Мнения в издании The New York Times политического экономиста, социолога и историка Лондонской школы экономики Джерома Руса
"Бывают безмятежные эпохи, которые, кажется, содержат в себе то, что будет длиться вечно. И есть эпохи перемен, которые видят потрясения, которые в крайних случаях, кажется, идут к корням самого человечества", - писал философ Карл Ясперс.
Наш век явно эпоха потрясений. Пока в Европе бушует война, а мир подсчитывает цену самой смертоносной пандемии на памяти живущих, над Землей царит зловещее настроение. После многих лет экономических потрясений, социальных беспорядков и политической нестабильности широко распространено ощущение, что мир брошен плыть по течению - как корабль без руля в ужасный шторм.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чтобы сделать Россию нормальной, ей следует отрезать "воювалку" - Иван Ступак
Не зря. Человечество сейчас сталкивается с целым рядом проблем, не похожих ни на какие другие в истории. Изменение климата быстро меняет условия жизни на планете. Напряженность вокруг Украины и Тайваня возродила призрак конфликта между ядерными сверхдержавами. А головокружительные разработки в области искусственного интеллекта вызывают серьезные опасения по поводу риска глобальной катастрофы, вызванной этим.
Эта тревожная ситуация требует новых взглядов, чтобы разобраться в быстро меняющемся мире и понять, куда мы можем двигаться. Вместо этого нам представлены два знакомых, но очень разных видения будущего - повествование о конце света, которое повсюду видит апокалипсис, и история о прогрессе, утверждающая, что это лучший из всех возможных миров. Обе точки зрения одинаково убедительны в утверждениях и одинаково ошибочны в анализе. Правда в том, что никто из нас не может знать, куда идут дела. Кризис нашего времени распахнул будущее.
Дух времени раскрывает глубоко укоренившиеся опасения по поводу хрупкости существующего в мире порядка
Предсказатели рока, вероятно, будут возражать. С их точки зрения, человечество сейчас накануне катастрофических изменений, кульминацией которых неизбежно станет крах современной цивилизации и конец мира, каким мы его знаем. Это мнение отражено в растущем числе, готовящихся к судному дню, бункеров миллиардеров и постапокалиптических телесериалов. Хотя может возникнуть соблазн отмахнуться от таких культурных феноменов как от фундаментально несерьезных, они отражают важный аспект духа времени, раскрывая глубоко укоренившиеся опасения по поводу хрупкости существующего в мире порядка.
Когда даже глава ООН предупреждает, что повышение уровня моря может спровоцировать "массовый исход людей библейских масштабов", трудно сохранять оптимизм в отношении состояния мира
Сегодня эти страхи больше не могут ограничиваться фанатичными борцами за выживание. Неумолимый натиск кризисов, разворачивающихся на фоне внезапных наводнений и лесных пожаров, неуклонно продвигал в мейнстрим апокалиптические настроения. Когда даже глава ООН предупреждает, что повышение уровня моря может спровоцировать "массовый исход людей библейских масштабов", трудно сохранять оптимизм в отношении состояния мира. Но исследование показало, что более половины молодых людей сейчас считают, что "человечество обречено" и "будущее пугает".
В то же время в последние годы возродился и совсем другой тип нарратива. Эта точка зрения, проиллюстрированная множеством бестселлеров и вирусных выступлений на TED. Она имеет тенденцию преуменьшать проблемы, с которыми сталкиваемся, и вместо этого настаивает на неумолимом движении человеческого прогресса. Если мыслители конца света бесконечно беспокоятся, что все станет намного хуже, то пророки прогресса утверждают, что дела только улучшаются. И, вероятно, так будет и в будущем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В Бахмуте сожгли российские резервы" - Иван Сичень
Сценарий, нарисованный этими новыми оптимистами, естественно, нравится защитникам статус-кво. Если дела действительно идут лучше, очевидно, нет необходимости в преобразующих изменениях для решения самых насущных проблем нашего времени. Пока мы придерживаемся сценария и сохраняем нашу веру в искупительные качества человеческой изобретательности и технологических инноваций, все наши проблемы, в итоге, решатся сами собой.
Эти два взгляда на первый взгляд кажутся диаметрально противоположными. Но на самом деле это две стороны одной медали. Обе точки зрения подчеркивают один набор тенденций над другим. Оптимисты, например, часто указывают на вводящие в заблуждение статистические данные о сокращении бедности как на свидетельство, что мир становится лучше. Пессимисты, напротив, склонны брать худшие сценарии климатического кризиса или финансового краха и представлять эти реальные возможности как неизбежные факты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Для победы нужно провести три-четыре успешные наступательные операции" - Николай Саламаха
Легко понять привлекательность таких односторонних историй. Как человеческие существа, мы, кажется, предпочитаем навязывать четкие и линейные нарративы над хаотичной и непредсказуемой реальностью. С двусмысленностью и противоречиями жить гораздо труднее. Тем не менее, этот выборочный акцент порождает представления о мире, которые в корне ошибочны. Чтобы по-настоящему понять сложную природу нашего настоящего времени, нам нужно прежде всего принять его самый ужасающий аспект - его фундаментальную открытость. Именно эта радикальная неопределенность - незнание того, где мы находимся, и что нас ждет впереди, порождает такую экзистенциальную тревогу.
У антропологов есть название для этого тревожного опыта - лиминальность. Звучит формально, но отражает существенный аспект человеческого состояния. Лиминальность, происходящая от латинского слова "порог", первоначально относилась к чувству дезориентации, возникающему во время обряда посвящения. Например, в традиционном ритуале совершеннолетия она отмечает момент, когда подросток уже не считается ребенком, но еще не признается взрослым - между здесь и там. Спросите любого подростка - такое состояние может очень сильно сбивать с толку.
Мы находимся в середине болезненного перехода между старым миром, который умирает, и новым, который изо всех сил пытается родиться
Мы сами находимся в середине болезненного перехода, своего рода междуцарствия, как назвал его итальянский политический теоретик Антонио Грамши - между старым миром, который умирает, и новым, который изо всех сил пытается родиться.
Такие эпохальные сдвиги неизбежно таят в себе опасность. Тем не менее, при всем их разрушительном потенциале, они также полны возможностей. Как однажды заметил историк XIX века Якоб Буркхардт, великие потрясения в мировой истории можно в равной степени рассматривать "как подлинные признаки жизнеспособности", которые "расчищают почву" от дискредитировавших себя идей и разлагающихся институтов.
"Кризис следует рассматривать как новое звено роста", - писал он.
Как только мы примем эту двуликую природу нашего времени, одновременно пугающую и в то же время созидательную, возникнет совершенно иное видение будущего. Мы больше не представляем себе историю как прямую линию, ведущую либо вверх, к постепенному улучшению, либо вниз, к неизбежному краху. Скорее, видим фазы относительного спокойствия, время от времени перемежающиеся периодами великих потрясений. Эти кризисы могут быть разрушительными, но также являются движущей силой истории. Прогресс и катастрофа, эти бинарные противоположности, на самом деле соединены в бедре. Вместе они участвуют в бесконечном танце созидательного разрушения, вечно открывая новые горизонты и устремляясь в неизвестность.
Наш век потрясений вполне может привести к какой-то глобальной катастрофе или даже к краху современной цивилизации, но он также может открыть возможности для трансформационных изменений. Мы уже можем видеть эту противоречивую динамику в действии повсюду вокруг нас. Пандемия, унесшая жизни миллионов людей и едва не приведшая к экономическому коллапсу, также расширила возможности работников и увеличила государственные расходы на разработку вакцины, которая вскоре может дать нам лекарство от рака. Точно так же крупная европейская сухопутная война, которая выгнала с их домов миллионы людей и спровоцировала глобальный энергетический кризис, теперь непреднамеренно ускоряет переход к возобновляемым источникам энергии, помогая нам в борьбе с изменением климата.
Решения, которые мы преследуем сегодня в области глобального мира, перехода к экологически чистой энергии и регулирования ИИ - однажды станут основой для нового мирового порядка. Конечно, невозможно предсказать, куда приведут эти события. Все, что мы знаем, это то, что наш цивилизационный обряд посвящения открывает дверь в будущее. Это зависит от нас, чтобы пройти прямо через нее.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии