Набирать рекрутов, проверять боеготовность армий и отказываться от многолетнего пацифизма - такие задачи возникли перед европейскими странами. Об этом пишет обозреватель Bloomberg Лайонель Лоран.
"Все французы – солдаты и должны защищать родину". Таков был закон XVIII века, сделавший военную службу во Франции обязательной, вплоть до тех пор пока к концу холодной войны в конце концов не оказался в учебниках по истории.
Никто во Франции, кому меньше 45 лет, не был в армии принудительно и не брал в руки оружие, включая президента Эммануэля Макрона.
Франция - одна из стран, которые с тревогой наблюдают за украинским фронтом и обсуждают, не пора ли вернуть старый способ призыва или обязательной военной службы
Однако возвращение войны на порог Европы означает, что Франция - одна из стран, которые с тревогой наблюдают за украинским фронтом и обсуждают, не пора ли вернуть старый способ призыва или обязательной военной службы. Но сейчас нужно планировать, а не паниковать.
У тех, кто географически ближе к России, меньше дискуссий. На этой неделе Украина снизила призывной возраст с 27 до 25 лет, потому что пытается пополнить ряды своей армии боеспособной молодежью. Дания распространила срочную военную службу женщин и увеличила ее продолжительность. Норвегия следует этому примеру. Новый член НАТО Швеция вернула призыв в 2018 году.
Великобритания обсуждает "гражданскую армию" вместо непопулярной схемы призыва. Во Франции Макрон продвигает "гражданское перевооружение" с акцентом на улучшение национального единства. Германия, сталкивающаяся с огромной проблемой ухода от десятилетий пацифизма, рассматривает перспективу возвращения военной службы после того, как от нее отказались в 2011 году.
Вероятность войны заставляет правительства стран поднимать тему, которая часто была табуирована. То, что официальные лица в НАТО называют "ожиданием неожиданного", заставило их пересматривать свою способность воевать в более опасном мире.
Две взаимосвязанные тревоги постоянно возвращаются. Первая – демографическая. На Старом континенте средний возраст около 42 лет, а уровень рождаемости постоянно падает. Демография, может быть, не приговор, но в войне высокой интенсивности она имеет огромное значение. У Украины нет другого выхода, кроме как мобилизовать тех, кому больше 20 лет. Эту меньшую и более ценную часть своего населения. Есть тревожные сигналы, что средний возраст украинской армии более 40 лет.
Военные в Европе пытаются привлечь молодежь к карьере, которая, кажется, наполнена препятствиями и ограничениями, а также имеет небольшое количество льгот и стимулов. Подумайте о ее секретности, запрете вести соцсети, много времени вне дома. За последние пять лет армия Великобритании не смогла добиться целевых показателей набора во всех учебных центрах. Франция тоже не достигла целей в прошлом году примерно на 2000 человек
Нынешняя французская армия может удерживать линию фронта длиной не более 80 км
Результат не очень утешителен. Жан-Доминик Мерше, автор книги "Готовы ли мы к войне?" говорит, что нынешняя французская армия может удерживать линию фронта протяженностью не более 80 км по сравнению с украинским фронтом примерно в 1000 км.
Американский военный стратег Эдвард Люттвак пишет в The Telegraph, что европейские политические и культурные реалии означают, что если завтра на войну против России пришлось бы отправить войска, то лишь очень небольшие специальные подразделения будут иметь желание и возможность воевать. Правительства все меньше сетуют на то, что следует сделать военный призыв обязательным.
Хотя дискуссия актуальна, европейские страны должны признать, что возвращение к мышлению общей мобилизации имеет предел. Даже в Украине, где трудно, сотни тысяч мужчин призывного возраста сбежали из страны, чтобы избежать службы в армии. Вместо типичных обвинений современной молодежи, что она слаба и избалована, опросы показывают, что люди до 40 лет, которые отказались бы воевать в такой стране как Великобритания, могут быть разочарованы годами несправедливых войн.
Вместо того чтобы считать, что все варианты добровольного призыва исчерпаны, мы могли бы быть более креативными. Опросы показывают поддержку вооруженных сил в целом. В мире, где угрозы национальной безопасности теперь существуют в цифровых облаках и жизненно важной подводной инфраструктуре, таких как подводные кабели, можно сделать еще больше в сфере обороны.
К примеру, в сфере искусственного интеллекта и кибервойны можно нанимать новых работников из частного сектора. Новую военную инициативу развития искусственного интеллекта во Франции возглавляет бывший эксперт компании Alphabet Inc. Такие люди имеют преимущество в привлечении свежих идей и новых талантов.
А там, где добровольные стимулы на рынке труда недействительны, для военной карьеры можно возродить частично обязательную военную службу, целью которой будет обучение резервистов. Их будут тренировать неполный рабочий день. Франция инвестирует в такую модель, чтобы компенсировать пробелы в наполнении армии, стремясь удвоить количество резервистов до 80 тыс. к 2030 году и расширить возрастные пределы призыва.
Украинский месседж в том, что обороноспособность Европы – необходимость, а не роскошь. Но еще предстоит борьба за сердца и умы.
Комментарии