Президент Украины Виктор Янукович впервые за 1,5 года провел пресс-конференцию. На нее аккредитовалось около 400 журналистов. Через два часа он смог ответить лишь на 17 вопросов.
- Эту пресс-конференцию, а также телемост "Диалог со страной" следует оценивать, как начало стартовой кампании. И многое из того, что говорил президент, обозначено тем, что он думает о 2015 годе, а не о 2013-м, - считает политолог Кость Бондаренко.
Чем вам запомнилась эта пресс-конференция?
Во-первых, Янукович стал более уверенно отвечать на вопросы. Во-вторых, был учтен ряд организационных ошибок, которые произошли на предыдущей пресс-конференции президента. Тогда возникло немало проблем с аккредитацией. Не все смогли попасть на мероприятие. Некоторые журналисты возмутились, что им не дали задать вопрос. На этот раз решили: составляйте список сами, передавайте его, мы будем по нему работать. Здесь надо отдать должное Дарке Чепак, которая смогла так организовать конференцию.
То есть, вопрос, по вашему мнению, не были согласованы?
Я не думаю, что Мустафа Найем или кто-то из журналистов из движения "Стоп цензуре!" согласовывал свои вопросы. Не думаю, что было заранее прописано вопрос о состоянии сына Януковича Александра. Хотя к этому вопросу президент был готов. Некоторые говорят, что ответ должен быть откровенным, но, как по мне, Янукович ответил так, как того требовала ситуация. Честно говоря, не до конца понятным и продуманным показался флеш-моб журналистов "Стоп цензуре", которые одели маски с изображением президента. Если они намекали на то, что Янукович разговаривает сам с собой, то тогда бы они не должны были задавать вопросов и должны быть молчаливыми свидетелями. Получилось, как в том анекдоте: или трусы наденьте, или крестик снимите.
Почему слово получили только 17 журналистов?
Я не сторонник того, чтобы такие пресс-конференции посещали сотни журналистов. Посмотрите на практику пресс-конференций в Белом доме: туда допускается не более 20 журналистов из разных изданий. Это, как правило, брифинг. Все ответы раздаются заранее пресс-релизом. Минимум импровизации. Та же практика распространена в государственных органах Франции, Великобритании. Никто это не считает это ограничением свободы слова. Что касается пресс-конференции Януковича, ее сделали такой, чтобы никто не сказал, что у нас есть нарушение свободы слова. Пустили фактически всех желающих. В результате получили слово 17 журналистов. Другие оказались просто статистами. Журналисты сами стали заложниками свободы слова в данной ситуации. В это же время, после такой пресс-конференции вряд ли кто-то сможет говорить, что в Украине нет свободы слова.
Правильные вопросы задавали журналисты?
Я не представляю, если бы президентам других стран были поставлены вопросы в такой тональности. Задавать можно любые, и о семье, и об имуществе. Президенты других стран тоже много раз были краснеть за своих детей, за свои семьи, то есть за моменты, связанные с личными вещами. Вспомните президента Франции Француа Миттерана, которому постоянно вспоминали его любовницу и внебрачную дочь. Но вопрос задавались с уважением, без сарказма. В данной ситуации должно быть уважение между высокими и журналистами.
Насколько президент вам показался открытым?
Задача любого политика или дипломата - сказать ровно столько, чтобы не сказать ничего лишнего. Если президент будет слишком открыт, он превратится в президента Венесуэлы Уго Чавеса. То есть будет постоянно выставлять себя на посмешище. Янукович был уверен, он сказал все, что считал нужным. Кстати, не сделал ни одного ляпсуса. Это тоже стоит отметить. Раньше каждый его выступление отмечался моментами, которые вызвали у журналистов шутки. Сейчас президент провел пресс-конференцию довольно спокойно и без эксцессов.
Комментарии
13