Сегодня, 5 апреля, 1977-го начали серийно производить автомобиль "Нива". Первый нерамный комфортный советский внедорожник малого класса сошел с конвейера на Волжском автомобильном заводе. За 41 год выпустили более 2 млн авто.
Работу над автомобилем начали в 1970-м. Тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу сделать машину "для села". Сначала конструкторы хотели увеличить клиренс "Жигулей", но после некоторых наработок решили сделать принципиально другой автомобиль.
Это было уникальное авто для мирового производства. ВАЗ-2121 - стал первым внедорожником компактного класса. Автомобиль имел полный привод, несущий кузов, независимую подвеску и удобный салон. На первую модель ВАЗ-2121 установили рядный карбюраторный четырехцилиндровый двигатель. Он развивал 80 л.с. Максимальная скорость - 137 км / ч.
Название новинка получила из составных первых букв имен детей ведущих конструкторов автомобиля: Натали, Ирины, Вадима и Андрея.
Первые ходовые прототипы появились в 1972-м. "Ниву" тестировали на Урале и в Средней Азии. Авто сравнивали с английским Land Rover и Range Rover. После успешных испытаний в 1975 году подписали указ о постановке автомобиля на конвейер. Уже в 1976-м начали серийное производство.
Сначала выпустили 50 ВАЗ-2121 "Нива". Партию приурочили к XXV съезду КПСС. Автомобили распределили по разным учреждениях и организациях во все регионы Советского Союза.
Уже через год выпустили 25 тыс. авто. Впоследствии - 50 тыс. и 70 тыс. в год. Сначала "Нива" стоила 9 тыс. рублей. Тогда как "Волга" - 9,6 тыс. В конце 70-х автомобили выросли в цене. За "Ниву" просили - 11 тыс. рублей. За "Волгу" - 9,8 тыс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Представили автомобиль, на котором ездил руководитель Компартии
За советским автомобилем очереди выстраивались не только в Союзе, но и в странах Восточной Европы. Всего в 100 стран мира шло 80% выпущенных авто. Малыми партиями его собирали в Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, Греции и даже в Канаде.
"Ниву" активно продавали в Японии. В Австрии в течение нескольких лет машина занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Экспортные модели были лучше тех, что готовили для советского рынка. Автомобиль оснащали панорамными зеркалами, задними дворниками. Авто мало расширенные диски и специальную резину, протитуманники, подножки и защита фар.
В 1978-м ВАЗ-2121 признали лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. Он получил золотую медаль. В 1980-м "Ниве" дали золотую медаль Познанской международной ярмарки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вернуться в прошлое: реклама автомобилей в СССР
"Нива" установила много рекордов. В 1982-м заняла третье место в марафоне Париж-Дакар.
1998-го доехала до базового лагеря горы Эверест. Он расположен на высоте 5,2 тыс. м.
В том же году автомобиль покорил Северный полюс. Его сбросили с парашютом. После приземления на лед "Ниву" завели и она доехала до верхушки земного шара.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как девушки рекламировали автомобили в прошлом веке
Культовая "Шестерка" появилась на рынке 41 год назад - 21 февраля 1976. Через 10 месяцев с начала производства - 28 декабря 1976 - экземпляр этой модели стал трехмиллионным автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом. 3 июня 1978 - четырехмиллионным. Автомобиль называли "шаха", "шоха", "шарик", "шестерка".
Комментарии