Поступление в школу ребенка 6-7 лет вовсе не уменьшает его потребности в играх. Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает совсем. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами — интеллектуальные и подвижные, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и способности: речь, логическое мышление и внутренний план действия.
Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, это должна быть:
* игра по правилам или с правилами;
* коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
* в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
* в игре должна ставиться цель — выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.
Партнерские игры
Задача прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнера по игре ставится ребенком уже в 6-7 лет. Формируется это умение в игровой деятельности, в партнерских играх. Это все разновидности игр с правилами: настольные, настольно-печатные и подвижные игры (например, домино, лото, игры-бродилки, шашки, шахматы, конструирование, догонялки и т.п.).
Начать можно с игры "Палочки", которая основана на народной игре в бирюльки, где мелкие деревянные предметы (самоварчик, кружечка, бублик, тарелочка и др.) достаются крючком из общей кучи без нарушения их исходного положения. Игра "Палочки" состоит из нечетного количества тонких 10-сантиметровых палочек. Они беспорядочно высыпаются на поверхность стола. Правила игры те же: достать из кучки палочку для себя так, чтобы не нарушить исходное взаиморасположение. Брать палочку из кучи руками нельзя. Вытащить ее можно с помощью другой палочки подтаскиванием или подбрасыванием так, чтобы не задеть остальные. Для решения игровой задачи ребенок должен учитывать положение намеченной палочки относительно соседних и ее опору на них.
Игрок, который не сумел вытащить намеченную палочку, не сдвинув с места остальные, пропускает ход и не добавляет палочку к уже набранным. Выигрывает тот, кто наберет большее количество предметов. Игра развивает умение каждый раз строить свои игровые действия исходя из новых условий задачи. А по логике игры условия постоянно меняются, и эти изменения зависят от игровых действий партнера.
После того как ребенок освоил эту игру, ему можно предложить другие, требующие разработки более сложной стратегии.
Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, развивается в таких играх, как "Крестики-нолики", "Морской бой", "Шашки", "Шахматы" и др.
Игры на речевом материале
Играть со словом, как с предметом, — очень важная способность, которая формируется у детей к 6-7 годам. Примеры игр-заданий со словами для младших школьников:
* Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово "ЗЕБРА". Слова к нему — зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.
* Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: "Выброси из слова "коса" первый звук" (оса), из слова "столб" и последний звук (стол)".
* Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).
* Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок — лесок.
* Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими "спрятанное" слово.
Существует и много игр со словами. Эти игры предполагают необходимость разработки стратегии выигрыша, то есть прогнозирования и планирования своих действий при учете и оценке действий партнеров.
Игра "Колесница слов". Играть могут двое и более игроков. Для разрешения спорных моментов желательно иметь под рукой орфографический словарь. Первый играющий называет слово из 4 букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос "Что?"). Второй называет четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту "эстафету" продолжает следующий играющий и так далее. Можно брать слова из какой-то определенной сферы, например называть только географические. В этом варианте игра получила широкое распространение под названием "Города".
Общеизвестная по телепередаче викторина "Поле чудес". Ведущий загадывает слово, обозначая пустым окошком составляющие его буквы. Играющие поочередно, передавая друг другу ходы, называют буквы. Если буква угадана (есть в этом слове), она вставляется в соответствующее окошко, и тот же игрок может назвать еще одну букву. Побеждает и становится ведущим тот, кто угадал слово.
"Наборщик". Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например "остановка". За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова ("станок", "скат", "танк" и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.
"Каркас". Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие "натягивают на каркас" гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных ("ткань", "кант", "канат"...). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.
Игра в акронимы развивает фантазию, умение "работать со словами", расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима. Играют несколько детей, желательно вместе с взрослыми. Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, МТП может означать "мягкая теплая подушка". Для простоты можно ввести такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в этой комнате. Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано, водящий должен об этом сообщить. Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.
"Угадай фразу". Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.
Эта игра учит пониманию контекста, в котором произносятся те или иные слова. Ведь в реальных диалогах произносится лишь часть слов. Если научиться угадывать "недосказанное", то вы лучше будете понимать окружающих людей и их поступки.
по материалам 7ya.ru, veslo.org
Комментарии