
До 1972 года борьба за титул чемпиона мира по шахматам носила в первую очередь творческий характер. Сотни тысяч, если не миллионы, шахматистов-любителей, разбирали партии наилучших гроссмейстеров, которые каждый раз изобретали новые варианты самых сложных комбинаций. Что говорить, когда даже в районных газетах в те времена регулярно печатали "шахматные задачи" для читателей, над которыми можно было подумать на досуге.
Все изменилось в начале семидесятых, когда почти тридцатилетнюю гегемонию шахматистов из СССР прервал американец Роберт Фишер. Его до сих пор считают главным шахматным гением всех времен. Но не гениальные ходы Фишера привлекали к его матчу с Борисом Спасским внимание сотен миллионов: это было соревнование между коммунизмом и капитализмом за звание самого умного.
В конечном итоге победил Фишер. Но даже после того как он неожиданно завершил карьеру, интрига не исчезла. Следующим претендентом на мировой титул был Виктор Корчной, который убежал из СССР. Поэтому и следующий матч за мировую корону между ним и Анатолием Карповым был "политическим".
Таким же было позже противостояние между Карповым и Каспаровым – последний олицетворял изменения, которых в восьмидесятые годы ожидали в СССР. После краха коммунизма и распада советской империи шахматы постепенно вернулись к истокам. Игрой опять интересовались исключительно любители, которых стало на порядок меньше, чем в шестидесятые годы. Плюс компьютеры, которые обесценили уникальную память ведущих шахматистов, сделав их наработку доступной с помощью нескольких "кликов".
И вдруг женский чемпионат мира опять вернул шахматы к большой политике. Так же как сорок лет тому назад, сотни тысяч людей стали шахматными болельщиками. И не потому что украинка Мария Музычук изобрела гениальный дебют или эндшпиль. Ее рейтинг является более чем скромным. Главное было в том, что Мария соревновалась за звание чемпионки в матче против россиянки, да еще и на территории страны-агрессора.
И именно это, а не ее шахматная мудрость, заставили несметное количество украинцев болеть за нашу шахматистку. При таких условиях украинка не имела права не победить. Она сделала это и стала чемпионкой мира!
И не беда, что ее партии не занесут в учебники, а тысячи ее, внезапных болельщиков станут понимать в шахматах больше, чем в фехтовании на саблях, где наши девушки тоже среди чемпионок. Мы просто радуемся потому, что именно теперь украинская девушка оказалась умнее своей русской соперницы и выиграла у нее за шахматной доской.
Следовательно, и все мы более умные, чем россияне. Поэтому в конечном итоге победа будет за нами не только за шахматной доской. Именно за это наша огромная благодарность чемпионке мира по шахматам Марии Музычук.
Комментарии