В пятницу 5 августа в Полтаве простились с 18-летним Максимом Краснокутским. Талантливый юный музыкант в первые дни российской полномасштабной агрессии добровольцем ушел в военкомат.
Просился в местную терроборону, был мобилизован на срочную службу артиллеристом. Погиб 28 июня в Донецкой области недалеко от Марьинки.
Провести в последний путь своего друга и коллегу пришли члены творческого сообщества города – студенты и преподаватели Полтавского музыкального училища, где Максим учился на третьем курсе, а также коллеги по муниципальному оркестру "Полтава", где он работал с 17 лет. 13 января Максиму исполнилось 18 лет.
– Хороший человек. Трудяга. Мотивированный, думал о своем будущем. К саксофону относился с любовью. В группе поначалу было тяжело, но упорно работал. У нас как раз освободилось место – саксофонист пошел на дирижера, а Максим пришел на его место. Сначала стажировался, за короткое время освоил навыки ансамблевой игры. Был сейчас самым молодым в коллективе, – вспоминает о Максиме Краснокутском руководитель духового оркестра "Полтава" Эдуард Головашич.
Максим был самым младшим не только в оркестре, но и в подразделении, в котором служил. Из-за того, что учился в колледже, получил псевдо "Студент".
Как случилось, что он оказался в пехоте – не знаю
Карьеру музыканта Максим избрал сознательно еще в детстве. Занимался музыкой многие годы. Был спокойным, открытым человеком. И патриотом своей страны, говорит преподаватель детской музыкальной школы №3 Артём Опошнян. С бывшим учеником был уже коллегой – сидели рядом в оркестре.
– Он пошел в военкомат добровольцем. Его мобилизовали, оформили на военную службу в качестве срочника. Он говорил, что хотел быть артиллеристом. Как случилось, что он оказался в пехоте – не знаю. Он ушел на другой день в военкомат. Мне позвонили по телефону и сказали, а потом сам мне первому сказал, что пошел служить. А потом уже родителям сказал. В учебку попал в мой кум, – рассказывает музыкант.
Связь с Максимом поддерживала, говорит. За неделю до гибели юноши как раз отправил ему экипировку – глушитель на автомат и прицел, которые тот просил.
О том, что Максим добровольно изъявил желание защищать Украину и попросился на передовую, говорит и представитель местного военкомата.
– Ему только исполнилось 18. Он сам ушел в первый же день в военкомат и попросил записать его добровольцем. Был мобилизован. Прошел обучение во Львовской области, затем – в "Десне". В зону боевых действий попал по собственному желанию. В таком возрасте мы не отправляем без личного согласия. Он сам просился. Был наводчиком минометной батареи, говорит офицер отдела призыва Полтавского городского объединенного территориального центра комплектования и социальной поддержки Роман Калина.
Военных на площади перед Свято-Успенским собором, где отпевают погибшего защитника, немного – лишь несколько мужчин в форме, которые стоят в почетном карауле. И ни одного из тех, с кем юноша служил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве прощаются с воином и поэтом Глебом Бабичем – фото и видео
Когда архиепископ Федор завершает чин похорон, объявляет прощание родным и близким. К гробу вереницей подходят с пышными букетами родные, друзья, соученики и работы. Над площадью раздается из колонок "Мелодия" Мирослава Скорика и разносится многоголосные рыдания.
Меня не заберут, я кроме нот ничего не видел
Когда музыка замолкает, военные с почетного караула загружают гроб в катафалк. И вдруг в полной тишине раздаются одинокие аплодисменты. Это преподаватель Максима из полтавского музыкального училища Елизар Пащенко отдает последнее уважение своему талантливому ученику. Через мгновение над площадью разносятся аплодисменты. Так Полтава простилась со своим талантливым сыном.
– Он интеллигентен, потому что он всю жизнь связан с искусством. Окончил музыкальную школу по классу саксофона, параллельно занимался бальными танцами. В 2019-м поступил в музыкальное училище. Этот учебный год обучался и работал в оркестре. Когда сдал сессию, на каникулах 22 февраля у нас с ним был разговор о службе в армии. Ответил, что ему еще полтора года учиться в колледже, а дальше мечтал о консерватории. Родители ему долго собирали деньги на саксофон Yamaha, сказал, что еще его не овладел. Готовился к вступлению – в этом году или в следующем. Несколько раз был в городе Днепр, мечтал учиться там в консерватории имени Глинки, – рассказывает Gazeta.ua родная тетя Максима, его крестная мать и преподаватель музучилища Лина Богодиста.
Утверждает: других намерений у юноши не было. Думал только о музыке. А когда началась война, Максим отправился в терроборону, чтобы помогать защищать родной город. Родителям сказал, что никуда воевать не собирается. Планировал помогать в учебном центре – физически. Никаких военных навыков не имел.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Харьковской области погиб 35-летний воин из Полтавы: фото защитника
– Когда его мать просила не идти, потому что могут забрать на срочную, сказал, что новичков на войну не берут. "Меня не заберут, я кроме нот ничего не видел", – таков был ответ. А в военкомате его мобилизовали. Сказали, что забрали, чтобы через два месяца немного подучился военному делу, – говорит женщина.
До орков 500 метров и они машут ручкой перед тем, как начинают обстреливать "Градами"
В последние дни февраля Максим Краснокутский прибыл в учебный полигон, а в начале марта уже принес военную присягу. Это стало полной неожиданностью для близких, утверждает Богодиста. Когда на полигон прилетели русские ракеты, призывников переселили в палатки. Учили стрелять и копать окопы. Затем – еще один обучающий полигон. Родные ждали, что юноша скоро вернется в Полтаву, где будет служить в территориальной обороне и продолжит обучение. А затем прилетело шокировавшее известие: Максима отправили на передовую.
– Его сослуживец, которого списали по состоянию здоровья, рассказывал, что их просто обманули. Обещали, что призывников не отправят, но потом поставили перед фактом. Так выполнили план по мобилизации. Максим сказал мне и родителям, что контракт не подписывал. Когда он уехал – не знаю. Все было секретно, ему не разрешали говорить, куда он уезжает. В последнем разговоре сказал, что они на передовом. До орков 500 метров и они машут ручкой перед тем, как начинают обстреливать "Градами". А он со старым автоматом против снарядов, – плачет тетя погибшего.
Утверждает: племянник говорил, что в пехоте оказался случайно, потому что его готовили быть артиллеристом. И обвиняет командиров, которые не только отправили юношу в одну из самых горячих точек фронта, но и не дали защитникам средств защиты и надлежащего оружия.
– За свои деньги он покупал себе бронежилет, подставку, глушитель, оптику к старому автомату, который издали. Это его все не спасло. В тот день, когда он погиб, на них летели "грады" и фосфор. Он даже снял об этом видео и отцу сбросил. А у них стоял миномет, который нечем заправить – боеприпасов нет. В последнем разговоре сказал: нас бросили с автоматами против бомб, мы ничего не можем поделать, – рассказывает родственница парня.
В заключение уверяет: будет искать правду в Минобороны и правительстве. Считает, что воевать должны умудренные военные, а не юноши, которые еще жизни не видели и никогда раньше не держали оружие в руках.
Похоронили Максима Краснокутского на Аллее Героев на Затуринском кладбище.
Комментарии