Сейчас игра отделилась от взрослых и стала сферой преимущественно детей. Взрослые позволяют себе поиграть только когда занимаются профессиональным спортом. А спонтанная игра сосредоточилась на детской площадке. Взрослые погружены в дела и смартфоны. об этом рассуждает писательница и художница Юлия Стаховская анализируя книгу Йогана Хёйзинги "Homo Ludens, или Человек, который играет".
"Ее изучают все культурологи. В Могилянке это наша настольная книга была. Автор абсолютно легко, не занудно показывает, как важна игра во всей человеческой цивилизации.
Без игры мы не могли бы создать ничего. Война - игра, брак - игра, в основе серьезных вещей лежит игра. Играют и животные, но цивилизационно человек развил игру просто до невероятных масштабов, что не сделали ни другие высшие приматы, ни какие-то другие существа. Хотя играют все. Древние греки говорили, что миром движет эрос, а по Хейзинге, миром еще движет игра. Даже банальные вещи, которые мы видим каждый день, имеют в основе своей игру.
Игра - коллективная. А сейчас мы настолько атомировались все, отделились друг от друга, что оставили игру разве спорту, где она проговорена и обусловлена определенными правилами
В древности игра часто была связана с магическим действием. Игра в футбол была когда-то магическим действом, инициацией. Сейчас, когда мы сидим перед экранами телевизоров или на стадионах на матчах, эта игра нас объединяет в какомто экстазе. И этот экстаз - родственник того самого древнего, даже религиозного, экстаза. Хейзинга дает много крючков, за которые хочется хвататься и проследить, как это работает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мобильные во всех смыслах" - чем отличаются современные дети
Игра - коллективная. А сейчас мы настолько атомировались все, отделились друг от друга, что оставили игру разве спорту, где она проговорена и обусловлена определенными правилами. Мы не водим хороводы; нет уличных забав - все больше это рудименты. Люди усвоили обряд и воспроизводят его автоматически: ну, на Ивана Купала надо собраться у реки, посидеть, попить, может, веночек бросить. Но игра как спонтанное действо все больше отходит. А человек не может без игры, и тогда мы начинаем искать другие каналы - интернет, игровые автоматы. Исчезает коллективность ", - отмечает Юлия Стаховская.
Комментарии