Статья в The New York Times
На заснеженной границе Китая с Россией дилерский центр, продающий грузовики, за прошлый год удвоил продажи благодаря российским клиентам. Китайский экспорт в РФ настолько силен, что этим летом китайские строители построили склады и 20-этажные офисные башни на границе.
Пограничный китайский город Хэйхэ - микрокосм все более тесных экономических отношений Китая с Россией. КНР получает прибыль от российского вторжения в Украину. Москва покупает все китайское – от автомобилей до компьютерных микросхем.
Россия же продает нефть и газ Китаю с большими скидками. Российских шоколадок, колбас и других потребительских товаров в китайских супермаркетах стало очень много. Торговля между РФ и КНР превысила $200 млрд за первые 11 месяцев этого года – уровень, которого страны не ожидали достичь к 2024 году.
Война России против Украины получила положительный имидж в Китае. Государственные СМИ постоянно распространяют российскую пропаганду в КНР и по миру
Война России против Украины получила положительный имидж в Китае. Государственные СМИ постоянно распространяют российскую пропаганду в КНР и по миру. РФ настолько популярна в КНР, что влиятельные в соцсетях лица съезжаются в Харбин, столицу самой северной китайской провинции, чтобы позировать в российском наряде перед бывшим российским собором.
Лидеры Китая Си Цзиньпин и России Владимир Путин не раз публично демонстрировали тесные связи между странами. Си посетил Харбин в начале сентября и объявил его "воротами на север". Экспорт КНР в Россию вырос на 69% за первые 11 месяцев этого года, по сравнению с тем же периодом 2021 года, до вторжения в Украину.
"Сохранение и развитие китайско-российских отношений – стратегический выбор, сделанный обеими сторонами на основе фундаментальных интересов двух народов", – сказал Си во время встречи в Пекине в среду с премьер-министром России Михаилом Мишустиным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украине предлагают израильский аналог гарантий безопасности" - Павел Климкин
Китай удовлетворил критически важную потребность импорта для России, от которой многие европейские и американские компании отказались после того, как Путин начал войну. КНР продолжает выполнять роль заменяемого поставщика товаров, несмотря на риск для тесных экономических связей со многими странами Европы.
До вторжения в Украину лидеры Германии, Франции и других стран Европы преимущественно откидали разногласия с Китаем в таких вопросах, как права человека, чтобы акцентировать внимание на торговле. Китайские чиновники настаивают, что они не должны быть вынуждены выбирать между Европой и Россией, и что КНР должна свободно вести дела с обоими.
Крупнейшими выигрышами для Китая от всплеска торговли с Россией стали его автопроизводители.
В Хейхе стоят очереди дизельных грузовиков с наклейками с изображением медведей, символа России, чтобы перевезли их через мост через реку Амур в Россию. Мост – новый, как и грузовики бренда Genlyon.
Продажи помогли Китаю в этом году обогнать Японию как крупнейшего в мире экспортера автомобилей. Немецкие производители Mercedes-Benz и BMW ранее были активными продавцами в России, но ушли с рынка в ответ на санкции со стороны ЕС, США и их союзников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еще несколько лет войны: о чем говорят в Пентагоне
Продажи роскошных автомобилей в России резко упали, что способствовало уменьшению общего размера автомобильного рынка РФ, который в настоящее время меньше половины немецкого. Но представители нижнего среднего класса и бедные российские семьи, члены которых составляют основную часть российских солдат, активизировали покупку доступных китайских автомобилей.
Одной из причин стали выплаты в случае смерти и нетрудоспособности, выплачиваемые российскими властями и страховыми компаниями семьям российских солдат — до $90 тыс. в случае смерти.
Россия не обнародовала количество убитых и раненых, но США оценивают их в 315 тыс.
Россия не обнародовала количество убитых и раненых, но США оценивают его в 315 тыс.
Россияне покупают почти исключительно авто на двигателях внутреннего сгорания. В Китае их переизбыток, потому что их потребители быстро перешли на электромобили.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Залужный бьет тревогу: как меняется поддержка Украины
А сухопутная граница с РФ означает, что Китай может транспортировать автомобили в Россию по железной дороге – важный фактор, поскольку Китаю не хватает собственного флота трансокеанских транспортных судов для экспорта автомобилей.
По данным Global Data Automotive, китайские автопроизводители захватили 55% российского рынка. У них было 8% в 2021 году.
"Никогда раньше не видели, чтобы автопроизводители из одной страны так быстро съедали такую большую долю рынка - китайцы получили неожиданность", - сказал Майкл Данн, автомобильный консультант по Азии в Сан-Диего.
Гражданское оборудование, которое КНР продает России, например дроны и грузовики, тоже используется в военных целях
США решительно предостерегли Китай от отправки вооружений в Россию и пока не нашли доказательств, что китайцы это делают. Но некоторое гражданское оборудование, которое КНР продает России, например дроны и грузовики, также используется в военных целях.
Принятие Пекином России также принесло скромную, но своевременную пользу для строительной отрасли Китая. Китайской экономике было лечиться от шрамов, оставленных после почти трех лет строгих мер ограничений из-за коронавируса. Рынок недвижимости в КНР переживает кризис. Десятки миллионов квартир стоят пустые или недостроенные, а новые проекты остановились, лишая строительный сектор работы, длительно обеспечивавшей занятость.
"Многие здания были построены, но внутри никто не живет", - говорит Чжан Янь, продавец дверей в Хэйхэ.
Но некоторые рабочие находят работу на российской границе протяженностью 4200 км, где до этого года не хватало остановок для грузовиков, центров таможенного оформления, станций, трубопроводов и другой инфраструктуры. Летом в таких городах как Хейхэ строительство активно двигалось вперед, хотя сейчас приостановилось из-за холодной зимы.
Трубопроводы нужны для одного из важнейших товаров, которыми торгуют две страны – газа. Дешевая российская энергия в обход санкций, наложенных Западом, помогла китайским заводам конкурировать на мировых рынках, даже если их производственные конкуренты в других местах, в частности в Германии, столкнулись с более высокими ценами за последние два года.
Россия наращивает поставки газа через трубопровод "Сила Сибири" в Китай и ведет переговоры о строительстве второй трубы, которая будет транспортировать газ из месторождений, обслуживавших Европу до войны в Украине. КНР и Россия также договорились менее чем за три недели до войны построить третий, меньший трубопровод, который будет транспортировать газ из восточной части России в северо-восточный Китай, и строительство этого проекта стремительно началось.
Новейший трубопровод будет проходить по территории, которую Россия захватила у Китая в конце 1850-х. Еще в 1960-х между Китаем и СССР возникли споры по поводу границы, и между их войсками возникли стычки.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии
1