Почему МВФ требует повысить тарифы ЖКХ для населения

Очень жаль, что действующая власть не объясняет, зачем нужно повышать тарифы на газ для населения, и в результате создает непонимание. Хотя в докладе МВФ и меморандуме о предоставлении кредита Украине, очень четко записано и расписано, зачем это делать, и к чему это приведет.

МВФ считает, что в Украине очень низкие тарифы на газ для населения. Так, например, в Румынии тарифы на газ для населения около 414 долл. за тыс. куб., в Польше более 600 долл. за тыс. куб, а в Украине всего 85 долл. Специалисты МВФ считают, что предыдущее правительство совершило ошибку, не желая повышать тарифы на газ, и теперь новое правительство должно это исправить.

Согласно расчетам специалистов МВФ общий дефицит НАК Нафтогаз по состоянию на 2014 год составляет почти 62 млрд. грн, из них 1,6 млрд. долл. это еврооблигации корпорации, которые нужно будет погасить в этом году. До этого дефицит НАК Нафтогаз, согласно данным МВФ, был значительно ниже. Так в 2012 году он был 32 млрд. грн, а в 2013 году даже снизился до 27 млрд. грн, и только в 2014 году резко вырос, когда сменилась власть. Согласно информации МВФ, этот дефицит был образован за счет разницы цены между закупками газа НАК Нафтогаз по рыночным ценам и продажей его по заниженным ценам населению. Поэтому МВФ и рекомендует, или точнее требует от правительства Украины повысить тарифы на газ для населения. Согласно требованиям МВФ, в 2014 году будут повышены тарифы на газ для населения на 56% и на 40% на отопление для населения. Но, это только начало. Каждый год, в течение 2015-2017 года, будут повышаться тарифы на газ и отопление для населения на 20 и 40% соответственно, пока не достигнут рыночного уровня. По расчетам МВФ в 2018 году украинцы будут платить за газ и тепло, как жители стран ЕС, и в результате дефицит НАК Нафтогаз исчезнет. Это и является главной целью реформ, которые МВФ требует ввести в Украине, и которые являются обязательным условием получения кредита.

Требование МВФ уменьшить дефицит НАК Нафтогаз за счет повышения тарифов ЖКХ выдвигалось и раньше. Когда Украина получила кредит от МВФ в 2008 году, были повышены тарифы на газ на 35%, и потом еще на 50%, но это существенно не повлияло на дефицит НАК Нафтогаз. Во многом потому, что НАК Нафтогаз покупает газ не только по рыночным ценам, но и за валюту, и, как результат, девальвация гривны в 2008 году фактически свела на нет эффект от повышения тарифов для населения. Аналогично может произойти в этот раз, если конечно не удастся стабилизировать курс гривны. И только в случае стабилизации курса рост тарифов на газ для населения сможет ликвидировать дефицит НАК Нафтогаз. Согласно расчетам МВФ, в 2018 году Украина будет покупать газ по цене около 341 долл. за тыс. куб, а украинцы будут платить за газ около 400 долл. Сложно сосчитать, сколько это будет в гривне, так как курс гривны, как считает МВФ, будет постоянно изменятся, но даже при текущем курсе гривны, это получается около 4400 грн за тыс. куб газа.

МВФ считает, что рост тарифов на газ существенно не повлияет на расходы украинцев. Согласно их расчетом, если сейчас затраты на оплату услуг ЖКХ в структуре затрат составляют около 5-7%, то после того как состоится повышение, затраты украинцев на ЖКХ будут на уровне 11-13%. Для обеспечения социально незащищенных слоев населения, ожидается, что правительство Украины организует систему компенсации стоимости тарифов ЖКХ. По расчетам специалистов МВФ, воспользоваться компенсациями смогут 4,5 млн. украинских домохозяйств, или 30% всех домохозяйств в Украине. По результатам 2013 года в Украине только 7,5% семей получали компенсацию по тарифам ЖКХ. При этом они считают, что из госбюджета ежегодно нужно будет выделять в виде компенсации около 3 млрд. грн или 55 грн на одну семью в месяц. На данный момент, компенсацию за услуги ЖКХ получает около 1,3 млн. семей и при этом средний размер компенсации составляет 206 грн. Но обеспечить такой большой размер компенсации по тарифам ЖКХ будет сложно, если количество желающих получать компенсацию вырастет как минимум в 3,4 раза, в этом случае из госбюджета потребуется выделить не 3, а почти 9 млрд. грн. А это выглядит проблематично в условиях экономии расходов госбюджета. Да и сейчас, не смотря на то, что сумма компенсаций за тарифы ЖКХ пока рассчитывается по старым объемам, но госбюджет не компенсировал предприятиям тепплокоммунэнерго около 0,5 млрд. грн. Так что компенсации можно увеличить, но тогда будет формироваться дефицит уже по долгам перед теплокоммунэнерго.

Остается непонятным, насколько украинцы будут добросовестно и своевременно оплачивать услуги ЖКХ по новым тарифам. Согласно официальным данным за 1 квартал 2014 года украинцы более-менее, нормально оплачивали услуги за поставку газа, там общая сумма задолженности по оплате всего 5% от начисленных сумм. А вот что касается оплаты услуг отопления, то там долги только за первый квартал 2014 года составили около 15% неоплаченных счетов. А всего украинцы задолжали по услугам ЖКХ около 13 млрд. грн за все предыдущие годы. Поэтому МВФ и требует от украинского правительства повысить платежную дисциплину по оплате услуг ЖКХ. Иначе все расчеты по ликвидации дефицита НАК Нафтогаз так и останутся расчетами.

Дискуссия о том, что Украина может в ближайшее время обходится без закупки зарубежного газа, даже не рассматривается и не учитывается. Это не возможно. МВФ в своих расчетах на 2014 год запланировал закупку импортного газа на ровне 9 млрд. долл. (в 2013 году Украина купила импортного газа на 9,6 млрд. долл.) и в последующие годы закупка импортного газа будет продолжаться, только частично уменьшится до 8 млрд. долл. в 2018 году.

Вот такие планы у МВФ на Украину, а у Украины на МВФ. Учимся жить как европейцы, платить за газ как европейцы и экономить деньги как европейцы.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі