе стабилизировать автомобиль на дороге не получится. "Человек - это такой зверь, который всегда следует за своим взглядом", - говорит чемпион мира по ралли 1980 и 1982 годов Вальтер Рёрль. Движение рулем в сторону заноса должно быть максимально резким, а возвращать нужно немного плавнее. Главное - возвращать сразу. Если руль не повернуть - автомобиль сорвет в ритмический занос с растущей амплитудой и водитель полностью потеряет контроль над автомобилем. Если не помог резкий поворот руля - повторите несколько раз и вы восстановите направление автомобиля.
2) Занос на прямых участках. На прямом участке так же возможен занос и его последствия часто бывают плачевными. Внимание! Это не написано в учебниках по вождению и этот прием знаком единицам экспертов водительского мастерства. Он заключается в следующем: если задняя часть автомобиля стала всплывать при движении по прямому участку дороги, необходимо сделать серию резких и быстрых небольших поворотов рулем влево-вправо (первое движение - в сторону заноса). Машина моментально стабилизируется! Любые другие действия в этой ситуации только ее ухудшат!
3) Действия рулем. Как рулить на скользкой зимней дороге? Максимально плавно и мягко, стараясь поворачивать руль на минимально возможный угол. То есть, обращаем руль очень осторожно, чтобы не вызывать занос, а уж если он произошел (а так будет рано или поздно, - чудес не бывает!) Рулим решительно, резко, буквально обрываем занос! Чтобы лишний раз не спровоцировать занос, так же плавно и мягко нужно обращаться с педалью газа. Частая история: занос при неоправданно резком добавлении газа на скользком покрытии!
4) Слушать прогноз погоды. Что означает эта фраза: "на дорогах гололедица?" На всех дорогах, на всех выходных? Конечно нет! Так не бывает, или бывает крайне редко, когда идет "ледяной дождь" и образуется гололед абсолютно на всех поверхностях. По цвету, по блеску или его отсутствии, наличии снега или снежной каше, по виду асфальта, по другим признакам дорожного покрытия, эксперт определяет, насколько скользко, или под колесами в этот момент, как говорят автогонщики на своем сленге, насколько хорош "черенок" .
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Водителей предупреждают о мокрый снег и гололед на выходных
5) Охотиться в угол. Задача водителя зимой вовремя распознать скользкое место на дороге и значительно снизить скорость. Понятно, что очень скользкими могут быть: участки перед светофором, повороты на второстепенных дорогах, пути, даже если они темного цвета и кажется, что это асфальт, проезды во дворах, на служебных территориях, большие стоянки, на мостах и эстакадах, выезды и въезды в лес на шоссе и так далее.
6) Обязательные мини-тесты. Можно и нужно проводить мини-тесты: на улице или дороге с маленькой загрузкой транспорта, резко нажать на педаль тормоза, убедившись, что сзади нет автомобилей! Если машина клюет носом и резко замедляется, под колесами хорошее покрытие - "черенок" есть! Если машина практически не реагирует на тормоз, - осторожно, под колесами то лед, о котором регулярно предупреждают СМИ, утверждая о гололедице!
7) Зимние шины. Что предпочесть, шине с шипами или без? Нарочно, не употребляю слово "липучка", так как резина ко льду не липнет, можете проверить, и это очередной миф, изобретенный продавцами шин. Если вы больше ездите в городе, то можно ограничиться зимними шинами без шипов. Только аккуратнее на льду! Если вы живете за городом, у вас "автомат", вы новичок за рулем, то я бы советовал шипованные шины. Как правильно выбрать зимние шины? Посмотрите результаты тестов. Конечно, шины известных брендов всегда возглавляют рейтинг. Потому что они дороже и от этого лучше, и это понятно. Особенно расхваливают новейшие модели. Хотите сэкономить? Берите именно такие шины, известных производителей, а не "нонейм", но не обязательно вестись на новейшие модели этого сезона. Можно брать и брендовые шины "устаревших" моделей, все равно они будут хороши! Только смотрите на дату изготовления шины и помните правило: 4х4х4! Зимним шинам не должно быть более 4 лет, на авто ставить все 4 шины одинаковые, минимальная глубина протектора - 4 мм.
8) Стиль вождения. Меняйте свой стиль вождения на зимний своевременно. Это означает увеличение дистанции, плавные повороты руля и более пологие траектории в поворотах и при перестройках между полосами. Прогнозируйте, что автомобили перед вами могут потерять сцепление на скользкой дороге и "пуститься в вальсирования". Учитесь распознавать очень скользкие места и "не тупить", когда под колесами нормальный асфальт.
9) Шипы на асфальте. Правда, что шипованные шины отвратительно плохо держат на мокром или сухом асфальте? Так считают многие из тех, кто ездит на "липучке". На самом деле, по результатам сравнительных тестов автоэкспертов, тормозной путь и управляемость авто, обутых в шипованные шины на асфальте, практически такие же, как и в зимних шин без шипов. Разница настолько мала, что погрешность измерить очень трудно.
10) Не ругайте ABS. Многие уверены, что на скользкой дороге во время экстренного торможения ABS только мешает, сильно увеличивая тормозной путь: "он слышал только скрежет", но машина не останавливалась". Поверьте, на голом льду и без ABS было бы тоже самое. Водитель неожиданно для себя попал именно на то коварное, очень скользкое место на дороге. То место, по которому он должен был внимательно охотиться (смотрите совет №5)! Важнейшая функция ABS в том, что эта система позволяет изменить направление движения, сделать маневр, при нажатой педали тормоза.
Комментарии