Так что же такое, это страшное для каждого спортсмена слово – допинг?
Допинг – это нарушение одного или нескольких антидопинговых правил. Не всегда допинг – это конкретный препарат. Допингом может быть и неявка спортсмена на пункт допинг-контроля. И если это несёт характер какого-то злостного умысла – может расцениваться как допинг. Второе – это владение препаратом. Его нельзя не только употреблять, но и в своей сумке возить. Это препараты, которые дают спортсмену явное преимущество перед соседом.
За счет чего спортсмен, приняв запрещенный препарат, показывает результаты, которые повышают его физические возможности?
Это зависит от вида препарата и от характеристики организма спортсмена. Смотря, что ему нужно усовершенствовать – реакцию, спокойствие, физическую силу или же умение сконцентрироваться. Для здоровых людей допинг не является запрещенным, потому что это лекарство. Спортсмены же, как правило, здоровые люди, для которых употребления допинга отрицательно сказывается на общем состоянии организма. Страдают печень и почки. Идеология допинг-контроля – изначально защитить спортсмена. Мировая практика знает случаи, когда спортсмены из-за передозировки допинга умирали прямо на соревнованиях.
А какие методы наиболее эффективные в борьбе с применением допинга?
Как по мне, первое – это пропаганда, второе – ужесточение наказаний. Борьба – это комплекс действий. Молодым спортсменам нужно объяснять, что это вредно для их здоровья. И через 25 лет употребление запрещенных препаратов обязательно вылезет боком. И еще вопрос – доживет ли он до этого возраста.
Карательные санкции применяются в зависимости от вида препарата? Или же для всех потребителей допинга - наказание одно и то же?
Нет, они разные. Есть еще и особые соединения, влияние которых на результат сомнительное и они широко распространены. При их применении, первая дисквалификация – до года, вторая – четыре года, а третья – пожизненная. Так сказать, допускается два фальстарта. Ну а применение жестких соединений, тех же стероидов – первое –два года дисквалификации, второе – пожизненная.
То есть, Людмила Блонская и Игорь Разоренов, которые "попались" на допинге на Олимпиаде в Пекине, получили то, что и должны были получить?
Есть факт - оба препарата запрещены и относятся к жестким соединениям, которые не могли случайно попасть в организм спортсмена. Согласно санкциям, дисквалификация индивидуального результата и любого результата, показанного спортсменом на протяжении Олимпиады. Даже если их поймали бы в день закрытия Олимпийских игр.
Иногда спортсмены начинают доказывать, что они не были осведомлены в применении допинга и все это дело рук докторов и тренеров.
Незнание правил не освобождает от ответственности. Это могут быть только догадки. Кроме того случая, когда спортсмен говорит – да, я полгода назад лечился и не знаю, что мне кололи. Но опять же - это не смягчает наказание. Хотя может в чем-то и оправдать спортсмена.
Спортсмен несет ответственность за все субстанции, которые попадают в его организм. Это не значит, что если спортсмен болен, то его нельзя лечить. Его можно лечить, в том числе и запрещенными препаратами. Но при этом он должен перед соревнованиями придти и поставить нас в известность.
Часто спортсмены, зная, чему они подвергаются, все равно употребляют допинг. Разве бывает, чтобы нарушение прошло незамеченным?
Можно, допустим, принять допинг, и подняться с 35-го места на 25-е и при этом надеяться, что тебе по жребию не придется проходить тестирование. Но если спортсмен рассчитывает на попадание в пятерку – допинг - пробы ему не избежать. Это самообман.
Почему наши спортсмены попадаются на допинге едва ли не на каждом большом соревновании. Те же китайцы – более полсотни золотых медалей на Олимпиаде и никаких проблем с допингом?
К примеру, в Интернете наши русские и белорусские коллеги настаивают на том, что такого не бывает. Как может спортсмен, который до этого ничем особенным не отличался, теперь вдруг бить мировые рекорды и превосходить на голову своих оппонентов. Что это может быть? Китайская медицина. Но если она не вредит здоровью и не является запрещенной, значит нужно и нам как-то ее осваивать. Но я думаю, ВАДА обратит на это внимание, и возможно в следующем году в список запрещенных препаратов добавиться еще пару новых соединений.
Бытует мнение, что спортсмены из больших спортивных держав, таких как США, Китай, Россия - как и все употребляют допинг. Но у них фармакология настолько развита, что они непосредственно перед большими стартами успевают все выводить за счет других соединений, и в то же время показывают высокие результаты.
Это называется использование маскирующих агентов и методов, которые тоже запрещены. Для этого существует несоревновательный контроль. ВАДА пишет свой план забора допинг-проб и перед соревнованиями офицеры приезжают и берут у спортсменов анализы. Есть интересный вариант этого избежать – спрятаться в подвал. Но опять же, если ты среди ведущих спортсменов, то твое местонахождение должно быть известно в федерации. А если тебя не удается найти, то к тебе повышенное внимание. Если через месяц тебя опять нет – это уже нарушение антидопингового правила.
Отечественная фармакология существенно уступает заокеанской и европейской?
По-моему, ни у кого нет проблемы купить американский или немецкий препарат. Нет в своей стране – поехал и купил. Это не наркотики.
В Пекине кроме высокого уровня организации, так же была довольно высоко поднята планка программы допинг-тестирований. Ваш центр почерпнул для себя какой-то опыт?
Китайцы сделали суперсовременную трехэтажную лабораторию. 100 человек персонала, круглосуточно идет работа и 300-350 проб в сутки. А мы при 320-ти июльских пробах работали по субботах и воскресеньях. А потенциал у нас тот же – персонал, специалисты. Но оборудование далеко не в том количестве.
То есть, ваша лаборатория не соответствует всем критериям ВАДА?
Абсолютно не соответствует. У нас нет помещения. У нас замдиректора, завлаб, менеджер по качеству – все в одной комнате. На лабораторию осталось 140-150 квадратных метров. Проблема будет рассматриваться в Министерстве и в НОК и я надеюсь, к Евро-2012 нам выделят помещение под лабораторию. Но ведь нужно еще несколько лет, чтобы будущая лаборатория прошла все аккредитации ВАДА. Так что строить нужно уже сегодня.
Если бы мы могли хоть близко приблизиться к стандартам того же Китая, удалось бы избежать скандалов с Блонской и Разореновым?
Однозначно нет. Если они дошли до Олимпиады, значит - были "чистыми" у нас. Если бы поймать их до Олимпиады – это было бы поучительно. Об этом бы никто не трубил на весь мир. Но однозначно бы уже никто никуда не поехал и, соответственно правилам, они бы получили пожизненную дисквалификацию.
Комментарии