
Либерализация визового режима для Украины – мощный сигнал Украине: мы вместе. Об открытости европейцев, возможном российском влиянии на Германию и Трампа как объединяющем факторе в интервью Gazeta.ua рассказала депутат Европарламента от Германии Ребекка Хармс. Она выступила на Х Киевском форуме безопасности.
Либерализация визового режима для Украины направляет мощный сигнал Украине: мы вместе. Я вижу определенное желание у европейцев быть более дружественными и открытыми, несмотря на вызовы, которые выдерживает Европа. Это голосование в Европарламенте только это подтверждает.
Каким может быть российское влияние на немецкие выборы?
Посмотрим. Есть политики, которые подыгрывают Путину. Но немецкая демократия хорошо оснащена, чтобы иметь дело с такими вызовами. В этом недавно нас убедил Brexit и прошлогодние выборы в США.
Насколько действенны санкции против России?
Санкции действуют - как европейские, так и американские. Однако экономические санкции не дают мгновенного или хотя бы быстрого результата. Чтобы увидеть эффект, нужно терпение. Еще не прошло достаточно времени, чтобы мы увидели их настоящее влияние. То, что имеем, это только первые результаты. Когда они будут большими, станет меньше сомнений в их концепции.
Вы сказали, что Европа испугалась Трампа больше, чем Путина. Значит ли, что Трамп - большая угроза, по мнению европейцев?
Не знаю, что может быть опаснее в мировой политике сейчас, чем Путин. Он не просто угрожает, он агрессор. Ответственен за десять тысяч погибших в Украине. Оккупировал Крым, отвечает за войну на Донбассе. Но когда европейцы "открыли" для себя Трапма, им открылось еще одно - что он, возможно, поддерживает путинскую стратегию. Многие европейцы не любят Трампа. Условно говоря, его испугались, не потому что это Трамп, а из-за его возможной поддержки Путина. Это сложная штука для западных стран Европейского Союза, то есть "старого ЕС".
Европа испугалась Трампа больше, чем в свое время осознала угрозу Путина
Многие подвергает сомнению западные и трансантлантические отношения. Посмотрите на французскую предвыборную кампанию. Коммунистическая партия довольно успешна там. Ее лидер Жак-Люк Меланшон по отношению к России имеет те же позиции, что и Марин Ле Пен.
Скептицизм относительно НАТО, западных и трансатлантических связей сыграл на руку Путину. Он воспользовался этим. Но многие европейцы осознали, насколько рискованный и опасный Путин, только после прихода Трампа. Приход нового американского президента помог в этом. Поэтому Европа испугалась Трампа больше, чем в свое время осознала угрозу Путина.
Могут ли нарастающие протестные настроения в России изменить тамошнюю политическую ситуацию?
Россия изменится, только если россияне захотят изменить Россию сами. Была удивлена тем, насколько широко распространены протесты против коррупции в России. На публикацию материалов о коррупции премьер-министра РФ Дмитрия Медведева отреагировали от Калининграда до Сибири. Это хороший знак. Мы видим, что многие россияне хотят перемен. Не знаем, как далеко это зайдет. Европарламент принял резолюцию, в которой призвал немедленно освободить Алексея Навального и других задержанных на акциях протеста в России в конце марта. Это символический шаг, но иногда символы имеют значения. Интересно, что к резолюции присоединились все силы Европарламента, даже социал-демократы. Это может несколько встряхнуть Россию.
Вы верите в новое качество России после таких протестов?
Сейчас вижу, что Путин развивает старую стратегию. Применил ее еще до того, как Трамп начал линию "Сделать Америку великой снова". Для Путина "Сделать снова великой Россию" означает возвращение к советской империи. Не знаю, как далеко он может пойти.
Руководствуясь опытом общения с россиянами, которых я знаю давно, могу сказать: сами они не хотят войны с соседями. Вспомните Афганистан, Чечню. Сколько людей с этим не соглашались. Наверное, в это трудно поверить в Украине. Но то, что есть общественное мнение, которое не соглашается с линией Путина, говорит о том, что многие граждане России не согласны с войной в Украине.
Но соглашаются с аннексией Крыма, в то же время.
Большинство соглашается, да. Но Крым для них - другая тема. Возможно, потому, что за Крым россиянам не пришлось бороться, как это произошло с Донбассом. Только не поймите меня неверно. Конечно, Крым - это оккупированная территория. Сейчас ситуация превратилась в замороженный конфликт. Но для россиян крымская история другая, потому что им не пришлось умирать за это.
В Европе есть понимание этой оккупации? Или эту историю забывают с течением времени?
Аннексия, оккупация Крыма для Европы стоят первыми после войны на повестке дня. Это нарушение международных договоров, законов. Мы этого никогда не примем. В противном случае потеряем себя как европейцы.
Комментарии