- 11 и 18 декабря будут выборы в объединенные территориальные общины. Они очень важны для властей. Хотят провести туда лояльных к себе людей. Жители общин не понимают, что происходит. Могут упустить шанс влиять на процесс, - говорит 44-летний Виталий Скоцик, лидер Аграрной партии.
Встречаемся в его офисе на ул. Васильковской в столице в 8:50 18 ноября. Опаздывает на 20 мин.
- Детей в школу отвозил, - говорит. Секретарь угощает кофе. У Виталия Евстафьевича на рабочем столе тарелка с яблоками. - Вот и вся еда на день - яблоки и зеленый чай. Мне хватает.
Выборы пройдут в 184 общинах. Но информации о них почти нет. Что за этим кроется?
- Выборы в общины - это определенный этап децентрализации в стране. Децентрализация - очень полезная вещь. Если бы административно-территориальная реформа заработала лет 15 назад, мы бы не имели сегодня проблем на Донбассе и в Крыму. Но нельзя делать так, как запланировало правительство в 2015 году.
Почему?
- Потому что реформу начали нахрапом, как делалось в Советском Союзе. Никто не говорил с людьми. Не было четкого плана, финансовой и административной моделей общин. В областных администрациях фломастером начали обводить границы новообразованных объединений. Задание было - до 30 мая 2015 года принять разделение по каждой области. Потом до середины июля его должно было утвердить правительство. И такими темпами провести административно-территориальную реформу до конца года.
Однако в основе этой реформы лежит добровольное объединение граждан. То есть люди сами должны хотеть объединиться. Принятый Верховной Радой закон - хороший. Однако нет закона о добровольном разъединении общин. А он нужен.
Какие еще опасности "раздела фломастером"?
- Никто не анализировал экономический потенциал сельских советов и новообразованных общин. Даже те, кто продвигает идею объединения в общинах, не знают об экономической целесообразности. Ответа не может быть - потому что никто не понимает, какая будет налоговая система на следующий год или пять лет.
В 2016-м новообразованные общины получили поддержку из государственного бюджета. Но в следующем году, возможно, ее не будет. Что делать общинам, которые не имеют бюджетообразующих предприятий на своих территориях?
Как тогда быть?
- Перед началом реформы стоит урегулировать проблемы, которые больше всего волнуют людей. Это - запрет на внедрение рынка земли в нынешней ситуации в стране.
Второе - система налогообложения аграрного сектора. Она успешно действовала 17 лет. Правительство начало ее менять не в лучшую сторону.
И третье - люди должны понимать, какие выгоды будут иметь от объединения.
В Украине есть успешные общины. Для примера: в городе есть два-три мощных предприятия, которые наполняют бюджет. Но нет земли. А окрестные сельские советы не имеют денег. Зато у них есть земля. Тогда собираются депутаты городского и пригородных советов и принимают решение: если будем вместе, сможем развиваться.
А есть и плачевные примеры административно-территориальной реформы. Люди объединились, а теперь хотят разъединиться. Однако не могут.
Ваша политическая сила будет участвовать в этих выборах?
- Мы очень успешно поработали на местных выборах 25 октября в прошлом году. Поэтому ставим перед собой задачу - выиграть выборы в новообразованные общины и 11-го, и 18 декабря.
Страна начинается не с президента, не с премьера, не с правительства и не с Верховной Рады. Страна начинается с гражданина. Если научим людей демократии снизу до верху, они поймут, что в действительности все в их руках. И что надо идти во власть.
С кем-то будете объединяться?
- Сегодня мы интересны как потенциальный партнер большинству парламентских политических сил и тем, которые вне Верховной Рады. Однако на выборы идем сами. Задание перед нашими местными организациями - победить и сформировать большинство, которое будет работать на общество.
Ваши избирательные лозунги "Землю - общинам!", "Деньги - общинам!", "Власть - общинам!" напоминают коммунистические. Почему именно они?
- За всю историю нашего государства украинцам местный уровень самоуправления был наиболее присущ. Должности писаря, гетмана, старосты, уездного были выборными. Поэтому говорим: "Землю - общинам!" А кто же должен распоряжаться ею на территории сельского совета, если не община?
Из почти 7 миллионов людей, которые получили паи, около миллиона умерли. В виде невытребованных паев по всей Украине - 4,5 миллиона гектаров земли. Госгеокадастр хотел все это собрать в Государственный земельный банк и потом продать. Но это - неправильно. Землей должны распоряжаться общины.
Они смогут эффективно работать, когда будут иметь полномочия и финансы.
Как вы общаетесь с людьми в регионах?
- Говорю: "Люди, вы никогда не были в политике. Думаете, кто-то другой должен управлять вашей общиной, районом, областью, Верховной Радой? Мы все так думали. И что имеем? Прошло два с половиной года после Революции достоинства - и ничего не изменилось. Все реформы завалились. Почему? Потому что мы считали, что наибольший уровень патриотизма - быть профессионалом своего дела. Я медик - значит должен работать в больнице. В Верховной Раде должен быть кто-то другой. Я библиотекарь - мое место в библиотеке. Я фермер - буду заниматься аграрным производством. Но если ты хороший врач, имеешь авторитет, то должен идти в Раду. И от имени общества принимать решения с такими же умными людьми". Наше задание - убедить украинцев, что все в их руках. На последних местных выборах в списках Аграрной партии было только 30 процентов людей, которые заняты в аграрном производстве. А 70 процентов - врачи, учителя, научные работники.
Ваша партия будет в оппозиции к нынешней власти после декабрьских выборов?
- После местных выборов мы не стали провластной силой. Но и не присоединились к так называемой оппозиции. Если человек был во власти, в коалиции, принимал бюджеты последних лет, изменения к налоговой системе - какой же это оппозиционер?
Сегодня в парламенте только одна политическая партия имеет историю более двух лет. Все остальные были созданы под последние выборы. Поэтому мы даем обществу альтернативу между теми, кто во власти, и теми, кто называет себя оппозицией.
Чего еще недостает реформе децентрализации, чтобы быть успешной?
- Административно-территориальная реформа не может быть отдельно от земельной и налоговой. Например, в Польше все сделали комплексно. Сначала инвентаризировали земли, заложили основу земельной реформы. Второе - выстроили основу налоговой реформы. Параллельно с этим начали внедрять децентрализацию. То, что мы говорим "власть - общинам", "землю - общинам", "деньги - общинам".
Девять лет поляки реформировали сельские советы в гмины. Потом начали формировать уезды. И на том этапе считали, что воеводства - наши области - не нужны. На 11-й год реформы поняли - воеводства нужны. Потому что не все вопросы можно решить на уровне уездов.
У нас вышла административно-территориальная реформа по-советски. Нахрапом, бегом, не слушая людей. В украинском обществе это уже не срабатывает.
Как изменится жизнь объединенных общин с бюджетом 2017-го?
- Есть много вызовов и рисков на следующий год. Они будут касаться не только объединенных общин, но и тех, кто не объединился. Разницы особой нет. Правительство настроилось дальше изменять налоговую систему относительно аграрного производства. Они нанесли много вреда за два последних года. А уровень Верховной Рады не отвечает уровню украинского общества. Поэтому первый вызов - все аграрное производство с 1 января должно быть переведено на общую систему налогообложения, по их замыслу. Однако сейчас основное наполнение местных бюджетов идет от упрощенной системы налогообложения. В селах бюджеты наполняются от налогов на гектар земли. Деньги сейчас остаются на месте - этого уже не будет. Средства будут идти в государственный бюджет.
Второй вызов - с 1 января все расходы технического характера возлагают на местный бюджет. Это - коммунальные платежи школ, детских садов, местных больниц. То есть счета за электричество, газ, воду, уголь, зарплата оператора котельной, уборщицы, водителя школьного автобуса. В бюджете сельских советов этих денег нет. Значит, им выключат электричество, газ.
Поэтому со страхом следим за бюджетом, который представят во втором чтении в Верховной Раде.
Вы уже два года возглавляете Аграрную партию. Какой опыт приобрели за это время?
- Всегда трудно воспринимал фальшивую человеческую сущность. Это было и в бизнесе, и сегодня - в политике. Были случаи откровенного предательства за это время.
Немало экспертов говорят, что стоит ожидать внеочередных парламентских выборов в 2017 году. Аграрная партия готова к ним? Какова вероятность, что они будут досрочными?
- Мы должны быть готовыми к выборам независимо от того, когда их объявят. Партия - это не инструмент выборов, это инструмент организации общества.
Нашей силе в следующем месяце исполнится 20 лет. Я - девятый глава партии. За это время она не стала собственностью кого-то из олигархов. Или партией имени какого-то человека. После меня будет 10-й, 11-й, 12-й глава партии. Наше задание на следующих выборах - пройти в Верховную Раду мощной фракцией. И решать проблемы страны.
Думаю, парламентские выборы состоятся в 2019-м. Вместе с президентскими. Но если таки пройдут раньше, мы будем готовы.
Вы много ездите по стране. Какие настроения в обществе сейчас преобладают?
- У людей отчаяние. Потому что за два с половиной года после Майдана в стране почти ничего не изменилось.
Что остается? Выезжать за границу. Если открыть статистику ООН - каждый день на постоянное местожительство из Украины выезжает 70-80 людей. А работают за рубежом - больше 4 миллионов.
Поэтому местные выборы важны тем, что надо убедить украинцев - должны строить страну снизу вверх.
Чего люди ждут от руководства государства?
- Мне кажется, что уже ничего. Уровень доверия и к президенту, и к Кабмину, и к Верховной Раде чрезвычайно низкий. Если взять рейтинги партий, то у кого-то 10 процентов, а у кого-то - 15. Но надо смотреть на уровень недоверия. Сегодня нет ни одной политической силы, ни одного имени в украинской политике, у кого уровень недоверия меньше 60 процентов. Большинство украинцев никому не верят. Вот и задача - вернуть доверие. Но этого не сделать хорошей картинкой по телевизору. Для этого нужна работа в тех же общинах.
Как победа Дональда Трампа на президентских выборах в США повлияет на отношения Украины и Соединенных Штатов?
- Перед этим был брексит в Великобритании, чуть позже - выборы в Молдове, в Болгарии. Люди в каждой стране говорят: "Нас мало интересует, что происходит где-то. Нам важен наш уровень жизни". Это же сказали миру и американцы, выбрав Дональда Трампа. Он обещает снизить налоги с 35 процентов до 15. При этом внешний долг вырастет на 20 миллиардов долларов. Рядовому американцу это безразлично. Он считает: "У меня есть тысяча дохода, из которой отдаю 350 долларов налога. С Трампом буду платить 150. Потому я - за него, а он пусть решает, что делать с внешним долгом".
Для Украины это - сигнал: никто за нас не будет заботиться в нашей стране. Все должны сделать сами.
Завершается 2016 год. Как оцените его для Украины? В чем-то достигли прогресса?
- Нет. Упали, наверное, до крайней точки, от которой надо начинать расти и двигаться вперед. Валовой внутренний продукт в прошлом году составлял приблизительно 83 миллиарда долларов. Правительство говорит, что в этом году он вырос на 1,3 процента - в гривне. Если же посчитать в долларах, то упал на 10 миллиардов. Будет девальвация гривни. Экспорт падает, производство не развивается, рабочие места сокращаются.
Еще один показатель - демографическая ситуация. Население Украины с начала года уменьшилось почти на 129 тысяч людей. Каждый день теряем 400-450 граждан. Это не просто разница между теми, кто родился и умер. Здесь и те, кто выехал из страны. То есть экономика выгнулась, население уменьшилось. Нет никаких признаков, что в 2017 году сможем выйти на какую-то точку стабилизации.
Какие главные задачи перед страной на следующий год?
- Первое - выборы территориальных общин. Люди будут понимать, что страна начинается с них. Не сверху, а снизу.
Второе - победить коррупцию.
Третье - поменять избирательное законодательство. Чтобы выборы проходили по открытым спискам.
К людям должна вернуться вера, что они могут это сделать. Вера, которая была во время Майдана.
Комментарии
4