23 декабря в Киеве простились с легендарным голкипером киевского "Динамо" и сборной СССР Евгением Рудаковым. Он скончался двумя днями раньше от сердечного приступа. 2 января 2012 года должен был отметить 70-летний юбилей.
На подходе к стадиону "Динамо" немало людей с цветами, в основном гвоздиками. Среди толпы встречаю коллег.
"Да, какое поколение уходит, не чета нынешним",- вздыхают они.
Направляюсь к одному из корпусов, где прощаются с покойным.
"Вот цветы, если надо — траурная лента на рукав",- девушка у входа указывает в сторону стола, на котором лежит куча белых гвоздик и ленты.
Гроб с телом стоит посреди зала, окна которого завешены черным тюлем. Рядом - портрет Евгения Рудакова и приспущенный динамовский флаг с черной лентой. В нем и вокруг него множество цветов, у подножия — клубный шарфик. Рядом с гробом сидят родные и близкие. У стен множество венков, один из них — от Президента Украины. Стол, на котором подушки с наградами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Скончался знаменитый голкипер "Динамо" Евгений Рудаков
В почетном карауле в динамовской форме с черными повязками на рукавах стоят двое мальчиков — ученики детской футбольной школы "Динамо", где много лет Евгений Рудаков работал тренером. Их товарищи находятся в зале, периодически меняют тех, кто на посту. Из динамиков еле слышно звучит траурная музыка.
Людей становится все больше, организаторы просят равномерно рассредоточиться по залу, не загромождать проход. Среди присутствующих экс-динамовцы разных поколений — Йожеф Сабо, Валерий Зуев, Михаил Михайлов, Андрей Баль, Александр Заваров, Владимир Бессонов, Алексей Михайличенко, Юрий Калитвинцев, Александр Хацкевич, Андрей Гусин, Виталий Косовский, Сергей Коновалов, Валентин Белькевич и другие. Из нынешнего тренерского штаба — Борис Игнатьев. Чуть позже показывается кортеж Григория Суркиса, помощник Президента ФФУ несет в зал огромный букет красных роз. Игоря Суркиса нету — находится в загранкомандировке.
На улице встречаю коллегу Рудакова по ДЮФШ Александра Шпакова.
"Это был настоящий человек, верный товарищ, как на футбольном поле так и вне его. Мы всегда знали, что он не подведет. Прекрасно относился к детям, работа с ними была ему больше по душе, чем со взрослыми командами. Всегда был веселый, от него нельзя было услышать никаких жалоб, на сердце в том числе",- говорит Александр Александрович.
В бытность игроком за сохранность ворот Рудакова можно было не беспокоится, говорит Шпаков.
"Он играл надежно и стабильно, что и требуется от вратаря. Думаю, из нынешних ребят с ним можно сравнить разве что Шовковского",- резюмирует тренер.
Гроб с телом грузят в катафалк, траурный кортеж направляется на Байковое кладбище, всего около 20 машин и несколько автобусов. Сопровождают машины ГАИ и скорой помощи. Время от времени в колонну пытаются "нырнуть" посторонние.
Панихиду на кладбище начинает сотрудница ритуальной службы. Перечисляет наиболее значимые моменты в жизни и карьере Рудакова. Затем слово берет вице-президент и пресс-атташе "Динамо" Алексей Семененко.
"Подумать только — мужчина уходит в 69 лет. Позавчера мы вместе с Андреем Бибой и Владимиром Мунтяном больше часа говорили о Рудакове. Но больше — о жизни. Мы все недолюбили Васильевича, недооценили, не отдали хотя бы толику того, что он заслуживал при жизни. Может, поэтому он так рано ушел, потому, что сердце не выдержало. Кто-то выплескивает эмоции, а кто-то держит в себе, как это делал Евгений Васильевич. И, возможно, поэтому мы сегодня здесь, вместо того, чтобы 2 января поднимать шампанское за его 70 лет. Давайте начиная с сегодняшнего дня друг к другу относиться с большим уважением и любовью. А молодежь пусть не забывает, что благодаря таким как Рудаков, мы живем, радуемся, гордимся страной, сборной и "Динамо"... Земля пухом Евгению Васильевичу",- сказал Алексей Михайлович.
Владимир Мунтян говорит с большим трудом, глотая слезы.
"Трудно поверить, что Жени сегодня нет с нами. Но жизнь такова, никуда не денешься. Женька, Женька. Буквально недавно мы были вместе на подписании договора "Динамо" с "Олимпийским". Фамилия Рудакова — это вратарская эпоха, те, кто создавал имя клубу "Динамо" - Идзковский, Макаров, Банников. Все, что мог, делал Евгений Васильевич и после обретения Украиной независимости. Понимаю, какую утрату несут родные и близкие. А также все мы, кто знал его и играл с ним. Я верю, что будет вратарская школа имени Рудакова. Ведь хороших футболистов у нас десятки и десятки. Мы все на поле делали общее дело. Но вратарь один. И каждый — это эпоха. Джексон, дорогой, пусть земля тебе будет пухом",- Мунтян разворачивается и уходит, не в силах больше сдерживать себя.
"Великий человек, ушел он нас, когда мы этого не ждали. Три дня назад видели, обнимались, разговаривали. Когда мне позвонили, я не поверил. Вот так вот, он сказал: "До свидания" и ушел от нас.
Когда распался союз и многие все бросили и уехали, мы с Женей вписывали новую страницу истории украинского футбола. Когда играли вместе, то всегда знали: как бы ты не ошибался, за спиной стоит человек, который всегда выручит. И не только на футбольном поле. В футболе есть пижоны, а есть скромные люди. Каким был Женя. Он никогда никуда не ходил, чтобы показывать себя, что он — Рудаков. И это пример для тех, кого он воспитывал",- сказал Йожеф Сабо.
Заканчивается отпевание, с Рудаковым прощаются, в гроб кладут остатки свечей и свернутый динамовский шарфик. После опускания в могилу все бросают по три горсти земли.
Евгения Рудакова похоронили рядом с учеными, механиками, металлургами, в частности директором "Криворожстали" Виктором Гладушем. Недалеко — могила писателя Олеся Ульяненко.
Комментарии
6