Ексклюзивы
суббота, 23 апреля 2016 10:00

Для меня все игры важны и я их не разделяю - Екатерина Монзуль

Недавний дебютант УПЛ и лучшая в мире женщина-арбитр 2015 года Екатерина Монзуль рассказала о своем историческом дебюте в чемпионате Украины и остальных интересных моментах своей карьеры.

3 апреля стал памятным днем не только для самой Екатерины Монзуль, а и для всего украинского футбола. Впервые в истории чемпионата Украины матч команд Премьер-лиги "Волынь" – "Черноморец" провела женщина-арбитр.

 

На поле луцкого "Авангарда" команды выясняли отношения под присмотром 34-летней харьковчанки Екатерины Монзуль. Ранее не один год Монзуль небезуспешно трудилась в разных низших дивизионах Украины, в прошлом году получила и мировое признание. Кроме доверия финала женского чемпионата мира (США – Япония) Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) признала Екатерину лучшей женщиной-арбитром в мире.

— Катя, сильно ли волновалась перед игрой в Луцке?

— Волнение — это неотъемлемая часть работы арбитра. Уверена, повышенный уровень адреналина в крови есть у каждого рефери перед игрой. Мне кажется, это естественный и вполне нормальный процесс.

— Отличались ли чем-то твоя подготовка к матчу "Волынь" — "Черноморец" от подготовки к другим поединкам (например, в первой лиге или на международной арене)?

— Нет, у меня единый подход в подготовке к матчам. Для меня все игры важны, и я не разделяю их. Поэтому встреча в Луцке не должна была стать исключением. Хотя, конечно, ответственность чувствовалась очень большая. Хотелось не подвести не только себя, а и тех людей, которые доверили мне такое историческое право судить матч в Премьер-лиге.

Автор: 1927.kiev.ua
  Екатерина Монзуль на матче "Волынь" — "Черноморец"
Екатерина Монзуль на матче "Волынь" — "Черноморец"

— Из чего, как правило, состоит подготовка арбитра к матчам?

— Это не в последнюю очередь психологическая работа. Кроме этого, также надо просматривать много видеоматериала по командам, которые будут играть между собой. Необходимо также изучить проблемных игроков, проанализировать действия коллективов в определенных игровых ситуациях.

— Это такой системный подход в украинском арбитраже, или же это особенности именно твоего сформированного подхода?

— Сейчас такие рекомендации есть для всех арбитров в мире. Если ты готовишься к определенной игре, то обязательно должны быть просмотрены предыдущие матчи команд-участников. В процессе просмотра рекомендуется по максимуму изучить тактику действия команд, выделить какие-то особенности поведения тех или иных исполнителей. Все это делается для того, чтобы избежать ошибок, которые могут иметь место в поединках.

— Среди футболистов можно встретить суеверных людей. А ты не относишься к таковым в процессе подготовки или же работы на матчах?

— Нет, я таким не страдаю. Я не стараюсь выйти на поле с какой-то определенной ноги или надевать вначале бутсу именно на левую ногу, а не, к примеру, на правую (улыбается).

— Если не секрет, была ли уже оценка твоей работы в матче "Волынь" — "Черноморец" со стороны куратора арбитража Пьерлуиджи Коллины? Предъявлял ли он какие-то претензии, делал ли замечания?

— У меня нет по этому поводу никакой информации.

— Ты в судействе уже не один год. За плечами у тебя — десятки матчи в первой лиге чемпионата Украины, международные поединки на уровне клубов и сборных. Где судить легче — в Украине или же за рубежом?

— Все зависит от матча. Бывает, и на региональном уровне приходится проводить очень сложные поединки. А вот ответственность разная.

— А какие игры интереснее проводить — между клубами или же между сборными?

— На клубном уровне коллективы более сплоченные и сыгранные. У них взаимопонимание между игроками лучше и выше. Сборные же тоже высокого уровня, однако у них все же сказывается тот факт, что игроки собираются нечасто из разных команд — их действия не столь слажены и сыграны. Только в этом, на мой взгляд, и заключается различие.

 

— Это как-то влияет на судейскую работу?

— Нет-нет. Подготовка к играм та же, ответственность — тоже. Я говорю исключительно о различии в восприятии таких матчей. И все.

— Летом 2015 года ты судила финал женского чемпионата мира, а по итогам года была признана лучшей женщиной-арбитром в мире. К чему еще можно стремиться в карьере, имея такие две очень серьезные заслуги?

— Есть же еще Олимпийские Игры. Даст Бог, и мне удастся поучаствовать в Олимпиаде, которая в этом году будет проходить в Бразилии. Мне этого очень хочется.

— Олимпиада в Лондоне в 2012 году прошла мимо тебя?

— Я в 2010 году судила юношеские Олимпийские Игры, которые проходили в Сингапуре. К слову, мне тогда доверили судить и финал. Хочется такие же эмоции пережить и будущим летом в Бразилии. А в Лондоне в 2012-м меня не было, потому что в том году у меня было назначение на чемпионат мира U-17, который проходил в Азербайджане.

— В мужском судействе есть еще одна знаковая вершина — финальный матч Лиги чемпионов. Ты бы справилась с такой игрой?

— Я не могу ничего сказать по этому поводу. Ничего подобного в истории футбола еще не было, поэтому сейчас говорить в данном вопросе не о чем.

— Матчи в первой лиге национального первенства ты проводишь, начиная с 2011 года. Теперь лично познакомилась с матчами в элитном дивизионе чемпионата страны. Сильно ли разнятся обе лиги?

— Разница, конечно же, есть. И это относится не только, скажем, к скоростным качествам команд. Немаловажна и значимость турниров, их публичность, освещение на ТВ и в других СМИ. Учитывая эти причины, мне кажется, возрастает ответственность и за принимаемые решения. Однако возможность практически сразу же после матча проанализировать разные моменты игры делает работу в Премьер-лиге привлекательнее и интереснее. Хотя уровень первой лиги тоже растет. Там сейчас тоже можно по записям встреч полноценно разбирать свою работу, анализировать ее, делать выводы, а значит — расти и прогрессировать.

— Скорости в современном мужском футболе постоянно растут. Это приводит к возрастанию требований к физической форме арбитров. Ты много времени уделяешь поддержанию свой физической формы в тонусе?

— В Комитете арбитров ФФУ есть тренер по общей физической подготовке. И для каждого рефери им подготовлена индивидуальная программа, которая состоит из четырех-пяти тренировок в неделю. Я полностью ее придерживаюсь.

— Занимаешься сама или где-то в клубе с кем-то из харьковских тренеров?

— Сама. Программа расписана очень подробно, поэтому совершенно несложно ее придерживаться. Хотя бывало, что перед каким-то крупным международным турниром я дополнительно прибегала к помощи тренера. Происходило это тогда, когда я понимала, что нуждаюсь в улучшение каких-то функциональных навыков — к примеру, скорости и так далее. Это нормальная мировая практика.

— Можно сделать вывод, что у тебя нет никаких проблем и вопросов по заполнению недельного цикла между игровыми уик-эндами?

— Да. А еще я учусь в Харьковской государственной академии физической культуры. Если же есть свободное время, то стараюсь уделить внимание своей семье. У меня есть сестра и племянник.

— Сильно ли расстраиваешься, когда не находишь своей фамилии в назначения на новый игровой уик-энд?

— Нет. Есть рекомендации по проведению определенного количества матчей. Судить каждые выходные нельзя. Должны быть паузы на восстановление. И в первую очередь, не в физическом плане, а в эмоциональном. Невозможно судить матч за матчем и быстро их "переваривать". Поэтому паузы в карьере арбитра — это нормально. Их можно легко заполнить различными тренировками, чтобы поддержать свою физическую форму.

— Если признаться честно, футбола в твоей жизни много? Не испытываешь ли перенасыщения им?

— Нет, все нормально. Я не могу пожаловаться на то, что страдаю от переизбытка футбола.

 

— А сама играла когда-то?

— Да, было дело. Во-первых, я живу возле стадиона, поэтому с шести лет бегала туда тренироваться. Затем так сложилось, что я попала в харьковскую женскую команду. А когда ее возглавил Владимир Кулаев (который позднее был наставником ФК "Харьков"), чуть позже мне пришлось сделать выбор — или продолжать игровую карьеру, или же отдать предпочтение судейству. Я попробовала судейство, и поняла, что хочу развивать свою карьеру в этом направлении.

— Сложно ли было быть пионером в этом деле?

— У меня была единственная цель, которая актуальна и сейчас — выходя на футбольное поле, я должна качественно и профессионально выполнять свои судейские обязанности. Оценку же моей работе дают те люди, которые по долгу своей деятельности должны это делать.

— Сейчас нет сожаления, что выбрала именно судейский свисток, а не поле и мяч?

— Конечно же, нет.

— И вновь прошла бы по этому пути, ничего не изменив и не поменяв?

— Да, ничего бы не меняла. Это жизнь и моя история. Зачем думать о замене чего-то, что уже случилось?

— Если предположить, что когда-то в будущем твоя дочь также захочет стать футбольным арбитром, будешь ее отговаривать?

— Ни в коем случае. Мои родители мне ничего не запрещали, а исключительно поддерживали мой выбор и мои какие-то иные начинания. Поэтому я тоже буду считаться с мнением дочки, и буду всецело ее поддерживать.

— В памяти есть какой-то матч, работой в котором ты особо довольна и гордишься?

— После любой игры у меня нет такого, чтобы я всем была довольна. Даже если были правильно приняты все решения и это подтвердил подробный разбор поединка, то всегда найдутся детали и нюансы, которые хочется улучшить и усовершенствовать.

— А особо памятная игра — это…

— Это два финальных матча. Лиги чемпионов 2014 года между шведским "Тюресе" и немецким "Вольфсбургом", а также чемпионата мира 2015 между сборными США и Японии.

— Став арбитром украинской Премьер-лиги, ты теперь намерена судить до упора — до "возрастного потолка"?

— Хочется чувствовать удовлетворение от своей работы и выполнять свои обязанности арбитра на высоком профессиональном уровне. Это главное для меня. А что до "возрастного потолка", то его сейчас уже нет.

— Но пока было лишь одно исключение, когда, несмотря на солидный возраст, продолжал судить одессит Виктор Швецов…

— Сейчас по такому же пути пошла и Наталья Рачинская. Скоро ей будет 46 лет, но она продолжает выполнять свои обязанности.

— Известно, что у тебя есть гражданская специальность, связанная с архитектурой. Получается, быть всю жизнь в футболе и спорте ты не намерена?

— Пока у меня все время уходит на футбол, и в планах нет желания его совмещать с чем-то другим. К тому же я учусь в институте физкультуры на кафедре футбола и хоккея. Это мое второе образование, и в будущем намереваюсь стать преподавателем и тренером футбола.

Добавим, что сегодня Екатерина Монзуль будет работать на матче 23-го тура премьер-лиги "Карпаты" - "Говерла".

Сейчас вы читаете новость «Для меня все игры важны и я их не разделяю - Екатерина Монзуль». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 4166
Голосование Поддерживаете ли то, что украинские спортсмены с оружием защищают нашу страну от вторжения РФ?
  • Да. Это - гражданская обязанность, а часть из них еще и представляет клубы ВСУ
  • Не совсем. Они должны прославлять Украину на спортивных аренах и призывать мир поддерживать нашу страну
  • Все методы хорошие. Главное - не быть псевдопатриотами, как Тимощук
Просмотреть