С 1 января 2010 года вступает в силу запрещение размещать рекламу табачных изделий, алкогольных напитков и соответствующих торговых марок, во всех печатных средствах массовой информации (кроме специализированных изданий).
Об этом заявил заместитель председателя Верховной Рады Николай Томенко.
Вице-спикер призвал обратить особое внимание на определение понятия "специализированное издание". По его словам, в законе "О рекламе" на сегодня нету определения "специализированного издания", в котором позволяется соответственно реклама алкоголя и табака, нет такого определения и в других законах.
"Запрещение на рекламу табачной и алкогольной продукции во всех печатных изданиях, за исключением специализированных, вступает в силу 1 января 2010 года. Но и до сих пор понятие "специализированное издание" в законе определено не было. Некоторые компании перерегистрировали издание как специализированные, что позволило им претендовать на бюджеты табачных и алкогольных компаний", - сказал Томенко.
Теперь, подчеркнул он, этот факт в любом случае не останавливает действие закона, и призвал Министерство юстиции совместно с Государственным комитетом телевидения и радиовещания, профильным парламентским Комитетом и с привлечением специалистов и экспертов сделать соответствующие разъяснения по этому вопросу.
Томенко отметил, что в Украине действуют нормы закона об ограничении рекламы алкоголя и табака, автором которого он является. Данные нормы закона "О рекламе", что вступили в силу с 1 января 2009 года предусматривают: запрещение наводить в телепередачах звуковую информацию рекламного характера о спонсоре - производителе алкогольных напитков, его наименовании, или торговой марке; запрещение рекламы табачных изделий и соответствующих торговых марок средствами внешней рекламы; запрещение рекламы алкогольных напитков и соответствующих торговых марок средствами внешней рекламы, а также запрещение рекламирования алкогольных напитков, табачных изделий, пива и соответствующих торговых марок известным лицам.
Также Томенко напомнил, что в парламенте на сегодняшний день зарегистрированы ряд законопроектов относительно ограничения или запрещения алкоголя и табака, в том числе и его проект (N 1014-2) о необходимости полного запрещения рекламы пива и алкогольных брендов на телевидении до 24 часа.
В то же время главный координатор гражданской кампании "Форум спасения Киева" Виталий Черняховский заявляет, что необходимо полностью запретить рекламу алкоголя и табака.
"Много стран не имеют такого понятия как реклама алкоголя, табака, игрового бизнеса. А некоторые страны не имеют вообще понятие алкоголя, потому что он у них просто запрещен", - отметил Черняховский.
"Поэтому постепенное ограничение рекламы табака, алкоголя в любых формах - это нормальный путь. Закон о запрещении рекламы алкоголя в печатных СМИ нужно выполнять с 1 января 2010 года, без всяких соглашений и попыток его заблокировать. То есть, если к рекламе табака и алкоголя применено жесткое законодательство, оно должно выполняться".
По его словам, название "специализированное издание" должно быть прописано в законе "О прессе (печатные СМИ) в Украине".
Также эксперт отметил, что в этой сфере является необходимым принятие еще двух законопроектов.
"Первый под авторством "бютовцев" Николая Томенко и Андрея Шевченко N 1014-2 относительно ограничения рекламы пива и слабоалкогольных напитков. Другой законопроект N 5164 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (относительно запрещения рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий), под которым подписались 15 народных депутатов Украины от разных фракций (ПР, БЮТ, НУНС, КПУ) и который предусматривает полное запрещение рекламы табака", - отметил Черняховский.
По мнению эксперта, нет никаких преград поставить его в ближайшее время на голосование и проголосовать и полностью запретить рекламу табака.
"Следующий шаг - это полное запрещение рекламы алкоголя как продолжение этой самой линии.
Никакой проблемы здесь не вижу, ведь этих изменений требует именно общество. Согласно социологическому опросу 85 % населения хочет прекратить алкоголизацию и табаконизацию населения", - просуммировал Виталий Черняховский.
Напомним, 1 января 2009 года вступили в силу отдельные нормы закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о рекламе", принятого в марте 2008 года, который тянет за собой усиление ограничений рекламы алкогольных и табачных изделий. Настоящий документ был инициирован в свое время депутатом Томенко.
В частности, с января запрещается в телепередачах подавать какую-либо информацию рекламного характера в виде дикторского текста или звукового сопровождения о спонсоре-производителе алкогольных напитков, называть его имя (название) или подавать знак для товаров и услуг спонсора.
Кроме того, с 1 января запрещается внешняя реклама табачных изделий и алкогольных напитков, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия или алкогольные напитки. Также запрещается такая реклама на транспорте.
Gazeta.ua
Комментарии
1