понедельник, 19 августа 2013 12:00

"Политика поддержки только одной конфессии захлебнулась" - религиовед

"Политика поддержки только одной конфессии захлебнулась" - религиовед
Фото: radiosvoboda.org

В это воскресенье Украинская греко-католическая церковь освятила Патриарший собор Воскресения Христова в Киеве. Что даст и уже дало перевод УГКЦ в столицу, какова миссия церкви на Востоке Украины, рассказывает религиовед Виктор Еленский, 56 лет:

- Предшественник Любомира Гузара кардинал Мирослав-Иван Любачивский любил повторять, что главная миссия Церкви - это спасение человеческих душ. Поэтому УГКЦ, так или иначе, имеет эту специфическую миссию. Сейчас у нас такое время, когда Церковь может себе позволить быть просто Церковью. По крайней мере, в Европе. Впервые в истории ей не нужно выполнять роль какой-то политической или благотворительной структуры. Если взять церковь в каком-то украинском селе 150 лет назад, то без нее шагу ступить было бы невозможно. Нельзя родиться без церкви, креститься, жениться, пойти на государственную службу, - потому что нужна справка из церкви, - и даже умереть без нее нельзя. Сейчас это перестало быть обязательным. Поэтому покойный митрополит УГКЦ Стернюк возглавлявший ее в подполье, когда-то тоже говорил о миссии: "Вот теперь, после выхода из подполья, дела Церкви - это уже не дела Украины". Поскольку в межвоенной Польше, но и даже Австро-Венгрии дела УГКЦ во многом были делами украинцев. А митрополит Андрей Шептицкий был, по сути, этнархом, - то есть главой национальной церкви, выполнявшим функции проводника народа. Должен был вести себя как политик. Даже тогда, когда посылал делегации к Сталину, - чувствовал ответственность за миллионы украинцев. С такой же целью он и назначил Иосифа Слепого своим преемником. Это сейчас нам кажется, что Слепой - глыба, и ему не было альтернативы. Но было много альтернатив. Однако, Шептицкий сказал: "Этот не сломается". Это была для него лучшая характеристика для тех условий. Сейчас все иначе.

УГКЦ никто больше не преследует. Поэтому она имеет все основания считать себя национальной, но и действительно народной. В то же время не играет в политику и перестала выполнять эти старые функции.

Почему действительно народной?

- Я когда-то специально подсчитал, как люди поддерживают свою церковь. Своеобразие УГКЦ в том, что она растет в основном усилиями своих верующих. Конечно, что-то собирали по диаспорам, в Канаде, США, Западной Европе. Но в основном ее храмы построены на средства верующих в Украине. И Патриарший собор - это еще одно замечательное доказательство этой практики. Его возводили довольно долго именно потому, что финансировали строительство простые верующие УГКЦ. Греко-католики имеют традицию содержания собственной церкви уже давно. В Украине 9 процентов людей регулярно поддерживающих церковь материально. Если брать православных 13-14 процентов, тогда как греко-католиков 28 процентов. Это при том, что греко-католиков в Украине ощутимо меньше. А никогда не поддерживают церковь материально 13-20 процентов православных (в зависимости от юрисдикции) и только 5 процентов греко-католиков. Поэтому есть и эта очевидная разница, как поддерживают церковь верующие различных конфессий. Если взять Донецкую область, то абсолютное большинство православных церквей построено меценатами. Более или менее известными.

УГКЦ всегда задумывалась о своей миссии и назначении. Об этом часто говорил предыдущий Глава церкви Любомир Гузар. Он говорил - мы католики восточного обряда. Каково наше предназначение? Действительно, раствориться в море западного католичества или стать мостом между западной и восточной церквями? Он считал, что УГКЦ должна стать вот таким союзом двух миров. Во время его председательства предложили такую ??модель, чтобы греко-католики могли иметь общение, т.е. полное единство, и с католической, и с православной церквями. Но это очень долгий и тернистый путь. Это еще выглядит фантастикой и утопией. Однако, это могло бы быть путем преодоления большой раны раскола между католиками и православными.

Православные церкви часто обвиняют УГКЦ в прозелитизме и перетягивании православных - может это быть массовым явлением? Что это изменит в самой Церкви?

- Я не вижу этого прозелитизма в направлении православных. Но даже если бы УГКЦ поставила себе целью перетаскивать верных УПЦ или УПЦ КП, серьезных успехов это бы не принесло. Потому что львиная доля греко-католиков живут в Галичине и Закарпатье. Процент греко-католиков в других областях совсем незначительный - немножко в Хмельницкой, немножко в Черновицкой. В остальном - совершенно мало. В самом Киеве греко-католиков меньше процента. Часть из них - это галицкая диаспора. Конечно, УГКЦ привлекает и "восточников" - потому что демонстрирует последовательное религиозное поведение. Есть интересное сравнение. Каждое обычное воскресенья в православные храмы Украины приходит около 2 миллионов верующих. А в греко-католические - 1 миллион. Это при том, опять-таки, что греко-католиков в разы меньше, лишь 8 процентов населения страны. Хотя я лично знаю некоторых людей, которые перешли к УГКЦ.

Кто они?

- Во-первых, интеллектуалы. Во-вторых, православные, которые привлечены динамизмом этой церкви, ее простотой, незашоренностью. Многих очень привлекал и образ Любомира Гузара. Сыграло свою роль и перемещения резиденции УГКЦ в Киев. Однако, опять же, это не массовое явление. Рассчитывать, что завтра православные побегут в греко-католические церкви - совсем нет. Дело в том, что нельзя применять в церкви менеджерской или пиарной логики. Я читал недавно статью, где автор объяснял, в какие  церкви и почему разбегутся православные. Показывал как экономист охвата рынка и т.п.. Это все так, но на рынке. В культуре и религии все работает иначе. Мы на Бессарабке покупаем томаты. Подходим и берем по соотношению цены и качества. Дешевле и лучше. Здесь же стоит протестантский проповедник в чистом костюме и ясно и четко говорит: "Идите ко мне, Христос нас любит, а спасение дается даром". И рядом стоит дядя в непонятной длинной одежде с засаленной косичкой и рассказывает какие-то непонятные вещи. И мы идем к нему. Потому что наше. Человек, связанный с нашим пространством, землей и кровью. То есть, мышление в религии работает совсем иначе. Нет на Европе ХХ века стран, быстро изменили религию. Но есть случаи, когда достаточно немало людей хотят вспомнить свое наследие, казавшаеся подзабытым и оболганным. Итак, некий резерв и ниша для УГКЦ, но они совсем небольшие.

Греко-католики ищут своей идентичности в Киеве и поднимают старые униатские темы - это может спровоцировать конфликт с православными?

- Любомир Гузар все время подчеркивал, что УГКЦ должна выйти из "галицкого закоулка". То есть, вернуться на общеукраинские территории. Им нельзя там закрыться. Итак, это возвращение к киевской традиции. И эти новые дискуссии - перенести в крипту собора митрополита Исидора, других киевских деятелей, как раз часть этой киевской идентичности церкви. Да, УГКЦ здесь медленно меняется, становится более ориентированной именно на Киев, а не на Львов. Меня радует, что этот факт адекватно воспринимается и православными, по крайней мере, в последнее время, - ведь УГКЦ тоже полноправный наследник Владимирова крещения. И сейчас греко-католики сотрудничают с православными во многих вещах - и против закона о языках, и против осуждения Юлии Тимошенко, и в инициативе первого декабря. Итак, я надеюсь, что всем церквям хватит такта, чтобы не наступать на мозоли друг друга. Потому при желании ситуацию можно накалить довольно легко. Еще в конце 80-х годов западные религиоведы утверждали - если и будет в Европе война на религиозной почве, это будут даже не Балканы, а Украина. Но этого не произошло, хотя было 1,5 тысячи населенных пунктов с противостоянием православных и греко-католиков по приходе. Но украинский национализм, патриотизм дал такую ??соединительную арку между двумя церквями. И эти отношения греко-католиков с православными уже прошли худший этап.

УГКЦ жалуется, что власть на местах и ??даже в Киеве всячески сопротивляется построению греко-католических храмов - чего она боится?

- Власть пытается действовать в интересах большинства. Забывает, что демократия - это также учет интересов меньшинства. Мол, люди не хотят. Ну, что значит, не хотят? Если есть группа людей, которые имеют право на храм, то свобода совести гарантирована каждому. А власть охотно становится на сторону большинства. Но то же самое происходит и в Галичине. Только с точностью до наоборот. Хуже, когда дается команда из центра, нужно поддерживать только одну конфессию. Такая ситуация была в 2010 году, когда пытались "поощрять" переходить в УПЦ Московского патриархата. Президент год-два встречался с представителями других конфессий. Только с Московским патриархатом. И это уже символ для чиновников на местном уровне. Было мягкое "пожелания" не пускать других. Затем Янукович "забыл" греко-католиков, когда приветствовал православных с Рождеством. Это продолжалось до апреля 2011 года. Тогда он изменил свое мнение. Начал встречаться со Всеукраинским советом церквей. Политика поддержки только одной конфессии захлебнулась. Поэтому надеюсь, что со временем таких проблем у греко-католиков будет меньше.

Как защищают УГКЦ влиятельные греко-католики? Почему ничего о них не слышно, в отличие от православных?

- Их достаточно много. Это по меньшей мере два десятка депутатов от "Батькивщины", "Свободы", УДАРа. Совершенно точно, что греко-католиком является и сам Арсений Яценюк. Есть немало бизнесменов, в частности тот же Иван Васюник. Однако, они не очень афишируют свою помощь церкви. Сама церковь не позволяет себя использовать. Ибо нет у греко-католиков такой традиции. Более того, одна из главных причин Брестской унии в том, что епископы хотели выскочить из-под влияния местных магнатов. Олигархов, по-современному. И это им вообще удалось. Обычно, католическая церковь не позволяет себе смешиваться с богатыми и влиятельными. Нет такого, чтобы олигарх "держал" район и церковь в этом районе. Попытки есть, но УГКЦ всегда этому сопротивляется.

УГКЦ хочет иметь в Киеве не только собор, но и университет - хочет создать католическое образование здесь. Чем это полезно для города?

- Если в Киеве появится филиал Украинского католического университета, или отдельный университет, детсады, школы или гимназии, - это очень позитивно. Потому что католическое образование имеет высокий уровень. Всегда держит марку. Там же не только греко-католики могут учиться. Во-вторых, возьмем УКУ. Это не церковный университет. Он просто основан церковными людьми, но учит светским предметам. И имеет светский статус. Но утвержден церковной властью, поэтому и "католический". Это даст Киеву новый образовательный и культурный импульс. Словом, от деятельности греко-католиков здесь до сих пор видны только позитивы.

Сейчас вы читаете новость «"Политика поддержки только одной конфессии захлебнулась" - религиовед». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

8

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть