воскресенье, 19 января 2025 14:32

"Скифское золото" в Киеве: какие тайны и мифы скрывает легендарное сокровище - фото
31

В Национальном музее истории Украины работает выставка "Сокровища Крыма. Возвращение". Там представлено "скифское золото" - коллекция древних артефактов, за которую Украина более 10 лет судилась с РФ.

565 экспонатов из четырех музеев Крыма и одного заведения Киева передали на выставку в Амстердам перед оккупацией Крыма. Когда Россия захватила полуостров - потребовала вернуть драгоценности. Украина обратилась в Нидерланды с призывом передать коллекцию в Киев.

В 2021 Апелляционный суд Нидерландов постановил, что культурное наследие принадлежит именно народу Украины, а не музеям на временно оккупированных территориях. Позже "скифское золото" передали Киеву.

Сокровища будут находиться в Киеве, пока Крым не освободят. Тогда перевезут на полуостров.

Корреспондентки Gazeta.ua побывали на выставке и расспросили о самых ценных экспонатах коллекции. Также узнали истории поиска этих драгоценностей.

УКРАДЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

Музей находится на территории заповедника Киево-Печерская Лавра. Билет на выставку стоит 150 грн, льготный для детей, студентов и пенсионеров - 80 грн. Дополнительно можно доплатить за услуги экскурсовода - 250 грн за группу до четырех человек. Если посетителей больше, дополнительно необходимо оплатить по 50 грн за человека.

Посетителей приходит немало в выходные дни. Могло быть еще больше, но о выставке мало кто знает, говорят музейщики.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Карта раскопок в Крыму
Карта раскопок в Крыму

- У музея нет сейчас мощной рекламы, - жалуются работники. - В начале, когда выставку широко рекламировали на телевидении, а в метро висели баннеры - поток посетителей был значительно больше.

Перед входом встречает Оксана Лифантий - ведущая научная сотрудница музея и куратор выставки. Заводит в первый зал. На черных стенах с обеих сторон разместили подробную инфографику об истории перемещения экспонатов, ключевых датах судебных дел и истории поисков исторического наследия. Справа - большая карта раскопок.

- Если бы у нас было больше времени, то возможно мы как-то более причудливо закрепили бы предметы. Министерство культуры помогло нам найти спонсора. От печати баннеров, этикеток и всего прочего - это деньги меценатов, - признается Оксана Лифантий и подходит к карте. - Часто эту коллекцию называют "скифское золото". Но золота из скифских курганов здесь нет. Представленное золото происходит из склепов поздних скифов.

Золотое украшение из склепа поздних скифов
Фото: Лилия МЫЦКО
Эти артефакты были найдены во время научных раскопок и имеют важный исторический контекст
Оксана Лифантий - ведущая научная сотрудница музея и куратор выставки
Возвращение коллекции является символом победы справедливости и доказательством неразрывной связи Крыма с Украиной
Мраморный алтарь в честь богини Немезиды

Предметы из коллекции были найдены на территории современной Украины во время археологических раскопок курганов, принадлежавших скифской цивилизации, в частности, в Крыму. Эти артефакты датируются VII-III ст. до нашей эры.

- Вот здесь на карте отдельно оранжевым отмечены пункты, где оккупационные власти продолжают раскопки и сейчас. Мы не можем это проконтролировать. Украина не знает, куда эти вещи уходят.

Украина не знает, куда эти вещи уходят

Центром экспозиции первого зала являются каменные акротерии - архитектурные детали зданий или погребальных стел. А также один рельеф, сделанный из мрамора. Его нашли на территории Таманского полуострова (современная Россия. - Gazeta.ua) в конце XIX века и датируют временами Боспорского царства, когда столицей там был Пантикапей (современная Керчь. - Gazeta.ua).

- Артефакт украшен тамгой, которая символизировала власть правителя Тиберия Юлия Евпатора. Такие символы были редкими и использовались только несколькими правителями, - рассказывает Оксана. - Две акротерии сделаны из песчаника - мягкая порода камня, из которой изготовлена ​​большая часть каменной скульптуры. По всей вероятности, изделия были созданы местными мастерами. Это - надгробные стелы.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Оксана Лифантий - ведущая научная сотрудница музея и куратор выставки
Оксана Лифантий - ведущая научная сотрудница музея и куратор выставки

В левом углу зала у двери выставили серый ящик с дорожными отметками. В нем и доставили акротерий.

- Таких ящиков было очень много, они занимали целый зал. Мы решили оставить один из экспонатов, как часть истории, - объясняет куратор выставки.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АРТЕФАКТОВ

Комнаты в этой части музея - без окон. Шаги отбиваются эхом от высоких потолков. В следующем зале - самом маленьком из всех - прохладно. На полу стоит увлажнитель воздуха. Здесь представлены деревянные изделия, требующие соответствующего хранения и особых температурных условий. Витрины ярко подсвечиваются, драгоценные вещи сверкают.

Особое место среди экспонатов занимают деревянные лакированные шкатулки, изготовленные в Китае: две трехсложные и одна двухсложная. Их обнаружили в западном Крыму. Предметы так хорошо сохранились, что можно рассмотреть узоры.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Лакированные шкатулки
Лакированные шкатулки

- Это уникальная находка, потому что до раскопок в 1990-х годах считалось, что такие лакированные изделия не доходили дальше Центральной Азии. Потом оказалось, что они были в Крыму, - с восторгом рассказывает Лифантий.

Шкатулки изготовлены из дерева и покрыты тонким слоем лака, что защищает поверхность и придает ей блеск. Их использовали для хранения драгоценностей, украшений или других ценностей, принадлежавших представителям скифской элиты.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Акротерии и мраморный рельеф
Акротерии и мраморный рельеф

- Их нашли в 1996-1999-х годах, а смогли отреставрировать только к 2010-му. Сначала думали делать зарубежную выставку в Японии, но Фукусима (в 2011-м в этом городе произошла авария на АЭС. - Gazeta.ua) этому помешала и выставку перенесли в Германию, - вспоминает ученая начало зарубежного турне "скифского золота". - И соответственно подтянули яркие вещи из этого же могильника. Именно эти шкатулки поспособствовали тому, что экспонаты уехали за границу и не попали в оккупацию (речь о том, что именно шкатулки заинтересовали исследователей истории за рубежом. И благодаря им там были организованы выставки. - Gazeta.ua).

В 2014 году коллекцию скифских сокровищ из крымских и киевских музеев передали в музей Алларда Пирсона в Амстердаме. После аннексии Крыма Россия заявила о правах на артефакты. Украина настаивала, что эти ценности являются частью государственного фонда и не могут быть переданы вместе с территорией.

Из-за апелляции России процесс затянулся

- Пропагандистская российская машина на Западе работает очень активно. Незаконные раскопки, проводимые в оккупированном Крыму, направлены на то, чтобы в науке закрепить представление о Крыме как части России, - говорит куратор выставки.

Артефакты стали объектом длительного судебного разбирательства. Украина, заручившись поддержкой юристов, историков и музейных работников, обосновывала в нидерландских судах, что скифское золото принадлежит государству, а не оккупированной территории. В 2016 году суд постановил вернуть коллекцию Украине, но из-за апелляции России процесс затянулся. Только в 2021 году Апелляционный суд Амстердама окончательно признал права Украины на артефакты.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Золотые украшения с гранатом - V век до н.э.
Золотые украшения с гранатом - V век до н.э.

- Это была бесспорно моральная победа и революционное событие по сохранению наследства, - говорит Лифантий. - Это решение считается первым такого рода в международной судебной практике, поскольку принято во время активной фазы войны.

СВЯЗИ И МНОГОГРАННОСТЬ КРЫМА

Выставка демонстрирует историческую многогранность Крыма, уверяет ученая. В каждую эпоху полуостров населяли разные народы. Она также отражает тесные связи Крыма с материковыми странами и развенчивает ложное представление о том, что остров "принадлежит" какой-то одной нации.

- Крым никогда не был территорией одного постоянного этноса - его степи и побережья служили убежищем для многочисленных культур. Например, доминирование скифов началось с материковой Украины, но со временем их сообщества переместились в Крым, где нашли новый дом. Это историческое взаимодействие степного Крыма и степной Украины создало глубокие связи между регионами, которые прослеживаются до сих пор.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Эти артефакты были найдены во время научных раскопок и имеют важный исторический контекст
Эти артефакты были найдены во время научных раскопок и имеют важный исторический контекст

Артефакты из Крыма, в том числе те, что найдены в прибрежной зоне и курганах, - свидетельство этих связей, говорит Лифантий.

- Если копать, кто был первым, найдешь другой народ. И что тогда греки должны захватывать Украину, или скифы? Это указывает на абсурдность исторических попыток передела уже имеющегося разделения земли.

Ландшафт с курганами, античными руинами и степями повлиял на формирование украинского этноса и культуры, добавляет женщина.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Изделия из коллекции демонстрируют культурное и технологическое развитие народов, проживавших в Крыму и Причерноморье тысячелетий
Изделия из коллекции демонстрируют культурное и технологическое развитие народов, проживавших в Крыму и Причерноморье тысячелетий

- Есть много этнографических и археологических экспедиций, в которых принимали участие известные писатели и вдохновлялись античным наследием. Даже Шевченко участвовал в раскопках скифских курганов. Эти артефакты - не просто достопримечательности истории. Они являются частью ландшафта, который формировал украинскую идентичность.

ЗОЛОТЫЕ ВЕНКИ И ЖЕНСКАЯ МОГИЛА

За крепким стеклом витрин в третьем зале висят золотые украшения, погребальные венки из тонких золотых лепестков и амулеты. Сохранены фрагменты оружия и фурнитура поясов поздних скифов. Также в одном из могильников обнаружили останки шелковой рубашки, изготовленной в Китае.

В комнате прохладно. На полу стоят амфоры. В витринах - старинная посуда для вина, в частности патера.

- С помощью такой посуды, вероятно, делали возлияние богам. Чем наряднее и с изображением богов - тем вероятнее, что это была ритуальная посуда, - рассказывает Оксана.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Украшения и предметы, которые использовали скифы для погребения
Украшения и предметы, которые использовали скифы для погребения

Большинство могил были ограблены и сохранилось мало золотых изделий, признается ученая.

- В этой витрине - артефакты из парного женского захоронения. Умершие, вероятно, оказали значительное влияние в своем обществе. Примечательно, что их могила была ограблена, как и многие другие захоронения в этом регионе. Однако остатки артефактов свидетельствуют об сноровке мастеров и погребальных традициях. Грабители точно знали, где искать ценности. И забрали все, что считали самым дорогим.

Погребальные украшения изготавливались из тонкого материала

Среди вещей - окисленный ключ, который использовался для открывания шкатулки. Это свидетельствует о наличии в погребении предметов, важных для владелиц.

- Интересно, что большинство найденных артефактов, таких как золотые накладки на глаза и рот, погребальные венки - изготовлялись исключительно для захоронения и не использовались при жизни. Их фольга настолько тонкая, что она сильно повреждена из-за времени и веса грунта. Это подтверждает, что эти вещи имели преимущественно символическое значение, хотя и производились из настоящего золота, - рассказывает куратор. - По сравнению с вещами для повседневного использования, которые были крепкими и добротными, погребальные украшения изготовлялись из тонкого материала и не предназначались для длительного использования.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Захоронительные венки и накладки
Захоронительные венки и накладки

На ткани висят две золотые ажурные пластинки с растительным орнаментом. Накладки для глаз и рта, а также венки - несколько повреждены и мяты.

Среди уникальных экспонатов выставки - частицы топора бронзы, датируемые ІІІ тысячелетием до нашей эры. В выставке представлены также предметы различных материалов: дерево, серебро, бронза, керамика. Украшения из гальки и ракушек.

В скифских драгоценностях использовали драгоценные камни: аметисты, гранаты, серделиты. Встречаются также редкие предметы из слоновой кости.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Коллекция свидетельствует о культурном взаимовлиянии греков, скифов, сарматов и других народов, населявших Крым и его окрестности
Коллекция свидетельствует о культурном взаимовлиянии греков, скифов, сарматов и других народов, населявших Крым и его окрестности

Оксана обращает внимание на амулет из мужской могилы.

- В этом амулете в качестве вставки использовали кусочек ракушки, который вмонтировали в золотую оправу. То есть здесь очень много разнообразных комбинаций.

Оксана проводит в последний зал, который до выставки был полностью заставлен ящиками. Здесь самая низкая температура и немного тусклый свет. Многие вещи из одного захоронения частично поехали на выставку, а частично остались в Крыму, добавляет куратор.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Благодаря детальной работе ученых выставка стала доступна для широкой публики даже в сложных условиях войны
Благодаря детальной работе ученых выставка стала доступна для широкой публики даже в сложных условиях войны

- Часто спрашивают: "Это же все из Крыма спасли?". Нет, не все, - рассматривает остатки лука Оксана и с грустью в глазах улыбается. - Очень много комплектов разорванных есть. Даже на примере полудивы-полурастения в центре предыдущего зала. Часть ее каменных ростков осталась в Керченском музее. То есть даже кусок одной скульптуры разорван между Украиной и оккупированной территорией.

Сейчас в столице - малая часть того, что хранилось в Крыму до оккупации.

РИМСКАЯ ПОСУДА

Среди экспонатов - украшения, пекторали и предметы оружия. Греческие колонисты, основавшие города-государства, оставили после себя керамические изделия, амфоры и архитектурные детали.

Есть украшения для лошадиных доспехов, изготовленные в различных формах, часто с изображениями голов животных, таких как бараны, хищные кошки или волки. Подобные украшения были популярны среди варварских народов, особенно сарматов и аланов.

Автор: Лилия МЫЦКО
  История каждого экспоната связана с важными событиями и процессами, которые формировали регион как культурный и торговый центр
История каждого экспоната связана с важными событиями и процессами, которые формировали регион как культурный и торговый центр

- Влияние этих культур было настолько сильным, что даже боспорские правители адаптировали их традиции. Примечательно, что в аланских захоронениях IV века нашей эры преобладают серебряные изделия, а золото встречается реже, - Оксана переходит к витрине рядом. - Среди находок есть и посуда римской и провинциально-римской работы. В частности, расписная греческая и римская посуда, датированная V веком до нашей эры, является древнейшими экспонатами этой коллекции, которым более 2,5 тыс. лет. Другая посуда из этой витрины относится к IV веку.

За стеклом стоят мраморные рельефы и декреты, служившие чествованием выдающихся граждан античных городов. Один из них посвящен торговцу из Синопы, прославившемуся своей деятельностью в Херсонесе, обогатив полис. Его достижения увековечили в проксимическом декрете - почетной надписи для иностранца. Рельефы, созданные в честь таких людей, обычно размещали в центре города, чтобы во время праздников община могла видеть и чествовать их.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Декрет в честь историка с изображением золотого венка, установленного в центре города
Декрет в честь историка с изображением золотого венка, установленного в центре города

- Есть декрет, посвященный историку, который родился и работал в Херсонесе. Хотя его произведения не сохранились, о его заслугах свидетельствуют обломки мраморных плит, найденные среди развалин. Считается, что его также наградили золотым венком, поскольку его изобразили на декрете, - рассказывает Оксана Лифантий.

Отдельный интерес вызывает предмет, предположительно изготовленный из слоновой кости, датированный IV веком н.э. На нем изображена богиня с ребенком на руках, что может напоминать иконографический прообраз, хотя он значительно отличается от христианских традиций.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Надгробия из песчаника
Надгробия из песчаника

В витрине также представлен архитектурный декор из Херсонеса: карнизы, черепица, сливы в виде львов и простые надгробия. Надгробные плиты поначалу считались остатками захоронений местного таврского населения, но их количество указывает на то, что это были маркеры для небогатых граждан Херсонеса.

Ученая проводит до двух надгробий - мужчины и юноши-гимназиста. В то время девушки получали образование на дому, ведь для них не существовало специальных учебных заведений. А вот ребята посещали гимназию. Согласно надписи, этот юноша - Ермадор, сын Алкима - не успел стать полноправным членом общества, ведь умер, находясь еще в статусе ученика.

Надгробия закладывали внутрь стены

- Интересно, что цветные росписи на надгробиях сохранились благодаря их переиспользованию. Сначала эти плиты устанавливали над могилами, но во времена затруднений их использовали для строительства оборонительной стены, - объясняет Лифантий, показывая на цветные росписи стел. - Надгробия вместе с деталями храмов и другими остатками зданий закладывали внутрь стены, чтобы укрепить ее.

Археологи, исследовавшие эту стену в 1960-х годах, обнаружили, что она состояла из различных материалов. Вероятно, эти укрепления строили для защиты от поздних скифов.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Коллекция свидетельствует о богатом культурном обмене между Крымом и античным миром
Коллекция свидетельствует о богатом культурном обмене между Крымом и античным миром

Заканчивается выставка обломками посуды с надписями, известными как остраконы. В Херсонесе, который дольше всего в Крыму сохранял демократическое устройство, такие черепки использовали для голосования, в частности, во время остракизма - изгнание нежелательных граждан. Также они служили для записей чисел, магических знаков, проклятий, а еще для передачи сообщений между людьми или богам.

"ЧЕРНЫЕ" АРХЕОЛОГИ

Между залами неторопливо ходит женщина в длинной юбке, свитере и жилете с подкладкой из овчины. На шее висят очки. В Национальном музее Галина Клименок работает смотрительницей более 10 лет. Ее задача - следить за посетителями и поддерживать в залах оптимальные условия для хранения экспонатов.

- Сейчас здесь влажность 53,1, а когда она доходит до 55, то мы включаем генераторы, - рассказывает Галина Васильевна. - Они работают как осушители. В залах с лакированными шкатулками и литографиями работают увлажнители, чтобы они не пересыхали. Мы постоянно следим за этими параметрами.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Галина Клименко следит за соблюдением условий в залах
Галина Клименко следит за соблюдением условий в залах

С открытием новой выставки все работники вернулись в музей, что стало настоящим праздником, признается женщина.

- Знаете, очень положительно отреагировали на возвращение этих сокровищ в Украину. Мы же не работали в начале Великой войны, потому что все экспонаты эвакуировали, а многие остались без работы, - говорит она. - Когда начали открывать временные выставки, пригласили работать тех, кто больше нуждался в работе. А с открытием этой большой выставки смогли вернуть всех. Это была двойная радость - и для нас, и для музея.

Среди ее любимых экспонатов - знаменитая скифская пектораль, чехол на окна с греческими сюжетами, а также изделия из песчаника, которых в музее раньше почти не было.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Каждый зал выставки имеет свою концепцию, раскрывающую разные аспекты истории региона
Каждый зал выставки имеет свою концепцию, раскрывающую разные аспекты истории региона

- Мы очень больно реагируем на то, что Россия массово вывозит наше культурное наследие. Они проводят раскопки некрополей без соблюдения каких-либо научных требований, как черные археологи, - добавляет она взволнованно. - Затем застраивают территории и пытаются представить все так, будто это русская земля. Это просто невыносимо для нас, потому что это наша работа, наша история, за которую мы боролись столько лет.

Ученые подробно подготовили стенды с информацией, позволяющие узнать всю историю даже без экскурсионного сопровождения. Выставку хвалят как украинцы, так и иностранные посетители.

Автор: Дарья ЯКОВЕНКО
  Галина Васильевна более 10 лет работает в музее
Галина Васильевна более 10 лет работает в музее

- Иностранцы часто в шоке, когда видят такое разнообразие экспонатов. Им очень нравится. Ранее к нам приезжали группы из Латинской Америки, Индии, Китая, Японии, - говорит напоследок Галина Васильевна и уходит в соседний зал проверить температуру.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И ТОРГОВЛЯ

- Большинство предметов на этой выставке имеют свой контекст. Они не найдены случайно металлоискателями или людьми, которые могли не сообщить место находки, а обнаружены преимущественно образованными людьми, - Оксана Лифантий проводит к витрине, в центре которой небольшой черепок. На нем едва видна надпись.

На куске стенки амфоры тонко наскребно: "Здравствуйте, открой мешок и возьми из мешка деньги". Амфора датируется IV веком до нашей эры.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Мраморный алтарь в честь богини Немезиды
Мраморный алтарь в честь богини Немезиды

- Этот текст, а особенно слово "мешок", означающий большую сумму денег, свидетельствует о значительной торговой операции. Если бы кто-то увидел это под ногами, не обратил бы внимания, - пожимает плечами ученая. - Но этот кусочек амфоры дает невероятно много информации о жизни того времени.

Куратор выставки показывает маленький мраморный алтарик. Его нашли при раскопках Херсонесского театра. В Причерноморье театры должны быть в каждом полисе, но остались только в Херсонесе. Это единственный театр, от которого остались столь значимые следы. Остальные были разобраны или разрушены.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Возвращение коллекции является символом победы справедливости и доказательством неразрывной связи Крыма с Украиной
Возвращение коллекции является символом победы справедливости и доказательством неразрывной связи Крыма с Украиной

- Этот алтарь свидетельствует, что театр ремонтировали во времена римских легионов. Сам алтарь был сооружен на средства римского легионера, о чем есть надпись: он приложился к ремонту театра и соорудил алтарь в дар богини Немезиди. Алтарь привезен с других территорий, и на нем приносили жертвы богини, - рассказывает она. - Это могли быть животные, растения, вино или масло - все, что люди выращивали или добывали. Люди пытались заручиться благосклонностью богов и верили, что это принесет им благополучие - дожди, хороший урожай или спокойное море.

Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00, а касса закрывается в 17:00. Купить билеты можно также онлайн. В залах спокойствие нарушает только тихий голос экскурсовода и вздыхающие шаги посетителей, очарованных красотой крымских сокровищ.

Сейчас вы читаете новость «"Скифское золото" в Киеве: какие тайны и мифы скрывает легендарное сокровище - фото». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть