Пока в мире повсеместно терпят крах мирные инициативы, лидеры Южной и Северной Корей пытаются найти общий язык.
Еще одна попытка диалога
15 августа президент Южной Кореи Юн Сок Йоль в речи по случаю Дня национального освобождения предложил Южной Корее обсудить возможность воссоединения. Единственное условие – северная соседка должна сделать шаг к ядерному разоружению. Если Пхеньян положительно среагирует на предложение Сеула, остальные вопросы можно будет урегулировать на базе специально созданного Консультативного органа. В первую очередь речь идет об ослаблении напряженности в отношениях двух стран и об экономическом сотрудничестве.
"Диалог и сотрудничество может привести к существенному прогрессу в межкорейских отношениях", - заявил Юн.
Пока КНДР на предложение не отозвалась.
Неудачный момент
Время для разрешения споров почти столетней давности Сеул избрал не совсем уместное – КНДР в 2024 году отказалась от воссоединения Корей как от политической цели. Демарш насторожил не только южную соседку, но и другие государства, ведь Северная Корея с тех пор считает Южную враждебную державу.
Южная и Северная Кореи были поделены между СССР и США по итогам Второй мировой войны. В 1948 году после противостояния на территории Южной Кореи были проведены выборы под наблюдением ООН и страну признали независимой. На севере советская власть сформировала коммунистическое правительство – так возникла Северная Корея. Оба государства воевали с 1950 по 1953 годы, официально не признают друг друга и по сей день. Тем не менее, политическая цель на воссоединение была декларирована как приоритетная и Пхеньяном, и Сеулом.
Приподнимут железный занавес
Южную Корею могли встревожить некоторые недавние обстоятельства. Например, растущая открытость Северной Кореи к внешнему миру. Так, официальный Пхеньян якобы готов в декабре 2024 года открыть город Самджион для иностранных туристов после более четырех лет жестких ограничений из-за карантина. Правда, большая открытость может относиться к российским туристам, поток которых в КНДР недавно существенно вырос.
Более тревожный "звоночек" для Сеула состоит в том, что после визита Путина в Северную Корею Пхеньян ведет себя все более дерзко. К примеру, испытывает новейшее оружие.
Поэтому у Южной Кореи более чем достаточно оснований для миротворческих инициатив. Но пока Пхеньян не слишком настроен на такие конструктивные идеи, потому что с 9 по 14 августа США и Южная Корея провели совместные военные учения по боевым стрельбам, причем на полигоне в 30 километрах от границы с КНДР. После такого проявления силы вряд ли Северная Корея будет склонна принять предложение южной соседки о переговорах.
Впрочем, можем предположить, что попытки наладить отношения будут продолжены. Ведь к КНДР проявляет интерес Япония. В японском правительстве весной 2024 года искали возможность встретиться с северокорейским лидером Ким Чен Ином. Реакций Пхеньяна не последовало. Но укрепление Японии Северной Кореей было бы опасностью для Южной Кореи. Опосредованно о встревоженности Сеула свидетельствует тот факт, что Южная Корея официально выразила сожаление о японских чиновниках, посетивших храм Ясукуни. По версии Сеула храм Ясукуни является символом милитаризма и колониальной истории Японии.
Ведь если Япония, поддерживаемая США, договорится еще и с Северной Кореей, чего ждать Южной? По последним аналитическим прогнозам, Соединенные Штаты не устоят против такой коалиции.
"Оси зла"
В Пентагоне обеспокоены перспективой иметь соперников на трех фронтах: с Россией, Китаем и КНДР. Моделирование дало неутешительные результаты.
Если Россия атакует страну НАТО, Соединенные Штаты будут вынуждены ответить ради защиты Европы. Китай воспользуется ситуацией и заберет себе Тайвань, а Северная Корея совершит агрессию против Южной.
Поскольку у всех трех стран есть ядерное оружие, Министерство обороны США считает, что существует вероятность "непредсказуемых ядерных кризисов".
Австралийский Институт экономики и мира в докладе о состоянии вооружения стран мира отметил, что на Земле продолжается 59 вооруженных конфликтов с участием 92 стран, и это максимальный показатель с 1945 года. Страны горяча вооружаются. Наибольшую долю по отношению к своему ВВП на укрепление вооруженных сил тратит как раз КНДР - 24% (2023 год), далее с большим отрывом Афганистан (10%), Оман (5,9%), Алжир (4,3%), Мали. Саудовская Аравия и Марокко (по 4,5%). На постсоветском пространстве больше всего тратят на армию Армения (4,2%) и Азербайджан (3,8%). В США расходы на оборону составили 3,1%, тогда как в начале столетия показатель достигал 4,7%.
Олимпийский сигнал
Итак, не зря представитель Белого дома Джон Кирби заявил – военное сотрудничество РФ с КНДР опасно не только для Украины (потому что страна-агрессорка применяет северокорейские ракеты для обстрелов нашей территории), но и для стран Индо-Тихоокеанского региона.
Вдобавок, Институт изучения войны обращает внимание на активное сотрудничество Северной Кореи с Ираном. Ровно год назад КНДР провела обучение по отработке ядерного удара по Южной Корее.
Если бы Пхеньян принял предложение Сеула, США были бы относительно спокойны хотя бы за Корейский полуостров. Но действительно ли участие Северной Кореи в летней Олимпиаде в Париже было сигналом готовности вести мирные переговоры с Южной Кореей?
Друзья не навек?
Сотрудничество КНДР и России сейчас вовсе не означает, что РФ является союзницей Северной Кореи навсегда, потому что вряд ли Пхеньян забудет поддержку санкций против КНДР, – отметил директор Института исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
"На самом деле там дружба только в телевизоре. Кроме того, Россия платит "живыми деньгами" и остановкой санкционного режима. Да, россияне голосовали за санкции, но не могут их отменить. Например, отказываются пролонгировать работу Мониторинговой группы, - объясняет эксперт - Россия обещает за свои средства построить три завода на территории КНДР. А также это буквально доллары в чемоданах".
В таком случае реакция Северной Кореи на мирные инициативы Южной может быть и положительной. Многое зависит от того, что Сеул может предложить Пхеньяну такого, чего Ким Чен Ын не может получить от России или Ирана. Предметные предложения станут основной интригой вероятного мирного процесса, однако ожидается, что они будут строго засекречены.
Комментарии