В Черкасской области под Чигирином люди живут в уникальном экопоселении "Чаривне". Его более 12 лет назад основал уроженец Кривого Рога Сергей Колесник на территории села Чмыривка.
Мужчина искал уникальные природные ландшафты, чтобы уехать подальше от городской суеты. Начал восстанавливать заброшенное село и постепенно возвращает его к жизни. Местные жители придерживаются концепции сохранения природы, выращивают овощи, разводят домашний скот и занимаются пчеловодством.
Корреспондентка Gazeta.ua побывала в экопоселении и узнала, как там живут люди.
ЧМЫРЕВА ГОРА
Под колесами машины трещит сухой гравий, камни стучат по кузову. Узкая дорога пролегает между полями и холмистыми лужайками, покрытыми пожелтевшей травой. За селом Чмыривка около 5 мин. езды не видно ни одного дома. И вот за склоном вырастают старые украинские домики, огороды с ботвой кукурузы и картофеля, фиолетовые и розовые астры, посаженные рядом.
Из деревянного дома выходит статный мужчина. Энергично идет навстречу, в руке держит мобильный. Это - основатель экопоселения Сергей Колесник, который 10 лет назад решил покинуть родной Кривой Рог.
- В городе надоело, воздуха нет нормального. С питанием тоже проблемы, потому что хорошие продукты не найдешь. Решили, что нужно искать экологическую, продовольственную и физическую безопасность для семьи, потому что у нас здесь не случается никаких правонарушений, - рассказывает Сергей возле своей зеленой усадьбы. - Как оказалось, в Украине не так много мест, где можно жить спокойно, потому что там шахты, там заводы, там Чернобыль.
С группой единомышленников и экологов Колесник собрались и поехали искать экологически чистые места. Около одного из монастырей, где казацкий стан, остановились пообедать. Тогда же подъехал казак на коне с саблей.
- Сказали, что ищем. Он посоветовал: "Знаю хорошее место - три "Ч" - Черкасская область, Чигиринский район, село Чмыривка", - вспоминает Сергей. - Когда впервые приехали сюда, все так хмелем поросло, что не видно было зданий. Сорняк на этом месте в два с половиной метра стоял. Выехали сюда на пикник, рассмотрели, что место хорошее. Поселившиеся здесь благодаря местному голове Ивану Яковлевичу Кедре, я называю его "чиновник от Бога". Приехали в половине девятого вечера в Новоселицу, и он с нами сюда приехал.
Председатель рад помочь при условии, что заброшенный населенный пункт действительно начнут развивать. В советские времена Чмыривка была обычным украинским селом, которое впоследствии пришло в упадок, потому что люди уезжали в города.
Сергей Колесник приехал сюда в 2010 году, построил дом, баню, обустроил необходимые коммуникации. Со временем о поселении стало узнавать все больше людей, а уже сейчас здесь проживает более 70 человек, из них 27 - дети. В школу ездят в соседнее село, из "Чаривного" их забирает автобус.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самый старый завод Европы. Как в Украине добывают "белое золото"
- Здесь преимущественно молодые семьи, а сейчас еще и переселенцы обустраиваются. У села есть перспектива на будущее, хотя другие приходят в упадок, - говорит мужчина. - Местный историк исследовал село и узнал, что упоминания о нем датированы 1204 годом. Название происходит от слова "чмырь" - знахарь отшельник. Здесь была Чмырева гора, где он и жил, по поверью. К нему приезжали казаки, даже Богдан Хмельницкий. Там на горе была Гайдамацкая Сечь - валы, церковь стояла. Места здесь энергетически очень сильные.
Купили старые дома тогда по 2-5 тыс. грн. и подготовили нужную документацию. Затем новые жители покупали их по себестоимости без излишней суеты с бумагами.
- Сюда приехали разные люди, для которых важно взаимодействие с природой. Жители занимаются органическим огородничеством, не добавляют химикаты и удобрения - только органика. Заботимся об экологии, - рассказывает Сергей. - В домах есть электричество, вода, канализация. Газа нет, но отапливаем котлами на дровах. Мусор сортируем - стекло, пластик, железо вывозим. Все органичное идет на огороды, а бумагу сжигаем в печи.
СИЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ
Всего в экопоселении живут 20 семей, также осталось около 10 местных. О "Чаривном" узнают из соцсетей или на тематических фестивалях. Таких поселений в Украине много, говорит Колесник.
- Когда приехал сюда, то был поражен дружелюбием местных. На огороде когда-то не успевал картошку копать, потому что должен был ездить с документами в город. Приезжаю, а в огороде делегация. Думаю: "В городах ночью воруют, а тут уже днем". А люди просто решили помочь. Стыдно, что так мог об этих людях подумать.
Жители поселения имеют работу в городах или удаленно. Много здесь мастеров-строителей и ремонтников.
- Так как здесь экологическая местность, потому что нет рядом дорог или полей. Поэтому на местах каждый начинает свое производство. Орехи собирают, перерабатывают, фрукты, овощи, кто-то завел скот - козы, коровы. Научились и делают такие сыры, я в Кривом Роге покупал дорогие, но не лучшие по вкусу, - уверяет Сергей. - Когда из города уезжаешь, потребности для жизни значительно уменьшаются. Из того гардероба, который нужен был в городе, хватает пятой части.
Потребности в жизни значительно уменьшаются
В Кривом Роге у мужчины есть собственный бизнес. В поселении живет с женой, имеет троих детей, родившихся здесь. Принимал роды дома, но в случае необходимости скорая бы доехала быстро. Для беременных главное спокойствие, а здесь его можно ощутить, говорит.
- В свое время болел, ставили кучу диагнозов. Пока не стал заниматься собой самостоятельно, прописывали горсть таблеток, от которых нельзя было отказаться. А я взял, да и отказался. Начал изучать народные методы, практики всевозможные. Наш организм настолько силен, что ему не нужна фармация в том количестве, которое есть в городах. Сейчас к врачам обращаемся, но очень редко.
В поселении работает пилорама. Изготавливаемые на ней материалы используют для развития села. Сейчас все вместе жильцы строят здание для общего пространства.
ПОЙМАЛА БАРСУКА
Большинство домов разбросаны холмами и обустроены в укромных уголках без заборов. К ним ведут тропы и узкие песчаные дороги, заросшие сухой травой и кустарниками. Вокруг развеваются сухоцветы и крылышки разноцветных бабочек. Их здесь можно увидеть на разный вкус, рассказывает жительница экопоселения Татьяна Несмашная.
К дому женщины подойти не решились, потому что территорию охраняет большая собака. Услышав громкий лай Татьяна спускается по склону, чтобы встретить гостей. Одетая в широкие джинсы и футболку, на пояс повязала голубой бомбер.
- Переехала из другого поселения из-за своих обстоятельств. Нас сюда Сергей пригласил, - говорит Несмашная.
Татьяна родом из Харькова. Решила покинуть город, когда училась в университете, признается.
- Тут мне сестра подсунула книжечку Анастасии. Я была в разгаре занятий, но прочла, сколько там в то время было их. Мы погрузились в эту тему, ничего не хотелось из города - ни денег, ни работы. Мечтали жить среди природы. Так получилось, что потом переехали в Полтаву. Там поняли, что маленький городок - это все равно не то. Потом познакомилась со своим мужем, он купил на территории бывшего нашего поселения несколько домиков. 10 лет назад мы поженились и переехали туда. Там родилась дочь, были домашние роды, потом появился сын.
В "Чаривне" семья переехала семь лет назад. Долго привыкали, но сейчас здесь их дом. Дети пошли в школу в соседнем селе.
- Сейчас здесь классно, все развивается. В школу 14 детей ездят - много, как для села, что было "умирающим", - говорит Татьяна и гладит рукой щенка, который трется о ее ноги. - Нравится, потому что это то, что искали. Когда приезжаем в город, там беготня, нервы. В поселении спокойно, тихо. Мы к этому и стремились, чтобы дети росли здоровые, дышали свежим воздухом. Сорвал что-то с дерева и съел. Побежал, куда захотел, потому что здесь безопасно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Горы мусора, доллар по 43 грн и запрет на алкоголь – как хасиды праздновали Рош ха-Шана в Умани
Семья имеет металлургический бизнес. Татьяна занимается бухгалтерией, а дела ведет из дома. Ее муж родом из Запорожья, а сейчас отстраивают дом, который купили в поселении.
- Мы ничего не выращиваем, потому что это тяжелый труд. У нас своя фирма, детки, - рассказывает Несмашная. - Было три козы, а сейчас одна. Держим для молочка, чтобы малыши пили. Щенки есть и очень много кошек. Деньги надо на все и чтобы здесь строить. Материалы дорого сейчас стоят. Здесь проводим со всеми пикники, собрания, разные праздники. Сами шьем костюмы, организовываем кружки.
Муж почти каждый день уезжает в город по делам. В поселение раз в неделю приезжает магазин-автолавка, а также сюда привозят почту. Ближайшая больница в Чигирине.
У каждой семьи есть автомобиль, когда надо - выезжаем в город
- Когда очень высокая температура, то приходится вызывать скорую. Как-то и малая ковидом болела, так не справлялись мы. Есть семейный врач в Чигирине, поэтому звоним по необходимости, если нужно едем. У каждой семьи есть автомобиль, когда надо - выезжаем в город. Мы не страдаем здесь, ездим покупать одежду, товары для школы, на рынок. У нас жизнь не остановилась только на природе. Посещаем развлекательные заведения, но большую часть времени здесь, потому что в городе просто невозможно. Почувствовала это еще в Харькове, когда видела, как дети бегают по дорогам и думала, что мои так не будут.
После начала полномасштабного вторжения семья поняла, что здесь одно из самых безопасных мест. Иногда над поселением пролетают ракеты, слышен сигнал воздушной тревоги, но спокойнее, говорит Татьяна.
- Удобства все в доме, отапливаем дровами, - продолжает женщина. - Мы живем под лесом, поэтому даже я могу принести дровеняку и распилить ее. Это не проблема, потому что там очень много веток сухих, отпадающих с деревьев. У меня Василиса (дочь Татьяны. - Gazeta.ua) со мной ходит, но когда метель или снег, то муж уже собирает. Здесь каждый живет на свой бюджет. У нас мальчик инвалид, то нужны разные коляски, памперсы. Некоторые семьи выезжают раз в месяц-два что-нибудь купить, а мы еженедельно и постоянно что-то надо. Кто-то по максимуму все выращивает, закрывают консервацию, имеют пасеку. Кур почти все держат, а вот возле нас лес, так лисицы все переворачивают и съедают.
В поселения часто наведываются дикие животные. Бегают косули, видели даже семейство оленей с детенышами.
- Собака лет пять назад поймала барсука, - вспоминает женщина. - Зайцы постоянно, фазаны - вся живность здесь. Мы живем в раю.
ПРИЮТИЛИ 600 ЛЮДЕЙ
Чуть выше слева виднеется старый дом с побеленными фасадами. На окнах открыты деревянные ставни зеленого цвета, а сзади вверх поднимается лиственный лес. На запах чужаков срывается серая овчарка, заскакивает на будку возле дома и начинает лаять.
- Он добрый, не укусит, - успокаивает хозяин, только что вышедший из дома. Ходит в футболке и спортивных штанах.
Александр Бова переехал в поселение накануне полномасштабного вторжения. До этого проживал в городке Горняк Донецкой области.
- Приехал сначала к Сергею, планировали наладить производство чая. Познакомились на летнем съезде экопоселений, - рассказывает Бова. - И через неделю война началась. Я закончил курс медиаторов, так ездил и на Донбассе работать с громадами. Сын в то время был с бывшей женой в Мелитополе и оказался в оккупации. Впоследствии Бова эвакуировал ребенка и забрал к себе в поселение.
Садимся за столиком под деревом. Чуть ниже висит гамак.
- Поселился в гостевом домике Сергея, а потом взяли дом и отремонтировали его. И маму забрал, она из Кураховки. Там брат еще жил, но он комиссован после АТО, так уехал в Финляндию. Там ничего не осталось, - говорит мужчина с грустной улыбкой и красными глазами, полными слез. - Подумали, что одного дома мало, взяли этот и начали его ремонтировать. Год жили бесплатно и наконец купили.
Мужчина работает на фрилансе в ІТ-сфере. Чуть-чуть удается зарабатывать на производстве чая, сырье для которого собирает здесь в поселении.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ходила в одну церковь. Ее Эпифаний забрал"- о чем говорят и за кого молятся в храмах РПЦ в Киеве
- Хотелось экожизни, потому что в городе не хватает этого, - рассказывает Александр. - Ты сначала работаешь-работаешь, а потом отдаешь все в аптеках. Когда здоровье улучшилось. Когда приехал, то у меня был неврит головного нерва. Перед переездом лечился в Киеве месяц, трудно было ходить, что даже до магазина не мог дойти. Это потому, что 10 лет работал без отпуска, сидячая работа аукнулась.
С 2014 года мать Александра жила под постоянными российскими обстрелами. Поэтому мужчина мечтал вывезти ее из опасного региона.
- Была дерганая, нервная, и год где-то понадобился ей, чтобы прийти в нормальное состояние. Был такой посттравматический синдром, - говорит мужчина. - Переселенцев здесь также принимали со всей Украины. Около 600 человек приютили. Жили они и у Сергея дома, и у меня. Семей шесть обустроились и остались в поселении. То есть мы стали частью "зеленой дороги" - Сеть приютов на базе экопоселений. Было много работы, первые три месяца мало спали, мало ели - в голове "люди", "люди". Далее три месяца помогали обустраивать дома - проводили воду, электричество. Полгода прошло как один день.
Переселенцев кормили экологическими продуктами, в общем-то вегетерианскими, которыми обеспечивала сеть экопоселений. Помогал с финансированием датский фонд.
Сергей давал свои деньги, потому что людей не оставишь без помощи
- Сергей давал свои деньги, потому что людей не оставишь без помощи. Волонтеры начали поддерживать осенью прошлого года - прислали электропилы, генераторы, одежды много. Одна женщина из Львова, Татьяна, больше ста мешков одежды прислала. Еженедельно ездили на почту забирать - одели всех.
Сыну Бовы нравится жить в деревне. Мальчик имел задержку в развитии, но через год смог догнать сверстников. Когда ходит в лес, то расцветает, говорит Александр.
- С новой женой Наталкой здесь познакомился. Она тоже купила дом, и сделали такой семейный хутор. В такой дом нужно многое вложить, чтобы было удобно жить. Мы сделали канализацию, фонд купил бойлер, стиральную машину. Друзья помогли обогреватели купить.
В родном городе у Александра уже не осталось дома.
- Месяц назад сказали соседи, что после обстрела повреждены крыша, окна. Что могли из вещей, так нам переслали осенью. Будем жить уже здесь, потому что брат тоже хочет сюда переехать. Ему в Киевсовете отказали в компенсации на жилье, положенное атовцам. Целый год уже добивается, хоть комнату в общежитии.
ДОМ
Александр Бова проводит в дом. Перед входом держит собаку, чтобы не рычала. Через маленький коридор проходим в кухню, уставленную полками, столами и техникой. В центре стоит печка, побеленная известью, а за ней - туалет, умывальник и душевая. На плите стынет вареная гречка, на столе чайник, чашки, на деревянной доске лежит гроздь калины.
Слева в комнате сын Саша играет в игру за ноутбуком. Рядом у стены обустроено рабочее место с компьютером. К потолку мужчина прикрепил кольца для спортивных тренировок. С ребёнком спит пока в одной комнате.
Открывает шкаф и достает стеклянные банки с малиновым чаем. На полках расставлены благоухающие сушеные листья, которые Бова собирал собственными руками. Готовит чай в сушилке для стирки - поставил решетки и переоборудовал устройство.
Купил дом за 50 тыс. грн. Есть дома и по 100 тыс. грн, хотя они этого не стоят, говорит Бова.
- Пользуются ситуацией, что у переселенцев нет выбора, - жалуется. - Год назад мы сюда заехали. Стояла печка уже потрескавшаяся из глины, не рабочая. Мастер-сосед пришел переделал, оштукатурили. Трудно было вставить окно пластиковое, потому что электропила тяжело берет стены. Дом этот построили на дубе и грабе, которые обожгли для крепости. Из такого дерева делают каркас, нашивают планки и обкладывают цементной плиткой снаружи и изнутри. Потому они более устойчивы.
Чуть выше зарослей кустов стоит еще один дом. Его семья купила недавно, потому не успели сделать ремонт. Мужчина берет секатор, одевает резиновые сапоги. По пути срезает ветки и высокую траву.
В здании известковые стены обросли плесенью и пошли трещинами. На печке лежит открытый кожаный чемодан - с советскими газетами и фотографиями. Как будто кто-то уезжал спешно.
- В такие условия попадают переселенцы, когда приезжают сюда. Не все готовы приложить усилия для того, чтобы отремонтировать дома для комфортной жизни, - признается Бова.
Немного ниже на склоне выращивает клубнику, смородину, малину, кабачки и тыквы. Есть здесь лещина и кукуруза, помидоры. Из двора Александра открывается вид на все поселения.
- Здесь мой дом, моя кошка, собака - куда я поеду, - говорит напоследок мужчина и проводит к шлагбауму из деревянной балки. В память дарит банки малинового и орехового чая.
Комментарии