Путин потерпел в Херсоне самое крупное поражения с начала вторжения в феврале, но выдает дома его за маневр, и перекладывает ответственность на командующего войсками РФ в Украине. Репортаж из освобожденной Снигирёвки. И идеи, как должна проходить реконструкция Украины после победы, стратегия безопасности против будущих российских вторжений, и эффективная борьба с коррупцией и олигархами. Вот кое-что из того, что писали о нас в мировых СМИ.
"Как Путин выдает свою самую большую катастрофу за успех", Die Welt, Германия
Объявленный вывод российских войск из Херсона на восточный берег Днепра - самое тяжелое политическое поражение Владимира Путина с момента начала вторжения в Украину в феврале.
Российская армия должна уйти с территории, которую Москва считает частью территории РФ после ее аннексии всего пять недель назад
Российская армия должна уйти с территории, которую Москва считает частью территории РФ после ее аннексии всего пять недель назад. Ее Путин пригрозил защищать "любыми средствами, имеющимися в его распоряжении", включая ядерное оружие.
Помимо военных последствий, политические тоже разрушительны. России придется не только отказаться от планов наступления на Одессу, но и побеспокоиться о способности защиты Крыма.
Более того, все русские аннексии, начиная с 2014 года, внезапно оказались под угрозой. Все наблюдатели понимают, что якобы "российские" территории могут быть освобождены при достаточном военном успехе.
Россия уже потеряла половину территорий, захваченных с момента вторжения в феврале - районы севернее Киева, северо-восток Харьковской области, а теперь Херсон.
На первый взгляд, это должно быть большой проблемой для Путина. Однако с его властью над СМИ ему всегда удается преподнести россиянам неудачи в Украине как необходимые, правильные и хорошие шаги.
Путин умело манипулирует внутренними вызовами, которые давно поколебали бы власть демократически легитимного главы государства, или даже менее опытного автократа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Придется расставлять неприятные приоритеты: защищать жилые объекты или инфраструктуру" – сэр Лоуренс Фридман
Русские готовили этот отход в несколько недель. За несколько дней до заявления об уходе российское издание "Медуза" сообщило о планах администрации Путина относительно того, как СМИ должны освещать вывод войск - акцент на защиту солдат и населения.
В выводе войск явно и преднамеренно обвиняют командующего армией вторжения Сергея Суровикина, и снимают ответственность с Путина.
"Украина движется вперед на юге, почти не встречая сопротивления", The New York Times, США
Украинские солдаты медленно продвигаются вперед на своем пикапе, лавируя между сожженными российскими военными машинами, высматривая мины и продвигаясь вглубь территории, освобожденной от российской армии всего несколькими часами ранее. Четверг, ясный осенний день, солдаты без происшествий въехали в город, а немногие оставшиеся жители стояли на обочинах, махали руками и плакали.
"Мы так долго вас ждали! Мы так счастливы!", - закричала женщина. Люди толпились вокруг, глядя на солдат.
Украинская армия осторожно продвигается в районы, оставленные россиянами вдоль линии фронта в Херсонской области, на следующий день после того, как министр обороны России Сергей Шойгу объявил об отступлении с западного берега Днепра, что является последней серьезной неудачей россиян.
Херсон - ключ к контролю над украинским побережьем Черного моря
Путин в сентябре объявил регион российским в заявлении об аннексии. Херсон - символический и стратегический приз в войне, единственный областной центр, захваченной Россией с февраля, и ключ к контролю над украинским побережьем Черного моря.
Украинцы продвигаются по сильно заминированным городам и селам, а русские обходят мосты, взорванные для прикрытия отхода. В некоторых местах продолжаются ожесточенные бои.
Украинцы взяли без боя Снигуровку – важный узел к северу от Херсона. Его покинули в одночасье, что указывает, что русские действительно отступают. Украинцы изначально были настроены скептически. Они опасались уловки в заявлении России об отступлении. В четверг украинские военные заявили, что за последние сутки отвоевали 12 городов и деревень.
Украинские солдаты осторожно двигались по Снигуровке, опасаясь мин и мин-ловушек. В одном месте следы от шин над не взорвавшейся противотанковой мине. Было неясно, с какой стороны по ней проехал счастливый автомобиль.
"Воображая мир в Украине", The Economist, Великобритания
Представьте Украину-победительницу в 2030 году. Это демократическая нация, готовящаяся вступить в ЕС. Реконструкция почти завершена. Экономика быстро растет. Она держит в страхе коррумпированных олигархов. Все подкрепляет крепкая украинская армия. Защита от возможного нового вторжения зависит не от доброй воли Кремля, а от ощущения, что новая российская агрессия никогда не увенчается успехом.
Сегодня, когда потрепанная российская армия отступает из Херсона, конец боевых действий все еще кажется далеким. Но новости, что Украина и ее друзья начинают излагать свои взгляды на будущее, имеют смысл, потому что ближайшие месяцы определят, что возможно в конце десятилетия. Это означает думать о том, как восстановить послевоенную страну и гарантии безопасности, необходимые для сдерживания будущих захватчиков.
В прошлом западные лидеры мудро настаивали, чтобы Украина сама определяла свои цели. Украинцы гибнут в войне и имеют право суверенных стран самим определять свое будущее. Если им навязывают мир, он вряд ли продлится долго. Однако на карту поставлены интересы западных сторонников Украины тоже. Если война обострится, они могут быть втянуты в нее. Если Россия, в итоге, лишит Украину победы, создав несостоятельное государство, Путин или его преемники будут угрожать безопасности всего НАТО.
В Украины тоже есть причины делиться планами на будущее с НАТО. Запад дает оружие и деньги, чтобы украинцы могли вести войну. Киев для Альянса должен быть больше партнером, чем просителем. Еще одна причина для него работать вместе с союзниками - связать их, особенно США. Ничто не может гарантировать поддержку следующего президента. Например, если это будет Дональд Трамп. Но успешный, четкий план войны и ее последствий - лучшая доступная гарантия постоянной поддержки.
Такой план должен включать основу для реконструкции. Украинцам нужно восстановить свою разрушенную жизнь. Более того, если экономика страны рухнет, рухнет и ее демократия.
По подсчетам, восстановление Украины, пока продолжаются боевые действия, которые могут длиться еще три года, обойдется в десятки миллиардов долларов
Доноры на встрече в Берлине в октябре попытались набросать план восстановления и оценить его затраты. По подсчетам, восстановление, пока продолжаются боевые действия, которые могут длиться еще три года, обойдется в десятки миллиардов долларов. Первоначальная реконструкция, которая продлится еще два года, может стоить $100 млрд. Третий этап, по сути, плана Маршалла для Украины, который, вероятно, будет стоить еще дороже - будет направлен на создание экономики, подходящей для вступления в ЕС.
Если гранты и кредиты Украине разворуют олигархи, страна потерпит крах
Ясно, что такие планы требуют огромных капиталовложений от частных инвесторов. Несколько десятков правительств и кредиторов будут вовлечены в создание основы для привлечения внешних денег. Если их гранты и кредиты будут разворованы олигархами, страна потерпит крах. Следовательно, Украина и ее сторонники должны использовать национальную цель, выкованную в войне, чтобы дать антикоррупционным группам влияние на полицию, как расходуются деньги.
Если Украина хочет процветать, ей также нужна безопасность. Чтобы быть жизнеспособной, ей необходимо сохранить доступ к Черному морю. Многие сосредотачиваются на том, сколько земли возвращается Украине. Путину нужно потерпеть решительное поражение, чтобы оно стало однозначным. Помимо этого, победа Украины будет зависеть от здоровья ее демократии, и от размера ее свободной территории.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Политическая задача из Кремля – взять Бахмут" – Игаль Левин
Когда боевые действия прекратятся, Россия продолжит быстрое перевооружение. Поэтому правительству в Киеве потребуются более надежные западные гарантии безопасности, чем те, которые явно не смогли сдержать Путина в 2014 году и, опять же, в этом году. Членство в НАТО станет золотым стандартом, согласно которому нападение России на Украину будет считаться агрессией против всего Альянса. Но США и многие союзники не желают идти на прямой конфликт с Россией. Турция, которая все еще откладывает вступление Швеции и Финляндии, тоже может сопротивляться.
Более правдоподобная альтернатива, выдвинутая в сентябре украинским чиновником и бывшим генсеком НАТО, основана на специальных отношениях США с Израилем. Киевское соглашение о безопасности предусматривает сеть юридически и политически обязывающих обязательств между Киевом и его союзниками. Некоторые страны обещают военную, финансовую и разведывательную поддержку в случае нападения РФ. Другие пойдут только на санкции. План также предусматривает инвестиции в поставки оружия и в оборонную промышленность Украины на протяжении десятилетий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Китай становится все большим стратегическим вызовом для западных партнеров Украины
Не питайте иллюзий, насколько трудно будет осуществить этот договор. Беспокойство вызывает состояние западной военной промышленности, которая пришла в упадок после распада СССР. Ей может быть трудно поддерживать поставки оружия и боеприпасов в Украину, пока продолжаются боевые действия, не говоря о том, чтобы опередить Россию, которая будет вооружатся после окончания войны. Работа по наращиванию производства оружия должна начаться немедленно, путем создания цепи заказов и рационализации закупок.
Другое беспокойство в том, что Западу может не хватить выносливости. Опросы республиканцев в США и избирателей в восточной Германии, а также антивоенные протесты в Риме и Праге показывают, что поддержку Украины нельзя воспринимать как должное. Правительства повсюду имеют ограниченные запасы денег и внимания. У Америки есть и другие дела. Например, с Китаем. После десятилетий передачи своей безопасности США ЕС едва начал считаться с дополнительной ответственностью, которую должен взять на себя.
Запад должен увидеть, что трата миллиардов долларов в Украине - не акт благотворительности, а акт самосохранения
Запад должен увидеть, что трата многих миллиардов долларов в Украине - это не акт благотворительности, а акт самосохранения. В последние десятилетия Россия раз в несколько лет начинала войну на своих границах. Путин рассматривает сегодняшний конфликт как столкновение цивилизаций между Россией и Западом. Половинчатая поддержка Украины Западом его не успокоит, и не приведет к восстановлению отношений с Россией, как надеются некоторые европейцы. Наоборот, это убедит его в том, что Запад в упадке и уязвим. Если Путин создаст в Украине несостоявшееся государство, следующей мишенью его агрессии станут члены НАТО. Мечта Украины о победе обеспечит прочный мир для ее 43 млн жителей. Это также обеспечило бы мир бесчисленному количеству людей по всей Европе.
В прошлом обзоре прессы Gazeta.ua писала, что Москва объявила, что покидает Херсон. Киев не верит, боясь ловушки в городе. Западные аналитики говорят, что это не ловушка, потому что в россиян нет возможности доставлять снабжения силам в городе. Россияне уходят, подрывая за собой мосты, минируя территорию, и грабя город. Падения Херсона – третье крупного унижения российских войск за время вторжения с февраля.
Комментарии