- Ребята, сегодня кого отпускают? - спрашивает пожилой мужчина в шести "беркутовцев", которые охраняют вход в Апелляционный суд Киева. Те пожимают плечами.
- Да никого, дед, уже не выпустят, - смеется один из них после паузы. Пожилой мужчина молча уходит.
Сегодня, в 10 час. должно состояться заседание Печерского суда Киева по делу об убийстве экс-нардепа и предпринимателя Евгения Щербаня. Обвиняют в этом экс-премьера Павла Лазаренко и Юлию Тимошенко. Допрашивать будут свидетеля Виталия Гайдука. В 1994-1996 годах он был заместителем председателя Донецкой облгосадминистрации. Он - один из соучредителей Индустриального союза Донбасса.
Недалеко от входа во двор суда стоят еще шестеро мужчин в гражданской одежде с наушниками и рациями. Следят за прохожими. На этот раз заседание суда не сопровождает митинг сторонников Тимошенко, как это было всегда. Улица - пустая.
Во дворе стоят еще 20 правоохранителей. За зданием припаркован автобус с "беркутовцами". 55-летний Виталий Гайдук в темно-синем костюме в полоску и голубой рубашке медленно прохаживается по двору. Смотрит на елки. С журналистами не общается.
Около 9.35 из черного "Лексуса" выходит защитник Тимошенко, бывший нардеп от "Батькивщины" Сергей Власенко.
В 10 час. начинается судебное слушание. На скамье защитников Сергей Власенко, нардеп от "Батькивщины" Андрей Кожемякин и адвокат Алексей Плахотнюк. С противоположной стороны - прокурор Олег Пушкарь. На скамье позади него - сыновья Щербаня Руслан и Евгений.
Тимошенко на слушание не привезли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд по Щербаню начался без Тимошенко
- На каком основании суд лишил Юлию Тимошенко права быть на судебном заседании? - спрашивает Власенко резко. - Два часа назад господин Колпащиков сделал заявление, что Тимошенко имеет возможность участвовать в судебном заседании, а Пенитенциарная служба просто отказалась ее доставлять.
- К сожалению, два часа назад по адресу суда предоставлен акт, по которому Тимошенко не захотела реализовать свое право присутствовать на судебном заседании, - говорит судья Оксана Царевич и кашляет.
Власенко отрицает, но судья его не слушает.
К трибуне подходит Гайдук. Кладет черный футляр от очков. Судья читает свидетелю его права. Голос срывается на кашель.
- Может, объявим перерыв, если вам плохо? - вкрадчиво спрашивает Власенко. Царевич улыбается и машет головой.
- Расскажите, пожалуйста, все, что вы знаете о деловых отношениях ЕЭСУ и ИСД, - говорит Плахотнюк.
- В начяле ноября 1995 года Донецкая администрация получила письмо из Газпрома о том, что компания ЕЭСУ уполномочена поставлять газ предприятиям Украины, в том числе и Донецкой области, - рассказывает Гайдук. - Щербань рассказал, что ему звонила Тимошенко по этому поводу. Была встреча. Мы им сказали, что у нас понимание другое. Было много дискуссий. Потом появилось постановления правительства №1033 - в нем было четко написано: оптовые импортеры должны заключать договоры со всеми предприятиями, а областные госадминистрации - им помогать. Через неделю госкомитет нефти и газа утвердил розпределение импортеров между областями. Там было указано, что в Донецкую область поставляет газ исключительно ЕЭСУ. В декабре 1995 года ЕЭСУ и ИСД заключили контракт по поставке газа.
Говорит полчаса. В течение этого времени Власенко записывает цифры и даты на бумаге, предложения набирает на белом планшете.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: У Гайдука нет доказательств причастности Тимошенко к "делу Щербаня"
- Было давление со стороны Лазаренко, - переходит на украинский Гайдук. - Любой звонок Павла Лазаренко, даже когда он спрашивал о здоровье, воспринимались руководителями заводов однозначно.
- Имеете ли вы доказательства причастности Юлии Тимошенко к заказу убийства Евгения Щербаня? - спрашивает Власенко.
- У меня нет прямых доказательств причастности Тимошенко к смерти Щербаня, как и ее непричастности. Я не знаю, - говорит по слогам свидетель.
Защита допрашивает Гайдука около часа.
- Знаете ли вы о разговоре между Тимошенко и Евгением Щербанем? - спрашивает Пушкарь.
- Слышал со слов Момота (один из совладельцев ИСД - Gazeta.ua), - кивает Гайдук.
- Возражаю, - срывается с места Власенко. - Свидетельства по словам третьих лиц суд не должен принимать во внимание.
- Сядьте, - устало говорит Царевич.
- Слышал по словам Момота, что Тимошенко и Щербань не любезничали, но и кирпичами друг в друга не бросали, - говорит Гайдук. - Можно мне воды?
Помощница приносит бумажный стаканчик. Гайдук пьет залпом. В 12 час. судья объявляет перерыв на 20 мин. Гайдук стремглав выбегает из зала.
- Дорогу! - кричит. - Покурить не успею.
Во время перерыва скуривает две ментоловые сигареты марки "R1". Пьет "Моршинскую" сильногазированную в стеклянной бутылке. Заходит в зал медленно. Подходит к сыновьям Щербаня. Разговаривает с ними 10 мин вполголоса.
После перерыва Гайдука допрашивают защитники пострадавших - сыновей убитого. Спрашивают об имуществе Щербаня. Гайдук утверждает, что ничего об этом не знает. Власенко на планшете заходит в "Фейсбук". Читает посты и статьи интернет-изданий, пишет смс на черном айфоне.
Кожемякин собирает свои вещи в черный кейс и кивает судье.
- Иду за Киев голосовать, - обьясняет журналистам. - В Верховной Раде должны голосовать за выборы мэра и Киевсовета.
Через час свидетелю ставят уточняющие вопросы.
- Да сколько же можно? - смеется Гайдук. - Опять по кругу.
- Это уже конец, - успокаивает его судья.
В 14 час. Царевич объявляет закрытии заседания.
- Стороны прошу остаться, будет допрос еще одного свидетеля, - бормочет она.
Власенко растерянно смотрит на журналистов.
- Наверное, Кириченко, - говорит.
19 апреля в 16 час. будут допрашивать свидетеля обвинения Петра Кириченко.
- Этот свидетель находится под бешеным давлением прокуратуры, получил у них деньги за свои показания, - рассказывает Власенко журналистам. - С показов Зайцева (предыдущий свидетель - Gazeta.ua) знаем, что Кириченко злоупотребляет алкоголем, употреблял тяжелые наркотики и имел бешеную неприязнь к Юлии Тимошенко. Кроме того, его жена была заложником в Украине. Надеяться, что он будет говорить правду, нет никакой надежды.
Комментарии
6