Как спасти Украину от политической коррупции

Украинский поезд под флагами Евромайдана год назад пересёк границу Польши в направлении Вильнюса. Все билеты вплоть до класса "Люкс" выкупило гражданское общество. Задача машиниста- заполнить грузовые отсеки европейскими стандартами и довезти до Верховной Рады Украины с целью их имплементации. Под маркировкой "европейских стандартов" 40 миллионов украинцев требовали борьбы с коррупцией, политической прозрачности, люстрации неблагочестивых чиновников. Каковы же результаты заграничной командировки спустя более, чем год?
Неутешительные результаты
Свобода слова- один из фундаментальных принципов демократического государства. Путь к политической прозрачности и развитию гражданского общества.
Согласно данным "Репортёров без границ" в рейтинге свободы слова за 2012- 2013 год Украина занимала 126 место из 179 стран . Спустя чуть менее полтора года потеряла 3 позиции и заняла 129 позицию из 180 государств. Стоит отметить, что Украину обогнал даже Афганистан, война в котором длится с 2001 года и по сегодняшний день находится в тлеющем состоянии.
Коррупция- вирус, уничтожающий Украину более 20 лет и откинувший её на обочину стран третьего мира. В Ассоциации с Европейским союзом украинцы как раз и видели инструмент, способный побороть недуг экономической системы. По разным данным теневой сектор экономики составляет от 40 до 60% ВВП. Колоссальные деньги - 90 млрд $ находятся в тени. И это в то время, когда правительство вместо борьбы с коррупцией предпочитает под проценты брать деньги у международных кредиторов. Государственный долг с 2014 года вырос с 58 млрд. грн. до 111 млрд. грн. При этом расходная часть бюджета Украины на социальное обеспечение постоянно сокращается.
Улучшилась ли ситуация в Украине в борьбе с коррупцией? Согласно данным международной неправительственной организации Transparency International в 2013 году Украина занимала 144 место, а на конец 2014 года понялась на 142 место в рейтинге коррумпированных стран. При этом Украина оказалась ниже Нигерии, России и Белоруссии. Поразительно, но через год после жертв "Небесной сотни" и политической люстрации практически ничего не изменилось. Более того, даже новосозданный орган- антикоррупционное бюро, который должен был стать ойкуменой борьбы с коррупционным недугом погряз в пучине скандалов за назначение его управляющего персонала. Европейский союз, на почве разочарования даже предложил создать "антикоррупционное бюро" при антикоррупционном бюро.
Кроме того, "политическая проституция" никуда не исчезла из стен Верховной Рады Украины. Так было в 2013 году, когда Партия регионов пыталась развалить фракцию "Батькивщина" с помощью технологии "тушек" и подкупов. То же самое мы можем наблюдать и сегодня. Выход нардепа Мельничука из "радикалов" с записью в олигархическую группу Еремеева, состоящую из бывших регионалов, голосовавших за законы от 16 января, есть ни чем иным, как политической изменой.
Другим ярким примером политической продажности является саботаж партии "Народный Фронт" голосовать за закон, позволявший лишить украинского олигараха Коломойского контроля над "Укрнафтой".
На самом деле, примеров масса. Каждый украинец об этом осведомлён. И не знать об этом не возможно, ведь олигархизация украинского парламента отражается на уровне жизни каждого из нас.
Как побороть политическую коррупцию?
На такой вопрос большинство политологов ответит модной фразой "необходимо менять политическую систему". Но что замаскировано под этой системой такого, что заставляет политические партии после выборов изменять своим убеждениям. Ответ прост- финансирование.
Каждая партия перед выборами нуждается в денежных средствах. Зачастую получить достаточные вливания возможно только у представителей крупного капитала. В обмен на финансирование для избирательной кампании партии обещают политическую лояльность в парламенте. Именно это, например, позволило украинскому олигарху Ринату Ахметову обогатиться после победы на выборах Президента Украины 2010 года Виктора Януковича, кампанию которого он щедро спонсировал.
Эта же практика позволяет некоторым олигархам обогащаться сегодня, лоббируя через карманные партии личные интересы или блокируя невыгодные законопроекты.
Можно ли это исправить? Европейский опыт показывает, что можно. Более того, этот опыт лежит не в духовных началах- свободы слова или уважения прав личности- а в конкретных законодательных инициативах.
Практика существования политических партий стран Европы выстраивается таким образом, что на уровне закона определяются граничные меры возможного их финансирования со стороны физических и юридических лиц. Так, например, в Польше максимальная сумма членского взноса не может превышать 15 минимальных заработных плат, а в Румынии 200 минимальных заработных плат (28 000 евро) для физ. лиц и 500 мин. зарплат для юр.лиц (70 000 евро). Во Франции вообще финансирование юридическими лицами запрещено, а взнос физ. лица разрешается не более, чем 7500 евро.
Такое урегулирование вынуждает партии диверсифицировать источники финансирования, что избавляет их от риска монополизации определённой олигархической группой.
Безусловно, у партий возникает дефицит денежных средств на партийное функционирование. Поэтому частично политические силы в Европе обеспечиваются государством. В результате партия финансируется не за деньги олигархов, а за деньги граждан своей страны, которой впоследствии обязуется служить.
Такой опыт "урегулирования финансирования политических" партий мог бы сыграть позитивную роль в стремлении Украины избавится от олигархата и модернизироваться в полноценную представительную демократию.
Ограничение возможности превращать партии в карманные и возвращение их в сферу влияния рядовых украинцев поможет достичь тех европейских ценностей о которых мечтает каждый гражданин Украины.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі